2. приемку товара от органов транспорта (перевозчика).
1.2 Субъекты отношений
В зависимости от вида приемки различают субъектов по договору поставки либо субъектов транспортного обязательства. Когда мы говорим о субъектах приемки и экспертизы товаров, подразумеваем довольно обширный круг лиц, в который входят не только стороны по договору купли-продажи, договору поставки, но и иные лица, участвующие в данной процедуре. Таким образом, можно выделить:
1) стороны договора купли-продажи, договора поставки;
2) других лиц, участвующих в приемке и в необходимых случаях в экспертизе товаров.
Стороны договора – это, как правило, продавец (поставщик) и покупатель (получатель), ведущие коммерческую деятельность. В Гражданском Кодексе дан исчерпывающий перечень форм коммерческих организаций. Так в соответствии с п.2 ст.50 коммерческие организации могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий. Таким образом, государство может выступать покупателем по договору поставки (например, приобретая товары в государственный резерв), что чаще всего оформляется государственным контрактом на поставку товаров для государственных нужд. Некоммерческие организации также могут участвовать в торговом обороте, но ограничено. Так организации могут приобретать необходимые ресурсы, продавать производимые ими изделия, следовательно, быть стороной приемки товаров, только в соответствии с уставными целями деятельности. Некоммерческие организации не имеют право заключать договоры поставки в качестве поставщиков; при реализации товаров могут заключать лишь договоры купли-продажи. Стороной по договору может быть и индивидуальный предприниматель, право которого закреплено Конституцией РФ. Согласно ст. 34 Конституции каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. В п. 1, 2 статьи 23 Гражданского кодекса установлено, что гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. К предпринимательской деятельности таких лиц применяются нормы Гражданского кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, осуществляющих коммерческую деятельность.
За рубежом распространен порядок, когда физическое лицо, желающее вести коммерческую деятельность, обязано зарегистрироваться в торговом реестре. В большинстве случаев такое действие требуется и от организаций на основании торговых кодексов. В России для осуществления коммерческой и иной предпринимательской деятельности индивидуальными предпринимателями и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами предусмотрен общий порядок государственной регистрации. Организации же вправе заниматься коммерческой деятельностью после регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц. Как утверждает Пугинский Б.И. «Имеющийся опыт не свидетельствует о имеющейся необходимости установления в России специальной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей для занятия торговой деятельностью»[5].
Стороной по договору поставки выступают органы транспорта (перевозчик), являющиеся коммерческой организацией или индивидуальным предпринимателем, которые в соответствии с действующим законодательством вправе осуществлять деятельность, связанную с перевозкой грузов. Перевозочная деятельность на всех видах транспорта подлежит лицензированию согласно нормам Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Для получения лицензии необходимо представить заявление и документы, подтверждающие юридическую личность. Лицензия выдается на определенный срок (до пяти лет) с уплатой установленного сбора, может продляться, но не может передаваться другим лицам. Предусмотрен перечень оснований, при наличии которых возможен отказ в выдаче лицензии. Он может быть обжалован заявителем в арбитражный суд.
Иным является правовой статус предприятий железнодорожного транспорта. В состав железных дорог входят самостоятельные юридические лица: отделения железных дорог, крупные железнодорожные станции, другие линейные предприятия (локомотивные и вагонные депо, дистанции пути, специальные транспортные службы).
Помимо сторон в приемке товаров участвуют и другие лица, в частности, представители общественности организации-получателя, представитель другого предприятия. В качестве представителей общественности не могут выделяться руководители предприятий и их заместители, материально ответственные и подчиненные им лица, а также лица, связанные с учетом, хранением, приемкой и отпуском материальных ценностей. Инструкция №6-П устанавливает, что представитель общественности предприятия-получателя или представитель другого предприятия может участвовать в приемке продукции у данного предприятия-получателя не более двух раз в месяц. Представители других предприятий и организаций и представители общественности, выделенные для участия в приемке продукции, не вправе получать у предприятия - получателя вознаграждение за участие в приемке продукции.
Кроме этих лиц при приемке товаров по качеству в необходимых случаях участвует эксперт. Так п.20 Инструкции №7-П устанавливает, что при неявке представителя изготовителя (отправителя) по вызову получателя (покупателя) в установленный срок и в случаях, когда вызов представителя иногороднего изготовителя (отправителя) не является обязательным, проверка качества продукции производится представителем соответствующей отраслевой инспекции по качеству продукции, а проверка качества товаров - экспертом бюро товарных экспертиз либо представителем соответствующей инспекции по качеству.
Лица, осуществляющие приемку, обязаны строго соблюдать правила приемки товаров и удостоверять своей подписью только те факты, которые были установлены с их участием. Запись в акте данных, не установленных непосредственно участниками приемки, запрещается.
За подписание акта о приемке, содержащего не соответствующие действительности данные, лица, подписавшие такой акт, несут установленную законом ответственность.
1.3 Источники правового регулирования приемки товаров и экспертизы качества
Ситуация, сложившаяся в отношении правового регулирования процедуры приемки товаров в России катастрофическая. До сих пор не принят кодифицированный нормативный акт, регулирующий коммерческие отношения, в том числе и отношения по поводу приемки по качеству и количеству. В данный момент данная процедура регламентируется большим количеством нормативных правовых актов, среди которых Гражданский кодекс РФ, транспортные уставы и другие кодексы, правила выдачи груза на соответствующем виде транспорта. Применение того или иного акта зависит от многих факторов. Как пишет Пугинский Б.И., «…надо различать случаи, когда проверка груза производится с обязательным участием перевозчика и когда перевозчик не должен участвовать в проверке сохранности выдаваемого груза. Если груз выдается с участием представителя перевозчика, то порядок приемки целиком определяется транспортным законодательством»[6].
В связи с этим интерес представляет постановление Президиума Высшего арбитражного суда РФ от 15.12.2009 №12367\09 по делу об иске страховой компании к авиакомпании. Президиум ВАС РФ постановил, что к отношениям, связанным с недостачей груза при авиаперевозке, надо применять нормы Воздушного кодекса РФ[7].
Порядок приемки товаров от органов транспорта регулируется нормами Воздушного кодекса РФ от 19.03.1997 №60-ФЗ, Кодекса торгового мореплавания РФ от 30.04.1999 №81-ФЗ, Федерального закона от 10.01.2003 №18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07.03.2001 №24-ФЗ, Федерального закона от 17.07.1999 №176-ФЗ «О почтовой связи». Кроме вышеперечисленных актов существуют также такие общие правовые акты о приемке как Инструкция о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству №6-П и Инструкция о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству №7-П, утвержденные Госарбитражем СССР в 1965 и 1966 годах соответственно (далее по тексту – Инструкция о приемке по количеству и Инструкция по приемке по качеству). В настоящее время инструкции не носят обязательный характер, а применяются, если стороны указали об этом в договоре. Однако, как отмечает Пугинский Б.И., «…даже если такое условие не включено в договор, но получатель провел приемку в соответствии с названными инструкциями, то составленный акт приемки признается арбитражными судами надлежащим доказательством по делу, поскольку никакого иного общего характера приемки не существует»[8]. Таким образом судебная практика признает инструкции Госарбитража в качестве обычаев делового оборота.
Необходимо помнить о соотношении инструкций с другими нормативными актами. Так по общему правилу инструкции по отношению к стандарту выполняют субсидиарную роль и применяются в тех случаях, когда стандартами, техническими условиями, основными и особыми условиями поставки и иными обязательными правилами не установлен другой порядок приемки товара.
Главенствующую роль в установлении порядка приемки товара играет договор, заключаемый между сторонами. Однако, в соответствии с ч.2 п.1 ст.474 ГК РФ, когда порядок проверки устанавливается законом, иными правовыми актами, обязательными требованиями государственных стандартов, порядок проверки качества товара, определяемый договором, должен соответствовать этим требованиям. В настоящее время наблюдается либерализация требований к порядку приемки товаров и определения качества продукции. Как отмечает Попондопуло В.Ф., «Если раньше (в плановой экономике) эти требования определялись главным образом в административном порядке (в широком применении государственных стандартов, содержащих императивные требования, административной аттестации продукции и ее госприемке), то в настоящее время на первое место в определении требований к качеству продукции, работ и услуг вышел договор. Сфера определения требований к качеству в нормативно-правовом порядке резко сузилась»[9]. Однако на договор ложится основная нагрузка регулирования вопросов, связанных с приемкой товаров по количеству и качеству, так как современные правовые акты в этой сфере до сих пор не приняты. «Это создает проблемы для предпринимателей, поскольку детальное описание процедуры приемки в договорах ведет к чрезмерному «разбуханию» договора и сложности подробного регулирования всех возникающих при приемке вопросов»[10]
Помимо порядка приемки товаров вышеперечисленные инструкции регулируют отношения по поводу проведения экспертизы в необходимых случаях.
Несмотря на якобы отлаженные отношения по поводу приемки товаров существуют проблемы в этой области, одна из которых отсутствие кодифицированного акта, регулирующего приемку и экспертизу товаров и, вместе с тем, существование устаревших нормативных актов. Это в свою очередь порождает ряд дискуссий, среди которых споры относительно предмета коммерческих отношений, увеличения количества судебных дел, связанных с неправильной трактовкой нормативных актов.