Анализ нормативно-правовой базы, регламентирующей работу с приемными семьями

Результаты исследования позволяют сделать вывод, что третья часть опрошенных отмечает хорошее знание о приемной семье как форме семейного обустройства детей-сирот, а более половины опрошенных имеют некоторые представления. Только десятая часть призналась в незнании этой формы семейного обустройства детей – 10,6%. В целом, это позволяет говорить об актуальности проблем детей-сирот в общественном мнении жителей края. Вместе с тем, опыт регионов РФ показывает, что повышение информированности населения через средства массовой информации о приемной семье, приводит к росту числа детей, которых берут на воспитание в приемные семьи.

Сегодня в современном обществе существует стереотип, что родственники относятся отрицательно к приему ребенка из детского дома кем-нибудь из членов семьи. Данную гипотезу позволил оценить проекционный вопрос: «Как бы Вы отнеслись к тому, что кто-нибудь из Ваших близких, родственников или друзей взял на воспитание из детского дома ребенка?». Ответы респондентов опровергли выдвинутое предположение, так как большинство опрошенных (78,2%) отметили, что отнеслись бы к решению родственников принять ребенка на воспитание в семью положительно, нежели отрицательно. При этом такие оценки населения доминируют на протяжении двух исследовательских периодов, что позволяет говорить об устойчивости данных оценок в сознании респондентов.

Важным элементом эффективного развития института приемной семьи выступает осуществление деятельности по формированию банка данных семей, желающих стать приемными родителями. Безусловно, данная деятельность предполагает проведение глубокой, всесторонней и адресной работы с населением по выявлению этого потенциала. В то же время результаты социологического исследования позволили представить общее состояние потенциала населения по развитию приемных семей в регионе.

Конечно, ввиду отсутствия целенаправленной государственной социальной политики по развитию семейных форм устройства и воспитания детей-сирот, готовность населения стать приемными родителями будет не велика. Только лишь 1% опрошенных уже воспитывает детей из детских домов и еще 1% готовы взять ребенка на воспитание. Однако, если «спроецировать» этот показатель на численность населения Хабаровского края (за вычетом молодежи, пенсионеров, несемейной части населения), то получится достаточно значительный потенциал населения, выражающийся в сотнях, и в тысячах людей, готовых взять на воспитание ребенка из детского дома.

Оценивая факторы, которые препятствуют реализации потенциала населения по приему детей из детских домов, следует отметить, что доминирующее влияние оказывает «страх перед неизвестностью», связанный с высокой ответственностью, неизвестной наследственностью ребенка, психологическими барьерами.

Во-первых, большинство респондентов боятся высокой ответственности за принятие ребенка в свою семью и его воспитание. На втором месте обозначен такой фактор как «неизвестная наследственность ребенка». Данный фактор может говорить о некотором скрытом неприятии детей из детских домов, наделяя их негативными характеристиками. Озабоченность людей можно объяснить тем, что в общественном мнении сформировалось негативное отношение ко всем детям-сиротам как «продукту алкогольного и наркотического зачатия», социальных заболеваний (сифилиса, гонореи, дебилизма и других форм психического отклонения).

Третьим фактором, затрудняющим развитие приемных семей, респонденты считают «трудный психологический барьер», т.е. боязнь негативных последствий и уверенность в отрицательном результате приема. Но для решения этой проблемы международный опыт развития подобных структур разработал достаточно эффективную систему поддерживающий учреждений, призванных помочь и родителям, и детям решить психологическую проблему адаптации и дальнейшего развития. Данный опыт может быть использован региональными структурами Хабаровского края, с учетом имеющегося опыта работы с подобными детьми.

В общем, оценивая результаты социологического опроса, можно сделать вывод, что в Хабаровском крае имеется хороший потенциал для развития института приемной семь. Жители края понимают важность проблемы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Они готовы брать этих детей в свои семьи на воспитание, хоть и испытывают определенных страх. Но все причины этого страха скорее субъективны, чем объективны и их устранение при наличии целенаправленной волевой политики со стороны государства, поддержке и дополнительном стимулировании, возможно.

В этой главе была рассмотрена история развития семейных форм воспитания от образования и до сегодняшних дней, выявлены недостатки и успехи социальной политики государства в этой области в различные промежутки времени. Также дано определение института приемной семьи и приведены статистические данные о наличии приемных семей в Хабаровском крае и информированность его жителей о таком институте.


II. Правовое регулирование приемной семьи


2.1 Правовые основы функционирования приемной семьи


Основным отличием приемной семьи от других форм попечения является то, что приемные родители состоят в договорных отношениях с органами опеки и попечительства и получают плату за выполнение своих обязанностей. Следовательно, отношения между приемными родителями, приемными детьми и органами опеки и попечительства должны регулироваться законодательно.

Общее число детей в приемной семье, включая родных и усыновленных, не должно превышать 8 человек. Ребенок старше 10 лет может быть передан в приемную семью только с его согласия; дети, находящиеся в родстве между собой, передаются обычно в одну приемную семью, кроме тех случаев, когда по медицинским показателям или другим причинам они не могут воспитываться вместе.

Материальное обеспечение приемных детей и родителей-воспитателей. Первые находятся на полном государственном обеспечении, вторые получают плату за свой труд. Государственные органы и органы местного самоуправления выделяют денежные средства на воспитание каждого ребенка, а также льготы, установленные законодательством. На содержание каждого приемного ребенка (детей) приемной семье выплачиваются ежемесячно денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви и мягкого инвентаря, предметов хозяйственного обихода, личной гигиены, игр, игрушек, книг и предоставляются льготы, установленные законодательством РФ для воспитанников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На ребенка (детей), передаваемого на воспитание в приемную семью на один год и более, выделяются средства на приобретение мебели. Органы местного самоуправления, исходя из принимаемых ими решений, выделяют денежные средства приемным семьям на отопление, освещение, текущий ремонт жилья, приобретение мебели и оплату услуг бытового обслуживания. Размер оплаты труда приемных родителей и льготы, предоставляемые приемным семьям в зависимости от количества взятых на воспитание детей, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

Договор между органами опеки и попечительства и приемными родителями о передаче ребенка (детей) на воспитание на установленный срок как основа отношений по семейному воспитанию, подбор родителя-воспитателя, приравнивание его труда к труду в сфере производства.

При устройстве в приемную семью родительские правоотношения не возникают. Попавший в приемную семью ребенок продолжает сохранять правовую связь со своими родителями. Ребенок (дети), переданный на воспитание в приемную семью, сохраняет право на причитающиеся ему алименты, пенсию (по потере кормильца, инвалидности) и другие социальные выплаты и компенсации, которые перечисляются в соответствии с законодательством Российской Федерации на счета, открывающиеся на имя ребенка (детей) в банковском учреждении. За ребенком (детьми) сохраняется также право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением; при отсутствии жилого помещения он имеет право на предоставление ему жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.

Согласно Семейному Кодексу РФ приемными родителями (родителем) могут быть совершеннолетие лица обоего пола, за исключением:

- лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;

- лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных в родительских правах;

- отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей;

- бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;

- лиц, имеющих заболевания, при наличии которых нельзя взять детей на воспитание в приемную семью.

В качестве приемных родителей могут выступать:

1)семейные пары, имеющие собственных детей разного возраста;

2)семейные пары без детей (возраст супругов не ограничен, однако желательно, чтобы это были люди трудоспособного возраста);

3)неполные семьи (мать или отец с ребенком или детьми);

4)одинокие люди (женщины, мужчины до 55 лет);

5)состоящие в незарегистрированном, гражданском браке семейные пары.

Приведенный перечень включает возможных претендентов на роль приемных родителей. Однако здесь заложены объективно обусловленные предпочтения в выборе тех или иных претендентов на эту роль. На наш взгляд, предпочтения должны строиться в убывающей последовательности, от № 1 к № 5, хотя могут иметь место и исключения, связанные с определенными личностными характеристиками потенциальных приемных родителей.

Мотивы приемных родителей во многом близки к мотивам родителей-усыновителей. Как правило, решение стать приемными родителями определяет не один мотив, а их комплекс. Ведущими мотивами выступают:

- желание иметь ребенка в случае невозможности по физиологическим причинам завести собственного;

- любовь к детям, в то время как собственные уже выросли;

 - чувство милосердия к детям, нуждающимся в поддержке и защите;

 - смерть собственного ребенка;

 - гибель близких родственников;

 - чувство одиночества;

 - религиозные мотивы.

Существует лишь один мотив приемных родителей, отличающий их от усыновителей: интерес к материальному вознаграждению за труд. В условиях нашей страны мотивом к занятию этим видом деятельности может послужить также стремление улучшить жилищные условия семьи, если этот фактор будет задействован при реализации программы «Приемная семья».

Решение взять в семью приемных детей может быть мотивировано также не вполне осознанными причинами, например желанием дать ребенку то, чего сами родители были лишены в детстве; стремлением излить на ребенка свою любовь (ребенок — объект любви); желанием иметь ребенка как субъекта (источника) любви; желанием доказать себе и окружающим, что можешь воспитать ребенка, даже если не можешь его родить, и т. д.

На каждого ребенка, передаваемого на воспитание в приемную семью, орган опеки и попечительства или администрация воспитательного и лечебного профилактического учреждений, учреждения социальной защиты населения и других аналогичных учреждений передают приемным родителям следующие документы:

·                           свидетельство о рождении;

·                           выписку из истории развития ребенка (истории новорожденного) о состоянии здоровья;

·                           справку о состоянии здоровья матери и течении родов (в случае передачи ребенка из родильного дома, родильного отделения лечебно-профилактического учреждения);

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты