Анализ существующей законодательной базы, регулирующей арендные отношения

Предмет проката передается во владение и пользование арендатору. Он не должен оставаться в обладании арендодателя. Это условие прямо вытекает из сформулированного в Гражданском кодексе определения договора. В связи с этим не должны признаваться прокатом договоры, в которых пользование осуществляется арендатором без получения правомочия владения.

Прокат ни при каких обстоятельствах не должен носить бессрочный характер. Максимальный предельный срок установлен в п. 1 ст. 627 ГК РФ в 1 год. К договору проката не применяются правила о возобновлении на неопределенный срок. Поэтому, даже когда арендатор по истечении установленного договором аренды срока продолжает пользоваться имуществом без возражений арендодателя, и наниматель, и наймодатель утрачивают право на защиту своих интересов на основании договора. Из этого следует, что если арендодатель обратиться в соответствующий суд для взыскания арендной платы, то он должен ссылаться для обоснования своих требований не на прекративший свое действие договор, а на ч. 2 ст. 622 ГК РФ.

Арендатору в данном договоре не предоставляется преимущественное право на возобновление договора на новый срок. В то же время арендатор обладает правом отказаться от договора проката в любое время, предупредив об этом письменно арендодателя не менее чем за десять дней (п. 3 ст. 627 ГК РФ). Указанное правило является исключением не только для аренды, в общих положениях которой установлен подобный порядок исключительно для договоров, заключенных на неопределенный срок, но и для договоров в целом, так как расторжение договора допускается, как правило, по соглашению сторон (п. 1 ст. 450 ГК РФ).

На наш взгляд, законодатель, предоставляя приведенное право арендатору в императивной форме, скорее всего, направлял его на защиту интересов граждан-потребителей, забыв о том, что помимо бытового проката существует и предпринимательский. В последнем случае арендатор, являющийся предпринимателем, получает определенное преимущество над арендодателем, не являясь такой «слабой» стороной, как гражданин-потребитель. Если учесть, что при этом у арендатора имеется право на возврат арендной платы, то результатом для наймодателя станут значительные финансовые потери. Такая перспектива не может не сдерживать развитие предпринимательского проката в России.

К договору проката установлено требование письменной формы, что является изъятием из правила п. 1 ст. 609 ГК РФ (в отношении физических лиц). Для договоров бытового проката применяются бланки, установленной формы[67].

Отдельные особенности присущи объему прав и обязанностей сторон, что объясняется как публичным характером проката, так и профессиональным статусом арендодателя. В частности, в дополнительные обязанности арендодателя входит (ст. 628 ГК РФ):

проверка исправности сдаваемого в аренду имущества в присутствии арендатора;

ознакомление арендатора с правилами эксплуатации имущества либо выдача ему письменных инструкций о пользовании этим имуществом.

Перечисленные обязанности не являются новыми для договора проката[68], но они впервые нашли закрепление в нормативном акте такой силы.

Ряд обязанностей появляется для наймодателей, предоставляющих имущество по договору бытового проката. Это, например, доведение до потребителя информацию о своем режиме работы, информация о передаваемом имуществе и т.д.

В случае предоставления некачественного имущества, которое мешает или исключает пользование имуществом, арендодатель должен в 10-дневный срок со дня заявления арендатора или в меньший срок, если он установлен договором, отремонтировать имущество на месте или предоставить в надлежащем состоянии другое аналогичное имущество (п. 1 ст. 629 ГК РФ). Право выбора способа устранения недостатков принадлежит арендодателю[69], хотя выбор во многом зависит от характера имеющихся недостатков.

Арендная плата устанавливается только в виде определенных в твердой сумме платежей, вносимых периодически или единовременно (п. 1 ст. 630 ГК РФ). Таким образом. Гражданский кодекс РФ не предполагает применение иных форм арендной платы для договора проката, кроме денежной.

Наемная плата вносится только за время фактического нахождения имущества у арендатора, и при досрочном возврате имущества арендодатель обязан вернуть излишне уплаченную часть.

Важной особенностью договора проката, призванной в определенной мере компенсировать большой объем требований к арендодателю, является предоставляемая ст. 630 Гражданского кодекса РФ возможность взыскать в бесспорном порядке задолженность по арендной плате на основании исполнительной надписи нотариуса. Следует заметить, что законодатель сохранил существовавший ранее порядок.

В договоре проката проведение и текущего, и капитального ремонтов возложено на арендодателя (ст. 631 ГК РФ). Это положение действует даже, когда необходимость ремонта возникла по вине арендатора, к примеру, из-за нарушений правил эксплуатации и содержания имущества. В этом случае наниматель обязан возместить стоимость ремонта и транспортировки имущества (ст. 629 ГК РФ).

Договор аренды транспортного средства - это гражданско-правовой договор, по которому арендатору за плату предоставляется транспортное средство во временное владение и пользование[70].

В Гражданском кодексе РФ данный договор выделен исходя из особого объекта аренды, которым является транспортное средство.

В Общероссийском классификаторе основных фондов к транспортным средствам отнесены средства передвижения, предназначенные для перемещения людей и грузов: железнодорожный подвижной состав; подвижной состав водного транспорта; подвижной состав автомобильного транспорта; подвижной состав воздушного транспорта; подвижной состав городского транспорта; средства напольного производственного транспорта, а также транспортные средства прочих видов. К последним могут быть отнесены транспортные средства со специализированными кузовами, назначением которых является транспортировка грузов и людей (например, автоцистерны, молоко-, цементо-, муковозы).

Автомобили и прицепы автомобильные и тракторные, вагоны железнодорожные специализированные и переоборудованные, основным назначением которых является выполнение производственных или хозяйственно-бытовых функций, а не перевозка грузов и людей (передвижные электростанции, передвижные трансформаторные установки и т.п.), считаются передвижными предприятиями соответствующего назначения, а не транспортными средствами, и подлежат учету как здания (по аналогии с соответствующими стационарными предприятиями) или оборудование.

Применительно к аренде мы находим понятие транспортного средства у А.А.Иванова, который определяет его как «техническое устройство по перевозке грузов, пассажиров и багажа, движущееся в пространстве»[71].

На основании имеющихся нормативных актов можно сделать вывод, что к транспортным средствам обычно относят свободно перемещающиеся механические устройства, как оборудованные двигателем (автомобили, самолеты, локомотивы, теплоходы, космические корабли и др.), так и необорудованные таковым (велосипеды, прицепы, баржи, вагоны и др.). Кроме того, выделяются устройства, непосредственно направляемые обслуживающим персоналом, (к примеру, автомобили, тепловозы) и управляемые опосредованно, через другое транспортное средство (железнодорожные вагоны, прицепы и т.п.).

Помимо Гражданского кодекса положения, регламентирующие аренду транспортных средств исходя из отнесения их к различным видам транспорта, содержатся в Кодексе торгового мореплавания РФ 1999 года. Уставе железнодорожного транспорта РФ 2003 года, Федеральном законе РФ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» 2003 года, Воздушном кодексе РФ 1997 года, а также в принятых в соответствии с перечисленными документами подзаконных актах по отдельным видам транспорта. Но приведенные акты не используют общего понятия «транспортное средство», а применяют отраслевые термины: воздушное судно, подвижной состав, судно и др.

Во многих случаях заключение договора аренды транспортных средств (независимо от условия по предоставлению экипажа) предполагает получение арендатором лицензии на осуществление определенной деятельности на транспорте (к примеру, по перевозке грузов на коммерческой основе).

Главное отличие аренды с экипажем (его конституирующий признак) состоит в предоставлении арендодателем услуг по управлению и технической эксплуатации транспортного средства. Если изменение других условий договора (например, по содержанию транспортного средства) не меняет его сути, то исключение условия о предоставлении экипажа автоматически переводит его в разряд договоров аренды без предоставления услуг по управлению и технической эксплуатации.

Предоставление услуг по управлению невозможно в отношении транспортных средств, эксплуатируемых без экипажа: грузовых вагонов, цистерн, прицепов и т.п.

Услуги по управлению и технической эксплуатации оказывают члены экипажа, являющиеся работниками арендодателя (ст. 635 ГК РФ), в объеме, обеспечивающим нормальную и безопасную эксплуатацию транспортного средства. Экипаж должен быть укомплектован в соответствии с обязательными для сторон требованиями и принятой практикой эксплуатации транспортного средства, что включает в себя как предоставление необходимого количественного и качественного состава членов экипажа, так и соответствие их квалификации установленным требованиям[72]. Поскольку недоукомплектование экипажа может повлечь запрет на эксплуатацию транспортного средства, то арендатор вправе потребовать возмещения убытков требовать досрочного расторжения договора в связи с созданием препятствий пользованию имуществом в соответствии со ст. 620 ГК РФ.

Следует отметить, что договором аренды может быть предусмотрен более широкий спектр услуг, предоставляемых нанимателю (п. 1 ст. 635 ГК РФ). Г.С.Шапкина правильно отмечает, что эти дополнительные услуги «выходят за рамки технической эксплуатации»[73]. Это, например, может быть предоставление экскурсионного обслуживания при аренде транспортного средства в туристических целях.

Как правило, расходы по оплате услуг членов экипажа и их содержание производится ардодателем, что, естественно, влияет на размер арендной платы. Однако допускается передача обязанностей по содержанию и по оплате услуг на арендатора.

По общему правилу, обязанность по страхованию транспортного средства и гражданско-правовой ответственности возлагается на арендодателя, если это необходимо в силу закона или договора. Такая необходимость, например, появляется в отношении воздушного судна при получении свидетельства эксплуатанта.

На арендодателя возлагается обязанность по поддержанию транспортного средства в надлежащем состоянии, включая проведение текущего и капитального ремонта, а также предоставление необходимых принадлежностей, то есть, арендодатель полностью отвечает за состояние транспортного средства в течение всего срока аренды, если договором не предусмотрено иное.

На арендатора возлагается обязанность по несению расходов по коммерческой эксплуатации транспортного средства, включая оплату топлива, иных расходуемых материалов, сборов. В торговом мореплавании сюда, в частности, включаются оплата бункера, портовых, канальных, лоцманских сборов и т.п.

Аренду транспортного средства без экипажа иногда именуют «чистой» по арендой. В данном подвиде аренды после передачи транспортного средства наймодателем практически все обязанности лежат на арендаторе.

Наниматель в течение всего срока аренды должен поддерживать транспортное средство в исправном состоянии, проводить текущий и капитальный ремонт (ст. 644 ГК РФ). Однако, если, например, выявлены скрытые недостатки, то их устранение лежит на арендодателе.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты