Анализ нормативной базы РФ, регулирующей правовую процедуру приема товаров и экспертизы его качества

Акт приемки утверждается руководством предприятия-получателя не позднее, чем на следующий день после его составления. На основании данного акта с приложенными к нему документами, обозначенными в п.27 Инструкции  получатель имеет право предъявить претензию отправителю (поставщику).

Составление акта при приемке товаров по качеству предусмотрено Инструкцией о приемке по качеству. Данная процедура проводится в строгом соответствии со стандартами, техническими условиями, Основными и Особыми условиями поставки, другими обязательными для сторон правилами, а также сопроводительным документам, удостоверяемых качество товаров. Проверка качества бывает выборочной и сплошной. Выборочная (частичная) - проверка качества продукции с распространением результатов проверки какой-либо части на всю партию. Выборочная проверка менее затратная, занимает меньше времени и сил. Поэтому она предпочтительна. Однако она может проводиться только в случаях, установленных стандартом на товар или договором. В иных случаях проводится сплошная проверка всех изделий.

В случае обнаружения несоответствия качества товара требованиям стандартов, технических условий, образцам (эталонам), договору, либо данным, указанным в маркировке и сопроводительных документах, удостоверяющих качество продукции, получатель должен приостановить дальнейшую приемку и составить акт с указанием количества осмотренной продукции и характера выявленных дефектов. Когда качество проверялось по согласованному образцу или на соответствие условиям договора, то в акте приводится ссылка на показатели образца или на пункт договора, устанавливающий порядок такой проверки. Как указывалось ранее, акт о ненадлежащем качестве товара заполняется по форме №Торг-2, реквизиты которого соответствуют содержанию Инструкций о приемке товаров по количеству и по качеству. Помимо схожих положений, установленных в Инструкции №П-6, здесь существуют свои особенности. На основании п.29 Инструкции №П-7 в акте отображается порядок отбора товаров для выборочной проверки с указанием основания проверки, точное количество забракованного товара,  степень понижения качества. В конце акта делается заключение о характере выявленных дефектов, устанавливается причина их возникновения. Указание в акте сведений о причинах возникновения дефектов является необходимым условием, и в случае его отсутствия порча признается случайной и риск убытков ложится на собственника, как правило, покупателя.


2.2 Сроки приемки товаров


Особое внимание при проведении приемки товаров требуют условия о сроках приемки. Срок приемки представляет собой время, в течение которого получатель товара обязан произвести все необходимые мероприятия по получению, оценке количества и качества товара, составлению необходимых документов. Как отмечалось ранее,  гражданское законодательство детально не регулирует процедуру приемки товаров. Это же касается и условий о сроках приемки. Общее указание о сроках обнаружения недостатков дается в ст.477 ГК РФ, согласно которой приемка товара должна быть произведена в разумные сроки. На основании п.1 ст.477 ГК РФ законом или договором могут устанавливаться иные сроки, нежели те, которые указанны в статье. Если договором предусматривается проведение приемки на основании норм Инструкций о приемке по количеству и по качеству, обязательными для сторон будут сроки, указанные в данных правовых документах. Следует отметить, что условия о сроках приемки имеют важное значение для сторон договора. Так на основании п.10 Инструкции о приемке по количеству и п.10 Инструкции о приемке по качеству, если проверка количества продукции, а также проверка качества продукции окончены в установленные сроки, приемка считается произведенной своевременно. Нарушение сроков приемки для виновника чаще всего влечет возникновение в отношении него неблагоприятных правовых последствий.

В соответствии с инструкциями приемка на первом этапе осуществляется в сроки, установленные для выгрузки товара. При приемке по количеству действуют следующие сроки:

1) в момент получения товара от поставщика или со склада органа транспорта либо в момент вскрытия опломбированных и разгрузки неопломбированных транспортных средств и контейнеров, но не позднее сроков, установленных для разгрузки их – для товаров, поступивших без тары, в открытой таре, в поврежденной таре, а также для товаров в исправной таре по весу брутто и количеству мест;

2) одновременно со вскрытием тары, но не позднее 10 дней с момента получения товара – для товаров, поступивших в исправной таре по весу нетто и количеству товарных единиц в каждом месте;

3) не позднее 24 часов с момента получения продукции – для скоропортящихся товаров;

4) не позднее 30 дней с момента поступления товара на склад получателя в районах Крайнего Севера, отдаленных районах и других районах досрочного завоза – для продукции производственно-технического назначения;

5) не позднее 60 дней в указанных районах – для промышленных товаров народного потребления;

6) не позднее 40 дней в указанных районах – для продовольственных товаров, а для скоропортящихся товаров – не позднее 48 часов с момента поступления товаров на склад получателя.

При приемке по качеству действуют следующие сроки:

1) не позднее 20 дней - при иногородней поставке, а скоропортящейся продукции - не позднее 24 часов после выдачи продукции органом транспорта или поступления ее на склад получателя при доставке продукции поставщиком или при вывозке продукции получателем;

2) не позднее 10 дней - при одногородней поставке, а скоропортящейся продукции - 24 часов после поступления продукции на склад получателя;

3) не позднее 30 дней - в районах Крайнего Севера, в отдаленных районах и других районах досрочного завоза для продукции производственно - технического назначения, а для скоропортящейся продукции - не позднее 48 часов после поступления продукции на склад получателя.

4) не позднее 60 дней - в указанных районах  для промышленных товаров народного потребления, продовольственных товаров (за исключением скоропортящихся) - не позднее 40 дней, а для скоропортящихся товаров - не позднее 48 часов после поступления их на склад получателя.

5) проверка качества и комплектности продукции, поступившей в таре, производится при вскрытии тары, но не позднее указанных выше сроков, если иные сроки не предусмотрены в договоре в связи с особенностями поставляемого товара;

6) при вскрытии тары, но не позднее установленных гарантийных сроков – для машин, оборудования, приборов и другой продукции, поступившей в таре и имеющей гарантийные сроки службы или хранения. В Российской Федерации на большинство товаров устанавливаются гарантийные сроки продолжительностью один год.

Второй этап связан с дальнейшими действиями при обнаружении недостачи либо дефектов продукта.

При обнаружении недостачи получатель одновременно с приостановлением приемки обязан вызвать для продолжения приемки одногороднего отправителя, а тот в свою очередь, обязан явиться не позднее чем на следующий день после получения вызова, если в нем не указан иной срок явки, а по скоропортящейся продукции - в течение 4 часов после получения вызова. Уведомление о вызове представителя отправителя (изготовителя) должно быть направлено (передано) ему по телеграфу (телефону) не позднее 24 часов, а в отношении скоропортящейся продукции немедленно после обнаружения недостачи, если иные сроки не установлены Основными и Особыми условиями поставки, другими обязательными для сторон правилами или договором.

Завершается приемка актом о недостаче товара, который составляется в день выявления недостачи и утверждается руководителем предприятия-получателя не позднее, чем на следующий день после составления акта.

На втором этапе при приемке товара по качеству установлены следующие сроки. Интерес представляет положение о праве покупателя независимо от проверки качества товаров, произведенной им в установленные сроки, актировать производственные недостатки, если такие недостатки будут обнаружены при подготовке товаров к розничной продаже или при розничной продаже в течение четырех месяцев после получения товаров.

В части количества после обнаружения несоответствия качества, комплектности, маркировки продукции, тары или упаковки установленным требованиям получатель должен немедленно приостановить приемку и в срок не позднее чем через 24 часа уведомить об этом поставщика, уведомление о несоответствии качества скоропортящегося товара направляется немедленно после его  обнаружения. Одногородний поставщик обязан явиться в срок по вызову получателя не позднее, чем на следующий день, а по скоропортящейся продукции - не позднее 4 часов после получения вызова, если в нем не указан иной срок явки. Если уведомление направляется иногороднему отправителю, то он должен не позднее, чем на следующий день после получения вызова получателя сообщить телеграммой или телефонограммой, будет ли направлен представитель для участия в проверке качества продукции. Если представитель направлен, то он должен явиться в трехдневный срок.

На практике не редки случаи, когда недостатки товаров не были установлены во время процедуры приемки. Устанавливается, что в таких случаях акт о скрытых недостатках составляется в течение 5 дней с момента обнаружения недостатков, но не позднее четырех месяцев со дня поступления продукции на склад получателя, обнаружившего скрытые недостатки, если иные сроки не установлены обязательными для сторон правилами. Четырехмесячный срок применяется и тогда, когда скрытые недостатки могут быть обнаружены лишь в процессе ее обработки, производимой последовательно двумя или несколькими предприятиями. Акт о скрытых недостатках товаров, гарантийный срок на которые исчисляется с момента их розничной продажи, может быть составлен также в период хранения до продажи, независимо от времени получения товаров.

Товары, на которые установлены гарантийные сроки, могут проверяться в течение этих сроков. В соответствии с ст. 477 ГК РФ, когда отсутствует гарантийный срок на товар, а также когда установленные гарантийные сроки составляют менее двух лет продавец несет ответственность за недостатки товара, если покупатель докажет, что недостатки товара возникли до передачи товара покупателю или по причинам, возникшим до этого момента. Таким образом, складывается такая ситуация, когда производитель устанавливает гарантийный срок на товар менее двух лет (на это он имеет право и устанавливает, как правило, продолжительностью в один год), а покупатель на основании ст.477 ГК РФ имеет право вернуть товар до истечения двух лет со дня получения товара, когда такие недостатки возникли по вине производителя. Бремя доказывания возникновения недостатков лежит на покупателе. В результате, как указывает Пугинский Б.И., «…гарантийные сроки, которые призваны служить обеспечению интересов покупателей, фактически ущемляют интересы как организаций-покупателей, так и граждан»[15]. Для предупреждения таких нарушений необходимо в заключаемых договорах предусматривать  гарантийный срок не менее двух лет.

Для отдельных видов товаров предусмотрены сроки использования, которые составляют 10 лет, если иное не установлено стандартом или договором. Акты о выявленной недоброкачественности составляются в этом случае в пределах срока использования таких товаров.

Глава 3. Экспертиза качества товаров

3.1 Понятие и виды экспертизы товаров


При необходимости проверки качества товара обычно проводят соответствующую экспертизу. Экспертиза представляет собой исследование каких либо вопросов, решение которых требует специальных знаний, с представлением мотивированного заключения. Экспертиза в современных рыночных условиях стала одним из ведущих направлений в деятельности субъектов рынка по продвижению товара. Основное предназначение данного правового института – укрепление законности и правопорядка в демократическом государстве. Это наиболее квалифицированная форма использования специальных знаний в сфере рыночных отношений целого арсенала современных научно-технических средств.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты