Анализ нормативно-правовой базы, регламентирующей работу с приемными семьями

·                           документы об образовании (для детей школьного возраста);

·                           документы о родителях (копию свидетельства о смерти, приговор или решение суда, справку о болезни, розыске родителей и другие документы, подтверждающие отсутствие родителей или невозможность воспитания ими своих детей);

·                           справку о наличии и местонахождении братьев и сестер;

·                           опись имущества, принадлежащего ребенку, и сведения о лицах, отвечающих за его сохранность;

·                           документы о закреплении ранее занимаемой жилищной площади за несовершеннолетним;

·                           копию решения суда о взыскании алиментов, документы, подтверждающие право на пенсию, пенсионную книжку на ребенка, получающего пенсию, документы о наличии счета, открытого на имя ребенка в банковском учреждении

Указанные документы передаются непосредственно приемным родителям не позднее двухнедельного срока после заключения договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью.

Как считают специалисты (Т.И. Шульга, В. Слот, Х. Спаниярд), при курировании приемной семьи очень важно по возможности предупреждать конфликты между родителями ребенка и приемными родителями, хорошо подготовив, например, приемных родителей к факту, что:

·                           приемный ребенок не является их собственным ребенком и никогда им не станет;

·                           приемный ребенок должен быть верным по отношению к своим родителям, несмотря на все неблагоприятные события;

·                           ребенок рано или поздно должен будет покинуть приемную семью, в частности, например, из желания вернуться к своим родителям;

·                           родителям ребенка часто бывает трудно (из чувства стыда) предпринять шаги на удаление ребенка из семьи.

Иногда является необходимым запретить контакт между приемными и биологическими родителями; в таком случае контакт осуществляется через социальных работников и социальных педагогов.[18]

Во всех случаях при курировании ребенка родители и приемные родители исходят из интересов ребенка. Иными словами, при конфликтных ситуациях между родителями и приемными родителями социальные работники по возможности не должны принимать ничью сторону. Они могут встать на чью-либо сторону, если затронуты интересы и безопасность ребенка. Связь ребенка с родителями по возможности должна оставаться ненарушенной и улучшаться, несмотря на то, что они временно делегируют воспитание ребенка приемными родителями.

Таким образом, можно сделать вывод, что правоотношения, связанные с правовым режимом приемной семьи имеют многогранный характер и регулируются нормами различных отраслей права.


2.2 Содержание ребенка переданного в приемную семью


Общий принцип содержания ребенка в приемной семье - приравнивание его к детям - воспитанникам домов ребенка, детских домов и детям, оставшимся без попечения родителей, находящимся в интернатных учреждениях.

Содержание ребенка есть непременная предпосылка его развития, роста. Оказание ему материальной поддержки со стороны его родителей относится поэтому к главным обязанностям матери и отца (Ст. 80 СК).

Злостное уклонение от выполнения этих обязанностей является основанием для лишения родительских прав (Ст. 69 СК). Но если родителей нет либо они не могут или не хотят содержать своих несовершеннолетних детей, возникает проблема жизнеобеспечения последних, которая может быть решена путем возложения на опекуна или приемного родителя обязанности распорядиться причитающимися подопечному средствами.

С другой стороны, при отсутствии родительского попечения возникает необходимость обеспечивать и воспитание ребенка, на что он имеет право (Ст. 54 СК). Хотя Семейный кодекс не предусматривает в качестве самостоятельного право несовершеннолетнего на образование, само собой разумеется, что получение им основного общего образования - одна из важных предпосылок его воспитания, осуществляемого приемными родителями.

Таков еще один аспект жизни ребенка, без разносторонней заботы о котором он нормально существовать не может. Отсутствие такой заботы опять-таки может быть восполнено с помощью приемных родителей, которым предстоит защищать все права и интересы своего ребенка. Вместе с тем обращает на себя внимание тот факт, что защита прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан (в число которых входят несовершеннолетние) обеспечивается путем возложения на приемных родителей установленных законом прав и обязанностей.

Приемные родители, которые несут перед обществом ответственность за принятого на воспитание ребенка, обязаны воспитывать его на основе взаимного уважения, организовывать общий быт и досуг, создавать оптимальные условия для получения им образования, заботиться о его здоровье, физическом, психическом и нравственном развитии, защищать его права и интересы.

Согласно Семейному кодексу РФ, каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно. При отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и в других случаях утраты родительского попечения право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органами опеки и попечительства (ст. 54 СК).

Для более полного обеспечения названного права ребенка семейное законодательство вводит наряду с традиционными институтами усыновления и опеки также институт приемной семьи. Дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью на усыновление, под опеку или в приемную семью. Лишь при отсутствии возможности поместить детей в семью они передаются на воспитание в учреждения для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 123 СК).

Ребенок, переданный в приемную семью, сохраняет право на причитающиеся ему алименты, пенсию, пособия и другие социальные выплаты.

На содержание каждого ребенка приемной семье ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и размере, установленных Правительством РФ (ст. 154 СК). Размер оплаты труда приемных родителей и льготы, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества принятых на воспитание детей, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации (ст. 152 СК).

Приемные родители обязаны воспитывать ребенка, заботиться о его здоровье, нравственном и физическом развитии, создавать необходимые условия для получения им образования, готовить его к самостоятельной жизни. Приемные родители несут за приемного ребенка ответственность перед обществом.

Приемные родители являются законными представителями приемного ребенка, защищают его права и интересы, в том числе в суде, без специальных на то полномочий.

Права приемных родителей не могут осуществляться в противоречии с интересами ребенка. Приемные родители вправе помещать детей в дошкольные образовательные учреждения на общих основаниях.

Органы опеки и попечительства по месту нахождения имущества (в том числе жилого помещения) ребенка обеспечивают контроль за его использованием и сохранностью.

Ребенок в приемной семье имеет право на поддержание личных контактов с кровными родителями, родственниками, если это не противоречит интересам ребенка (детей), его нормальному развитию, воспитанию. Контакты родителей с ребенком (детьми) допускаются с согласия приемных родителей.

В спорных случаях порядок общения между ребенком (детьми), его родителями, родственниками и приемными родителями определяется органами опеки и попечительства.

Правовая база для существования приемной семьи – помимо положений Семейного кодекса, включает в себя Положение «О приемной семье», а также типовая форма договора, заключаемого органами опеки и попечительства с приемными родителями. Договор заключается с целью урегулировать все вопросы, связанные с существованием приемной семьи и созданием подходящих условий для устройства в ней детей.

Заключение


В процессе исследования была изучена научно-методическая, психологическая, социологическая литература, которая позволила определить понятие «приемная семья» и выявить ее проблемы.

Проблему детей, оставшихся без попечения родителей пытается решить государство, посредствам создания специальных учреждений для содержания таких детей. Сейчас в России свыше тысячи учреждений для содержания детей оставшихся без попечения родителей. В таких учреждениях дети получают кров, пищу и заботу, которую могут дать им воспитали, это минимум то может дать такое учреждение. Но там нет родительской любви и заботы, которая так необходимо ребенку.

Так наряду с данными учреждениями, созданы институты усыновления и приемной семьи. Конечно приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей является усыновление (удочерение). Но на ряду с институтом усыновления существует еще и институт приемной семьи. Разница между ними заключается в том, что в приемную семью ребенка передают на время и приемные родители получают средства на содержание приемного ребенка, в дальнейшем конечно по желанию приемных родителей сроки могут быть продлены.

В приемной семье ребенок имеет те же условия жизни, что и усыновленные дети. Приемные родители должны заботиться о них как о собственных детях, и создать условия необходимые для их существования.

Приемная семья является возрожденной формой семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Она обеспечивает детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, их право на семейное воспитание. Но законодательное оформление приемная семья получила только в связи с принятием Семейного кодекса РФ. Между тем в России издавна было принято брать детей-сирот на воспитание в чужие семьи. Такое устройство называлось патронатом. В основе патронирования лежал договор о передаче ребенка в чужую семью на добровольных началах. Патронатный воспитатель получал определенное вознаграждение. После Октябрьской революции семейный патронат не получил государственного признания и перестал существовать.

В конце 80-х годов прошлого века возникла идея создания детских домов семейного типа. Детские дома семейного типа имели некоторые признаки патроната. В их основу был положен принцип семейного воспитания. Представляется, что именно они стали прообразом современной приемной семьи.

Также в работе было проведено исследование нормативно-правовой литературы, регламентирующей работу с приемными семьями. Современная правовая модель приемной семьи вобрала в себя лучший опыт дореволюционной России в вопросах устройства и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Приемная семья, с одной стороны, обладает всеми признаками семьи как таковой, поскольку общность совместно проживающих лиц, объединенных правами и обязанностями, предусмотрена семейным законодательством, а с другой - имеет только ей присущие особенности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты