Анализ нормативно-доктринальной теории конституционно-правового статуса РФ

Конституция 1993 г. продолжила процесс совершенствования федеративных отношений. Она закрепляет положение, которое позволяет преодолеть крайние подходы к государственному устройству, которые культивируются определенными политическими силами: сепаратизм республик, т. е. их выход из состава Российской Федерации, с одной стороны, и возврат к унитарной структуре регионов - с другой[31]. Таким образом, только демократический федерализм способен внести политическую стабильность в межнациональные отношения. Идя по этому пути, новая Конституция закрепила равенство всех субъектов Федерации, провела более четкое разделение предметов ведения и полномочий федеральной власти и власти субъектов Федерации.

Российская Федерация возникла в силу определенных исторических причин. И хотя эти причины в наше время потеряли смысл, федерализм выступает как единственно возможная форма демократического управления столь обширным государством. Вхождение в состав Федерации 85 субъектов (самая большая по числу субъектов федерация в мире) явилось результатом включения всех автономий и административно-территориальных единиц, далеко не равных в экономическом отношении. Отсюда выдвижение определенными кругами различных проектов по сокращению числа субъектов Федерации, часто обоснованных необходимостью создания крупных экономических комплексов[32].

Нельзя считать бесспорным и закрепление национально-государственных основ российского федерализма, особенно в отношении прав и обязанностей национальных и территориальных субъектов Федерации. Сегодняшняя Российская Федерация включает 28 весьма неоднородных национальных государств или образований, а 57 субъектов имеют территориальную основу.

Незавершенность процессов создания нового федерализма, весьма естественная для сложной обстановки, в которой принималась Конституция 1993 г., порождает асимметрию прав экономически неоднородных субъектов Федерации, которая часто приобретает национальную окраску. Выравнивание прав и обязанностей субъектов Федерации составляет важное направление совершенствования государственного устройства России.

Заключение

Российская Федерация - это федеративное государство, созданное по воле ее многонационального народа. Ее правовой статус определяется Конституцией РФ, Декларацией о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г., Федеративным договором от 31 марта 1992 г.

Конституционно-правовой статус Российской Федерации характеризуется прежде всего тем, что, как уже отмечалось, она является суверенным государством, обладающим всей полнотой государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти на своей территории, кроме тех полномочий, которые в соответствии с Конституцией РФ находятся в ведении органов власти ее субъектов.

Российская Федерация имеет свою Конституцию, которая устанавливает основы конституционного строя государства, взаимоотношений между человеком, гражданином, обществом, государством, форму государственного устройства России и взаимоотношения Федерации с ее субъектами, форму правления, взаимоотношения с другими суверенными государствами. Возможность самостоятельно решать все эти вопросы свидетельствует об учредительном характере федеральной государственной власти. Это свидетельствует и о том, что Российская Федерация носит конституционно-правовой характер и не может рассматриваться в качестве договорно-конституционной модели федерации.

Конституционно-правовой статус Российской Федерации характеризуется наличием единой федеральной системы права, которая включает федеральные нормативные правовые акты; нормативные правовые акты государственных органов субъектов Федерации, а также нормативные правовые акты местных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Таким образом, конституционно - правовой статус Российской Федерации имеет следующие характеристики: она является суверенным государством, имеет территориальное единство, единое гражданство, Конституцию, наличие общих для всей Федерации органов государственной власти, единой федеральной системы права, федеральной собственности, единой денежной и кредитной системы, единых Вооруженных Сил, право внешних сношений с иностранными государствами, наличие государственного языка и государственные символы (флаг, герб, гимн).

В состав РФ в качестве ее субъектов входит 21 республика, 7 краев, 48 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область и 9 автономных округов. Субъекты РФ имеют свою систему государственных органов, законодательство, официальную символику, элементы международной правосубъектности.

Конституционно - правовой статус РФ находит свое конкретное юридическое выражение в закрепленных Конституцией РФ предметах ведения РФ, реализуемых органами государственной власти. Под предметом ведения РФ понимаются те сферы государственной и общественной жизни, в которых федеральные органы государственной власти наделяются определенными полномочиями.

Предметы ведения РФ и ее субъектов по содержанию регулируемых вопросов делятся на три группы:

- предметы исключительного ведения РФ;

- предметы ведения субъектов;

- предметы совместного ведения субъектов.

Перечень предметов ведения первых двух групп дан в Конституции РФ (статьи 71 и 72). В отношении третьей группы в Конституции РФ лишь сказано, что вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти.


Список использованных источников

Нормативно-правовые акты

1.   Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. (с поправками от 30 декабря 2008г)) // «Российская газета» от 25 декабря 1993 г. N 237

2.   Федеративный Договор от 31 марта 1992 г. // Ведомость Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. № 67. Ст. 898

3.   Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (ред. от 28 июня 2009 г. N 127) // «Российская газета» от 5 июня 2002 г. N 100

4.   Закон РСФСР 25 октября 1991 г. N 1808-I «О языках народов РСФСР» (ред. от 24 июля 1998 г. N 126-ФЗ) // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации от 12 декабря 1991 г., N 50, ст. 1741

5.   Указ Президента РФ от 13 мая 2000 г. N 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» (ред. от 7 сентября 2010 г. N 1099) // «Парламентская газета» от 16 мая 2000 г., N 89

6.   Постановление ВС РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (ред. от 24.12. 1993 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР от 16 января 1992 г., N 3, ст.89


Учебная литература

1.       Абдулаев М. И., Комаров С. А. Проблемы конституционного статуса Российской Федерации. СПб.: Питер, 2004

2.       Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность: 2-е изд. М.: РЮИД, «Сашко», 2000

3.       Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник. М.: Норма, 2007

4.       Болотин Э. Л. Боль нашего федерализма. М., 1998

5.       Васильцов В.Ф. Конституционное право Российской Федерации - М.: издат. Полит. Книга, 2002

6.       Викторов А.Н. Из истории российского федерализма// Российская Федерация.1998. № 3

7.       Галаган П.С. Конституция РФ. Комментарий. - М., 2000

8.       Золотарева М.В Федерация в России: проблемы и перспективы. М.: Пробел,2004

9.       Калина В.Ф Федерализм в России//Социально – гуманитарные знания. 1999. № 3

10.   Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России. М.: Юрист, 2005

11.   Конституционное право России: учебник / А.Е. Постников, В.Д. Мазаев, Е.Е. Никитина. М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2008

12.   Корнеева Н.В. Конституционное право России: учеб. пособие. - СПБ.: ПИТЕР, 2009

13.   Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации «Государство Россия. Путь к эффективному государству (О положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики государства)». М., 2000

Размещено на


[1] Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник.  М.: Норма, 2007., С.346

[2] Конституционное право России: учебник / А.Е. Постников, В.Д. Мазаев, Е.Е. Никитина. М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2008., С. 517

[3] Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. (с поправками от 30 декабря 2008г))  // «Российская газета» от 25 декабря 1993 г. N 237

[4] Корнеева Н.В. Конституционное право России: учеб. пособие. - СПБ.: ПИТЕР, 2009., С. 189

[5] Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность: 2-е изд. М.: РЮИД, «Сашко», 2000., С.  С.86

[6] Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России. М.: Юрист, 2005., С. 231

[7] Васильцов В.Ф. Конституционное право Российской Федерации - М.: издат. Полит. Книга, 2002., С. 160

[8] Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации «Государство Россия. Путь к эффективному государству (О положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики государства)». М., 2000. С. 25

[9] Галаган П.С. Конституция РФ. Комментарий. - М., 2000.,  С. 178

[10] Указ Президента РФ от 13 мая 2000 г. N 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» (ред. от 7 сентября 2010 г. N 1099) // «Парламентская газета» от 16 мая 2000 г., N 89

[11] Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. (с поправками от 30 декабря 2008г))  // «Российская газета» от 25 декабря 1993 г. N 237

[12] Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник.  М.: Норма, 2007., С.358

[13] Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (ред. от 28 июня 2009 г. N 127) // «Российская газета» от 5 июня 2002 г. N 100

[14] Конституционное право России: учебник / А.Е. Постников, В.Д. Мазаев, Е.Е. Никитина. М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2008., С. 529

[15] Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. (с поправками от 30 декабря 2008г))  // «Российская газета» от 25 декабря 1993 г. N 237

[16] Галаган П.С. Конституция РФ. Комментарий. - М., 2000.,  С. 209

[17] Постановление ВС РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (ред. от 24.12. 1993 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР от 16 января 1992 г., N 3, ст.89

[18] Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник.  М.: Норма, 2007., С.378

[19] Абдулаев М. И., Комаров С. А. Проблемы конституционного статуса Российской Федерации. СПб.: Питер, 2004., С. 89

[20] Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. (с поправками от 30 декабря 2008г))  // «Российская газета» от 25 декабря 1993 г. N 237

[21] Закон РСФСР 25 октября 1991 г. N 1808-I  «О языках народов РСФСР» (ред. от  24 июля 1998 г. N 126-ФЗ) // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации от 12 декабря 1991 г., N 50, ст. 1741

[22] Закон РСФСР 25 октября 1991 г. N 1808-I  «О языках народов РСФСР» (ред. от  24 июля 1998 г. N 126-ФЗ) // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации от 12 декабря 1991 г., N 50, ст. 1741

[23] Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. (с поправками от 30 декабря 2008г))  // «Российская газета» от 25 декабря 1993 г. N 237

[24] Викторов А.Н. Из истории российского федерализма// Российская Федерация.1998. № 3. С. 32

[25] Болотин Э. Л. Боль нашего федерализма. М., 1998., С. 48

[26] Викторов А.Н. Из истории российского федерализма// Российская Федерация.1998. № 3. С. 45

[27] Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России. М.: Юрист, 2005., С. 137

[28] Викторов А.Н Из истории российского федерализма// Российская Федерация.1998.  № 3. С. 56

[29] Федеративный Договор от 31 марта 1992 г. // Ведомость Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. № 67. Ст. 898

[30] Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. (с поправками от 30 декабря 2008г))  // «Российская газета» от 25 декабря 1993 г. N 237

[31] Калина В.Ф Федерализм в России//Социально – гуманитарные знания. 1999. № 3. С. 290

[32] Золотарева М.В Федерация в России: проблемы и перспективы. М.: Пробел,2004., С. 124


Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты