Анализ нормативно-доктринальной теории конституционно-правового статуса РФ

В Российской Федерации существуют единые правила кредитования и кредитных расчетов.

К числу наиболее важных элементов конституционно - правового статуса РФ относится наличие единых Вооруженных Сил, которые осуществляют защиту суверенитета и территориальной ценности РФ[18]. Не имеют право создавать свои Вооруженные Силы и субъекты РФ, включая республики. Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ согласно Конституции является Президент РФ.

К числу основных элементов конституционно - правового статуса РФ относится ее право внешних сношений с иностранными государствами, реализуя которое она представляет и защищает как интересы Федерации в целом, так и интересы каждого ее субъекта.

Российская Федерация как суверенное государство обладает абсолютной правосубъектностью: она заключает международные и межгосударственные договоры и соглашения, участвует в работе международных организаций, системах коллективной безопасности, региональных государственных и межгосударственных союзах[19].

Проводя единую внешнюю политику, Российская Федерация признает и уважает государственный суверенитет и суверенное равенство всех стран, неотъемлемое право на самоопределение, принципы равноправия и невмешательства во внутренние дела, территориальную целостность и нерушимость существующих границ, отказ от применения силы и угрозы силой, экономических и любых других методов давления, принципы мирного урегулирования споров, права и свободы человека, включая права национальных меньшинств, добросовестное выполнение обязательств и другие общепризнанные принципы и нормы международного права.

Приоритетными для Российской Федерации являются отношения с бывшими союзными республиками Союза ССР, и в первую очередь с участниками Содружества Независимых Государств.

Российская Федерация обладает исключительным правом объявлять войну и заключать мир.

Существенным элементом конституционно - правового статуса РФ является государственный язык. В Конституции (ч.1 ст. 68) установлено, что государственным языком РФ на всей ее территории является русский язык[20].

В Российской Федерации 25 октября 1991 г. принят Закон «О языках народов РСФСР», согласно которому русский язык является основным средством межнационального общения народов Российской Федерации[21].

Вместе с тем Закон признает равные права народов России на сохранение, развитие и государственную поддержку их языков. Российская Федерация гарантирует всем народам и каждой личности право на сохранение и всестороннее развитие родного языка, свободу выбора и использования языка общения, обучения, воспитания, интеллектуального творчества; равные возможности для сохранения, изучения и развития, равную социальную, экономическую и юридическую защиту всех языков народов Российской Федерации; особую заботу и внимание к языкам малочисленных народов, а также народов, не имеющих своих национально-государственных и национально-территориальных образований; желательность овладения языком межнационального общения и другими языками народов Российской Федерации, проживающих на одной территории[22].

Важным компонентом конституционно - правового статуса РФ являются ее государственные символы - государственный флаг, Государственный герб, Государственный гимн, в которых в своеобразной форме выражается государственный суверенитет РФ, а также ее столица - город Москва. Согласно ч. 1 ст. 70 конституции РФ государственный флаг, герб и гимн РФ, их описание и порядок официального использования устанавливаются федеральным конституционным законом[23].

конституционный право государство федерация статус

3. Этапы развития федерализма в РФ

До революции 1917 г. Россия развивалась как унитарное государство на протяжении почти тысячи лет. Поэтому федерализм в России нами рассматривался с 1918 г., с III Всероссийского съезда Советов. В своем развитии российский федерализм прошел три основных этапа:

1) создание основ социалистического федерализма (1918— 1936);

2) утверждение фактического унитаризма в государственном устройстве России (1937—1985);

3) реформы государственного устройства перед принятием Конституции 1993 г.

1. Федерализм в России возник и развивался по идеологическим схемам большевизма, положившего в основу федерации не реальную демократизацию власти, а преодоление «национального гнета». В федерации виделся государственно-правовой базис мировой социалистической революции, которую проповедовали большевики. Оснований для цивилизованного федерализма в стране, до 1917 г. бывшей унитарным государством, не было, ибо подавляющую часть населения составляли русские, и поэтому РСФСР могла сложиться только как федерация, основанная на автономии небольшого числа других наций с произвольными границами.

Российская Федерация была провозглашена на III Всероссийском съезде Советов в январе 1918г. Этим устанавливалось новое государственное устройство не только России, но и всей бывшей Российской империи[24]. Но на первых порах федерации всех бывших окраинных территорий Российской империи не получилось. Была провозглашена независимость Финляндии, Польши, Литвы, Латвии, Эстонии, а Украина, Белоруссия, Туркестан и закавказские республики, также объявленные независимыми, вступили в договорные отношения с Российской Федерацией.

На собственно российской территории начался хаотичный процесс создания автономий по национальному или географическому признаку, хотя ясных границ национального расселения не существовало. Тем не менее этот процесс активизировался после принятия Конституции РСФСР от 10 июля 1918 г. Были созданы Башкирская, Татарская и другие АССР, а также ряд автономных областей. Но большинство административно-территориальных частей России оставались в статусе областей и губерний, в которых были созданы административные органы для решения вопросов национальных меньшинств. Всего в 1923 г. в составе РСФСР находились 11 автономных республик, 14 автономных областей и 63 губернии и области.

Процесс создания автономий, изменение их границ и полномочий продолжался и после принятия в 1925 г. новой Конституции РСФСР.

Созданный в 1922 г. СССР являл собой совершенно иное федеративное государство, ибо состоял из равных субъектов с правом выхода из Федерации. Это объединение народов было тесно увязано с антидемократической сущностью тоталитарного государства и представляло собой фиктивную федерацию[25]. Считалось, что субъекты федерации являются национальными по форме и социалистическими по содержанию, но главное звено реального управления, каковой была коммунистическая партия, рассматривалось как сила интернациональная, что и превращало формально федеративное государство в фактически унитарное.

После создания СССР внимание к процессам государственного устройства РСФСР было существенно ослаблено. Во-первых, к этому времени всем стало ясно, что нелепая идея мировой революции и ожидания соответствующего расширения территориальных границ РСФСР потерпели полный крах. Во-вторых, в центре внимания правящей партии встали вопросы укрепления Союза ССР, который преподносился как шедевр национальной политики партии[26].

2. Ко времени принятия Конституций СССР (1936 г.) и РСФСР (1937 г.) государство стало уже по существу унитарным. В Конституции РСФСР были поименно перечислены 16 автономных республик и 5 автономных областей.

Конституционные гарантии не оказали какого-либо сдерживающего влияния на политику репрессий, которая осуществлялась под руководством коммунистической партии. Без какого-либо камуфляжа были ликвидированы многие автономии, а целые народы подвергнуты массовой депортации. В 1941 г. эта варварская акция была осуществлена в отношение немцев Поволжья, в 1943 г. - калмыков и карачаевцев, в 1944 г. - чеченцев, ингушей и балкарцев[27]. В послесталинский период автономии некоторых из этих народов были восстановлены, но только в 1991 г. Законом РСФСР о реабилитации репрессированных народов эти акции были объявлены преступными, а народы реабилитированы.

3. Мощная демократическая волна, вызванная перестройкой и последующими реформами, обострила процессы государственно-правового развития страны в целом и России в частности. Народные массы поддерживали меры по преодолению наследия тоталитаризма, ликвидации формализма федеративного устройства. Они требовали подлинной свободы и самостоятельности в решении вопросов собственного развития. Неумение властей найти адекватные политические ответы на этот вызов времени в соединении с нараставшими объективными потребностями в демократизации государственного устройства привели к распаду СССР и «параду суверенитетов» автономных образований РСФСР.

В 1990-1991 гг. большинство автономных республик и многие автономные области России провозгласили себя суверенными государствами в составе РСФСР. В ряде республик (Чечня, Татарстан и др.) сепаратистские силы стали требовать выхода из состава Федерации. На IV Съезде народных депутатов РСФСР было принято решение об исключении из названия республик термина «автономная», они приобрели конституционный статус «республика в составе Российской Федерации».

В условиях усилившихся центробежных тенденций, создававших опасность распада Российской Федерации, большое значение имело заключение 31 марта 1992 г. Федеративного договора[28].

Федеративный договор - совокупное название трех договоров, заключенных между Российской Федерацией в лице ее Президента Б. Н. Ельцина и органами государственной власти субъектов РФ в лице их высших должностных лиц или глав администраций (президентов, губернаторов).

Все три договора были одобрены Съездом народных депутатов РФ и стали рассматриваться как составная часть действовавшей тогда Конституции[29].

В договоры были включены некоторые положения, которые не имели достаточного правового или исторического обоснования. Так, первый из договоров закрепил за республиками статус «суверенных республик», в то время как эти новеллы опирались только на произвольное самопровозглашение суверенитета отдельными республиками. Договоры не пытались изменить прежнюю природу российского федерализма, в котором не было равноправных субъектов Федерации. Но они создали неравное положение различных частей Федерации, прямо закрепив более широкие полномочия республик. Другие же части Федерации (края, области) оставались на положении административно-территориальных единиц.

Тем не менее можно утверждать, что все три договора, особенно первый, оказали положительное влияние на политическую обстановку в стране, способствовали ослаблению сепаратистских тенденций в ряде регионов и укреплению Федерации. Многие из положений Федеративного договора, и прежде всего разграничение предметов ведения и полномочий на федеральные, совместные и предметы ведения субъектов Федерации, были в принципе восприняты Конституцией 1993 г. В ч. 3 ст. 11 Конституции РФ установлено, что разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий[30].

Договоры не решили основных проблем государственного устройства Российской Федерации и не привели к полной ликвидации националистических устремлений в ряде регионов. Хотя права субъектов Федерации и были расширены, но их равноправие, по существу, закреплено не было.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты