Адвокатура России: прошлое и настоящее

В декабре 1958 г. Верховный Совет СССР принял ряд новых законов, в их числе "Основы уголовного законодательства", "Основы уголовного судопроизводства", "Основы судоустройства" и др. Законом о судопроизводстве значительно расширились права адвокатов. В ст.22 Закона записано, что "защитник допускается к участию в деле с момента объявления обвиняемому об окончании предварительного следствия и предъявления обвиняемому для ознакомления всего производства по делу. По делам о преступлениях несовершеннолетних, а также лиц, которые в силу физических и психических недостатков не могут сами осуществлять свое право на защиту, защитник допускается к участию в деле с момента предъявления обвинения".

С принятием этих Основ адвокатура стала совершенствовать свою организацию и деятельность. В октябре 1960 г. были приняты новые Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы. Адвокаты еще не были готовы к работе на стадии предварительного расследования по уголовным делам, и в коллегиях были приняты меры по изучению этих законов и их использованию в адвокатской практике.

В 1962 г. Верховный Совет РСФСР принял "Положение об адвокатуре РСФСР".

От предыдущего "Положения1939 г." оно отличалось тем, что в нем по-иному решался вопрос о подконтрольности коллегии адвокатов, значительно расширялись права адвокатов. В то же время повысилась и требовательность к ним, иначе определялся круг задач, стоящих перед коллегией.

Руководство и контроль за деятельностью коллегии стали осуществлять советы министров АССР, исполкомы краевых, областных, а в Москве и Ленинграде - городские советы. Общее руководство и контроль осуществлялся Министерством юстиции РСФСР.

Такое двойное подчинение объяснялось по тому времени необходимостью контроля за работой адвокатов широких масс общественности. На местные советы ложилась ответственность за работу коллегий адвокатов.

Много нового стало и в объеме адвокатской работы. Так, наряду с оказанием юридической помощи населению, на коллегии адвокатов возлагались обязанности "по изучению и обобщению причин преступных проявлений и иных нарушений законности". Адвокаты могли вносить соответствующие предложения в органы власти и управления.

В соответствии со ст.26 Положения адвокату было предоставлено право запрашивать справки, характеристики и другие документы из государственных и общественных организаций. Это, несомненно, явилось прогрессивной формой работы.

К адвокатам предъявлялись требования "быть образцом, точного и неуклонного соблюдения советских законов, моральной чистоты и безукоризненного поведения". По тем временам это положение воспринималось адвокатами с пониманием.

Ст.33 Положения обязывала адвоката "хранить профессиональную тайну", а в ст.34 указывалось, что он не мог отказаться от принятой на себя защиты обвиняемого.

Несомненно, что "Положение об адвокатуре" 1962 г. сыграло положительную роль на том отрезке жизни нашего государства, но адвокатура продолжала находится в большой зависимости от партийных и государственных структур, которые, по существу, контролировали, опекали ее работу.

В соответствии с Конституцией СССР Верховный Совет принял новый "Закон об адвокатуре в СССР" 30 ноября 1979 г.

До принятия этого закона вся организация и деятельность адвокатуры регламентировались положениями об адвокатуре, утверждаемыми Верховными Советами союзных республик.

Они по-разному регулировали ряд вопросов деятельности адвокатуры. Закон об адвокатуре в СССР в целях создания единообразия и закрепления принципов организации и деятельности адвокатуры предусмотрел проведение выборов президиума коллегии и ревизионной комиссии тайным голосованием сроком на три года.

Одновременно была предусмотрена возможность образования коллегий адвокатов не только по территориальному принципу, но и по другим основаниям.

Относительно задач адвокатуры в Законе указывалось, что она содействует охране прав и законных интересов граждан и организаций, осуществлению правосудия, соблюдению и укреплению социалистической законности, воспитанию граждан в духе точного и неуклонного исполнения советских законов, бережного отношения к народному добру, соблюдению дисциплины труда, уважения к правам, чести и достоинству других лиц, к правилам социалистического общежития.

В целях укрепления кадров адвокатуры и повышения качества их работы были предусмотрены более серьезные требования к лицам, принимаемым в члены коллегии адвокатов.

Ст.5 Закона предусматривала, что адвокатами могли стать лишь лица, окончившие высшие юридические учебные заведения.

При этом лица, не имеющие стажа работы по специальности юриста или имеющие такой стаж менее двух лет, могли быть приняты в коллегию после прохождения стажировки сроком от шести месяцев до одного года, а имеющие стаж работы по специальности юриста не менее двух лет, могли быть приняты в члены коллегии при условии прохождения испытательного срока, продолжительность которого составляла до трех месяцев. Это давало возможность президиумам коллегий адвокатов улучшить подбор кадров.

В Законе более четко был прописан и расширен перечень прав и обязанностей адвокатов при оказании ими юридической помощи гражданам и организациям.

В частности, адвокат мог представлять права и законные интересы любых лиц, обратившихся за юридической помощью, причем во всех государственных и общественных организациях, в компетенцию которых входило разрешение соответствующих вопросов.

Закон об адвокатуре в СССР расширил виды юридической помощи, оказываемой адвокатами.

Предусматривалось также представительство адвокатов в суде, арбитраже и других государственных органах по делам об административных правонарушениях, выдача письменных справок по законодательству и др.


§ 7. Организация и деятельность адвокатур по "Положению об адвокатуре РСФСР" 1980 г.


20 ноября 1980 г. был принят Закон РСФСР "Об утверждении Положения об адвокатуре РСФСР". С момента принятия этого Закона утратило силу "Положение об адвокатуре РСФСР" от 25 июля 1962 г.

Новое "Положение об адвокатуре РСФСР" практически было построено на базе Закона "Об адвокатуре в СССР" 1979 г и восприняло от него самые положительные и проверенные жизнью положения.

Фактически это единственный Закон, который определял в советской России организацию и порядок деятельности адвокатуры.

Положение предусматривало, что основной организационной структурой адвокатуры являются республиканские (в автономных республиках), краевые, областные и городские коллегии адвокатов.

Часть 4 ст.3 Положения позволяла, с согласия Министерства юстиции СССР, "когда это необходимо для оказания юридической помощи гражданам и организациям" образовывать межтерриториальные и другие коллегии адвокатов.

В ст.15 Положения закреплен важный принцип, согласно которому адвокат не может быть допрошен в качестве свидетеля об обстоятельствах, которые стали ему известны в связи с исполнением им обязанностей защитника или представителя.

Несмотря на то, что юридические консультации не являлись согласно Положению юридическими лицами, на заведующих юрконсультациями возлагались значительные права и обязанности.

В "Положении об адвокатуре РСФСР" был полностью сохранен действовавший ранее принцип материальной независимости адвокатуры от государственных или общественных организаций. Как указано в ст.29 Положения, средства коллегии адвокатов образуются из сумм, отчисляемых юридическими консультациями от оплаты за оказание юридической помощи. При этом штаты, должностные оклады, фонды заработной платы и сметы административно-хозяйственных расходов коллегии адвокатов не подлежали регистрации в финансовых органах. Труд адвокатов оплачивался из средств, поступивших в юридическую консультацию от граждан и организаций за оказанную им юридическую помощь. Положение содержало перечень видов юридической помощи, оказываемой адвокатами. В отличие от ранее существовавшего порядка в Положении указывались конкретные случаи, когда гражданам юридическая помощь оказывалась бесплатно.

В 80-х гг. деятельность адвокатуры приобрела значительный авторитет. Средства массовой информации резко изменили свое мнение о ней. Называли ее организацией, контролирующей состояние законности с позиций интереса конкретного человека.

Этому способствовали самые различные обстоятельства: изменилась социально-политическая ситуация в обществе, поднялся уровень законодательного регулирования общественных отношений. Характер прав и обязанностей адвоката, его личные и профессиональные качества значительно выросли. В то время был поставлен вопрос о создании в СССР собственной адвокатской организации, которая могла бы объединить всех адвокатов Союза, организовать для них методическую помощь, обобщить и распространить передовой опыт адвокатов, отстаивать интересы адвокатуры на всех уровнях. И в 1989 г. такой орган был создан. Это Союз адвокатов СССР.

Изменило свое отношение к адвокатуре и Министерство юстиции СССР. Согласно ст.16 "Закона об адвокатуре в СССР" общее руководство коллегиями адвокатов осуществляли Советы народных депутатов как непосредственно, так и через министерства юстиции, отделы юстиции исполнительных комитетов краевых, областных, городских Советов народных депутатов. Поскольку на волне демократических преобразований появилось много критических замечаний о роли Министерств юстиции республик, их отделов адвокатуры, Минюст СССР начал строить свои отношения с адвокатурой на основе взаимодействия, а не контроля, как было раньше.

Итак, в советский период адвокатская деятельность была довольна строго очерчена законами об адвокатуре и различными положениями и инструкциями. Совершенно естественно (точнее, видимо, противоестественно), что административно-командная система общества не была никак заинтересована в создании сплоченных формирований юристов-профессионалов, ориентированных в своих действиях на защиту интересов граждан.


Глава IV. Адвокатская деятельности и адвокатура в Российской Федерации

 

§ 1. Статус современной адвокатуры


Изменение государственного строя в стране в 90-х гг. XX в. кардинально повлияло на деятельность адвокатуры в России. Несмотря на это, правовые отношения в данной сфере в течение многих лет регулировались принятым еще в 1980 г. Положением об адвокатуре РСФСР, которое, естественно, давно устарело и не отвечало ни демократическим преобразованиям, происходящим в обществе, ни реальному положению дел в адвокатской деятельности.

Весной 2001 г. в рамках проводимой в стране судебной реформы Президентом Российской Федерации был внесен проект Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации". Он был принят парламентом и вступил в силу 1 июля 2002 г. , который в настоящее время регламентирует адвокатскую деятельность в нашей стране.

Принятие этого Закона стало одним из важнейших элементов судебной реформы. Закон упорядочил организационные условия деятельности адвокатуры, установил общие требования к претендентам на приобретение адвокатского статуса, уравнял в правах и обязанностях всех работающих в стране адвокатов. Объединение адвокатских образований, разделенных ранее, в Федеральную палату адвокатов, несомненно, способствовало повышению профессионального уровня, правовой культуры, корпоративной солидарности российской адвокатуры.

Закон обеспечил правовое регулирование вопросов деятельности адвокатуры, ее взаимодействия с органами государственной власти и органами местного самоуправления, предусмотрел гарантии независимости адвокатов и адвокатских организаций.

Адвокатом является лицо, получившее в установленном порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты