Ценность определяет конечную цель, которая требует реализации. Ценность как бы санкционирует деятельность, но не предлагает других критериев легитимации образующих её действий, кроме их эффективности в отношении достижения этого результата. Таким образом, ценность-цель оправдывает любые средства, лишь бы они были эффективны в заданных обстоятельствах, а ценность-средство является таковой поскольку способствует достижению ценности-цели.
Возможность именно юридического истолкования той или иной ценности (сведения её к принципу права) зависит от её содержания, от того, заключает ли она в себе элементы именно правовой нормативности, что в свою очередь, обусловливается типом правопонимания, в рамках которого предпринимаются попытки такого истолкования.
Таким образом, права человека, изначально взятые как ценность, и идея их приоритета в системе ценностей нуждаются в юридической интерпретации в качестве принципа верховенства прав человека, что предполагает выявление его регулятивного смысла и обоснование адекватных ему параметров правопорядка[21].
Нередко употребляется выражение «материальные гарантии прав», под которым понимается совокупность экономических и политических условий, делающих права реальными. Но наука конституционного права изучает преимущественно юридические гарантии, т. е. те, которые вытекают из конституции, законов и других нормативных источников[22].
Конституция, как Закон, имеющий высшую юридическую силу и прямое действие должна регулировать общественные отношения и оказывать непосредственное воздействие на всю систему органов власти.
В Конституции РФ права и свободы закрепляются в разных формулировках. Некоторые права закреплены декларативно («каждый имеет право на жилище»), другие — как гарантия («гарантируется свобода массовой информации»), третьи — как объект охраны или защиты со стороны государства или закона («право частной собственности охраняется законом», «материнство и детство, семья находятся под защитой государства»). Существуют также права, которые закрепляются вместе с гарантией их обеспечения, например, право на свободу и личную неприкосновенность сопровождается гарантией от произвольного ареста (ст. 22).Однако наряду с таким «попутным» решением проблемы гарантий прав Конституция содержит специальные статьи (ст. 45—54), устанавливающие гарантии реализации прав и свобод граждан. Эти гарантии могут быть условно разбиты на две группы: общие гарантии и гарантии правосудия[23].
Общие гарантии - сам конституционный строй, основанный на соблюдении Конституции, неотчуждаемом естественном праве и общепризнанных принципах и нормах международного права; развитой экономический строй, состояние экономики страны; состояние политического режима.
Специальные гарантии - закрепленные в Конституции механизмы, средства - гарантии основных прав и свобод и деятельность конституционно-уполномоченных органов и лиц по обеспечению прав и свобод[24].
Общей гарантией прав и свобод, имеющей наивысшую юридическую силу, является сам конституционный строй, неотчуждаемом естественном праве и общепризнанных принципах и нормах международного права. Эта наивысшая гарантия трансформируется Конституцией РФ в систему определенных прав граждан и обязанностей государства по обеспечению прав и свобод, сформулированных в ст. 45, 46, 53, 55, 56, 60, 61[25].
Наиболее обстоятельно в Конституции закреплены гарантии прав человека в тех случаях, когда речь идет о привлечении его к уголовной
ответственности, о лишении его свободы (ст. 46 – 54). Система гарантий состоит из экономических, политических, социально-нравственных и юридических гарантий.
Экономические гарантии – это закрепленные конституцией формы собственности и основанная на их базе система хозяйствования;
Политические – система органов государства и общественно-политических организаций, призванных привлекать граждан к управлению государством и обществом;
Социально-нравственные – это социальная справедливость и совесть, позволяющие гражданам правильно понимать права, свободы и обязанности, правильно ими пользоваться и исполнять;
Юридические гарантии – закрепление прав, свобод и обязанностей нормами права и обеспечение их всей правоохранительной деятельностью государства[26].
Цели ограничений прав Конституция РФ установила в ч. 3, ст. 55, в которой закреплено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Важными принципами статуса личности являются равенство и равноправие. Равенство – характеризует правовой статус личности. В ст. 19 выделены основные его аспекта: равенство всех перед законом и судом; равенство прав и свобод человек и гражданина; равные права и свободы мужчин и женщин. Это понимается как равенство возможностей, а не как фактическое равенство, которое в жизни недостижимо.
В нескольких статьях Конституции РФ закреплены общепризнанные в цивилизованном мире гарантии, имеющие также значение принципов демократического правосудия. Эти гарантии лежат в основе уголовно-процессуального законодательства и направлены на исключение произвола в судебном разбирательстве. Гарантии правосудия — это гарантии свободы личности, отсюда вытекает необходимость конституционного уровня закрепления этих гарантий. Борясь с преступностью, государство может и должно лишать свободы тех, кто нарушает уголовно-правовое законодательство, но оно обязано делать это с соблюдением демократической процедуры, установленной законом[27].
Гарантии личных прав человека:
1) Право на жизнь (ст. 20 КРФ) - Право, находящееся под максимальной правовой защитой. Именно таким образом оно закреплено в международных документах, где четко определяются случаи, ограничивающие это право;
2) Право на достоинство (ст. 21 КРФ) – Гарантии этого права предусмотрены многими законодательными актами: «Закон о средствах массовой информации»; Уголовный кодекс РФ предусматривает наказание за оскорбление (ст. 130), доведение до самоубийства (ст.110) и т.д.;
Право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 21 КРФ) – Уголовное и уголовно-процессуальное законодательство четко формулирует случаи, когда человек может быть лишен свободы – все эти ограничения должны соотноситься с целями и условиями, при которых могут ограничиваться эти права. Конституция запрещает издание законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина;
Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст. 23-24 КРФ);
Право на жилище и его неприкосновенность (ст. 25, 40) – это право пользоваться жилищем на законных основаниях, регулируемое федеральным законодательством (Жилищный кодекс, ГК, Закон «Об основах федеральной жилищной политики» и т.д.);
Право на определение национальной принадлежности и пользование родным языком (ст. 26 КРФ) – правовые гарантии закреплены в законе «О языках народов РСФСР» от 25.10.91. в соответствии с Конституцией и законом каждому гарантируется право осуществлять основные политические, экономические, социальные и культурные права и свободы вне зависимости от знания или незнания какого-либо языка Каждый имеет право пользоваться родным языком при обращениях в государственные органы РФ, при судопроизводстве, при выборе языка обучения и т.д.[28];
Право на свободу совести, вероисповедания (ст. 28) – никто не может быть принужден в выборе религии, смене вероисповедания;
Право на свободу мысли и слова, получение, производство и распространение информации (ст. 29).
В отличие от основных личных прав и свобод, которые по своей природе неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения как человеку, политические права и свободы (ст. 30—33 Конституции) связаны с обладанием гражданством государства. Это различие отражает Конституция, адресуя личные права каждому, политические — гражданам.
1) Право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы (ст.30)
2) Право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31) – данное право принадлежит только гражданам РФ. Незаконное воспрепятствование проведению данных мероприятий может быть обжаловано в суд.
3) Право на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей; право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления; право на равный доступ к государственной службе; право на участие в отправлении правосудия (ст. 32) – это право, принадлежащее только гражданам РФ.
Особую группу основных прав и свобод человека и гражданина составляют социально-экономические права и свободы.
1) Право на предпринимательскую и иную, не запрещенную законом деятельность (ст. 34) – право предпринимательской деятельности с использованием своих способностей и имущества предоставляется гражданам РФ, лицам без гражданства, лицам с двойным гражданством;
2) Право частной собственности; право иметь имущество в собственности, владеть и распоряжаться как единолично, так и совместно с другими лицами; право наследования (ст. 35);
3) Право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю (ст. 36) – эта сфера отношений, также как и сфера предпринимательства, находится в стадии оформления. Это право не может быть абсолютным, в связи установленными конституционно нормами об охране окружающей среды;
4) Право на свободный труд, выбор деятельности; право на условия труда, соответствующие санитарно-гигиеническим требованиям; право на решение трудовых споров законными способами, включая право на забастовку (ст. 37)
Права в сфере экономики неотделимы от прав и свобод социальных:
1) права на охрану материнства и детства (ст.38) - социальное здоровье общества определяется по защищенности семьи, прав детей. Семейный кодекс вполне правомочно рассматривает прав материнства, отцовства и детства. Гарантии прав и свобод семьи лежат не только в отрасли семейного права – так трудовой законодательство регулирует условия труда беременных женщин, несовершеннолетних;
2) Право на охрану здоровья и медицинскую помощь; право на бесплатное получение мед. помощи в государственных и муниципальных учреждениях за счет страховых взносов, бюджета; осуществление и финансирование федеральных программ по охране здоровья, развитию системы здравоохранения (ст.41);