Антидемпинговый процесс по законодательству России и праву ВТО

В ст. VI ГАТТ и в «Антидемпинговом кодексе» (ст.ст. 2.1. – 2.5. АК) предусматривается несколько альтернативных критериев/способов определения нормальной цены:

в качестве нормальной может считаться цена на аналогичный/подобный товар на национальном рынке производства. В этом случае сравнивается цена на национальном рынке страны производства и экспортная цена демпингового товара (средневзвешенные цены);

(при отсутствии внутренних цен в стране производства) нормальной может считаться цена товара на рынке третьей страны. Данный метод получил название метода суррогатной страны. В этом случае сравнивается цена товара на рынке третьей страны и экспортная цена демпингового товара в стране-импортере; либо нормальной может считаться цена, которая учитывает себестоимость производства в стране происхождения с добавлением «разумной наценки» в возмещение расходов по продаже, а также прибыли в умеренном размере. В этом случае сравнивается такая цена и экспортная цена демпингового товара в стране-импортере;

нормальной ценой (при отсутствии экспортных цен либо когда эти цены не фиксируются) считается средневзвешенная цена продаж независимому покупателю. Другими словами, в этом случае индивидуальная цена на одном рынке сравнивается со средневзвешенной ценой на другом;

если товар поступает не из страны происхождения, а из промежуточной страны (транзитом через третью страну), в качестве нормальной может считаться цена, действующая в этой третьей – промежуточной – стране, стране экспорта;

если товар поступает из страны, не являющейся страной происхождения, то в качестве нормальной может считаться цена на аналогичный/подобный товар в стране происхождения товара.

Цена считается ниже нормальной, если она на иностранном рынке ниже сравнимой цены на аналогичный («подобный») товар - так говорится в «Антидемпинговом кодексе» (ст. 2.1., 2.6. АК).

Возникает вопрос: что считать аналогичным (подобным) товаром? Таким товаром является идентичный товар, т.е.:

а) во всех отношениях схожий с данным товаром или (в отсутствие схожего)

б) другой товар, который имеет характеристики, близкие к характеристикам данного товара.

Проблем относительно того, какой же товар можно считать аналогичным/подобным (чтобы сравнивать цены), на практике может оказаться предостаточно. Японское сакэ и французское красное сухое вино - это аналогичные/подобные товары? Примерно такой спор продолжался несколько лет между ЕС и Японией. Эта сторона антидемпингового процесса, по всей видимости, будет подвергаться дальнейшему развитию на базе практики, которой будут придерживаться государства.

В российском законодательстве наряду с термином «аналогичный товар» используется также термин «непосредственно конкурирующий товар» (Постановление Правительства № 274 от 11. 03. 1999 г.).

Когда решается вопрос об ущербе, следует принимать в расчет следующие соображения и требования:

контрмеры в ответ на демпинг (т.е. антидемпинговые меры) оправданны не только при фактическом наличии ущерба, но и в случае лишь угрозы такого ущерба;

это должен быть такой ущерб/угроза ущерба, которые задевают национальную отрасль промышленности либо задерживают создание отрасли;

при этом ущерб должен быть материальным. Слово «материальный» следует понимать как «существенный».

Несмотря на то, что понятие «ущерб» - категория в значительной мере гражданско-правовая, в антидемпинговом процессе она становится категорией публично-правовой.

Многие вопросы, касающиеся проблематики ущерба, также пока остаются в праве ВТО не вполне определенными и подлежат дальнейшему развитию. Это относится и к ключевым терминам: «материальный (существенный) ущерб», «отрасль национальной промышленности/экономики».

Под отраслью национальной экономики подразумеваются все отечественные производители аналогичных/подобных товаров или те из них, совокупное производство которых составляет основную часть всего национального производства таких товаров. В составе отрасли национальной экономики для целей антидемпингового процесса не учитываются те отечественные производители товара, которые связаны с производителями/экспортерами демпингового товара, т.е. являются их дочерними или зависимыми предприятиями и т.п.

С другой стороны, те отечественные производители аналогичного/подобного товара, которые не попали в группу, составляющую отрасль национальной экономики, на практике могут оказаться конкурирующим (и/или региональным) рынком товара. В этом смысле их самих можно будет назвать отдельной отраслью национальной экономики. Следовательно, в стране может быть две и больше подобных отраслей национальной экономики. В России так можно смотреть на экономики регионов – субъектов Федерации.

Такой подход допускается, если:

а) производители внутри такого отдельного рынка продают всю или почти всю - не менее 80 % - свою продукцию на этом рынке;

б) спрос на этом рынке не удовлетворяется в сколько-нибудь значительной степени производителями аналогичного/подобного товара, находящимися в других частях территории страны.

В таких случаях категорию существенного ущерба можно применять не ко всей стране, а к ее регионам. Существенный ущерб можно констатировать и тогда, когда демпинговый импорт сконцентрирован в регионе и затрагивает производителей региона. Существенный ущерб экономике региона можно рассматривать, таким образом, как существенный ущерб всей соответствующей отрасли экономики страны.

Ущерб «отрасли национальной экономики» оценивается на основе того, каков объем импорта, как он растет, каковы последствия такого импорта (ст.ст. 3.1. - 3.4. АК). В заявлении, как правило, указывается, насколько возрос ежемесячный импорт товара за определенный предшествующий период, как упала цена на единицу аналогичного/подобного товара на рынке страны-импортера, насколько уменьшилось его производство.

В России по вопросу ущерба принят специальный подзаконный акт - Постановление Правительства № 183 от 16 февраля 1999 года. Постановлением утверждено Положение «Об особенностях определения существенного ущерба отрасли российской экономики вследствие демпингового импорта».

Ущерб от демпинга может выражаться также в замедлении становления отрасли национальной экономики. Тематика угрозы ущерба и замедления становления отрасли от демпинга не имеет, по сути, пока детальной регламентации ни в праве ВТО, ни во внутреннем праве большинства государств.

Самое важное: обязательно должна иметь место причинная связь между демпинговым импортом и ущербом национальной отрасли промышленности. В Антидемпинговом кодексе (ст.ст. 3.5 – 3.7 АК) установлено много критериев для того, чтобы определить эту причинную связь.

В принципе возможны две ситуации:

а) низкие цены на иностранный товар (демпинговый товар) непосредственно сокращают спрос на отечественные аналогичные/подобные товары. В этой ситуации связь между демпинговым товаром и ущербом отрасли экономики - очевидна;

б) низкие цены на иностранный товар (демпинговый товар) не сказываются на спросе на отечественные товары и, значит, в этой ситуации нет прямой связи между демпингом и состоянием отрасли отечественной экономики.

Кто и как инициирует антидемпинговые процедуры? В Антидемпинговом кодексе предусмотрен порядок возбуждения антидемпингового дела. Начинаться оно может двумя путями:

- с «письменного заявления», поданного «отечественной отраслью или от ее имени» (ст. 5 АК);

- согласно Постановлению Правительства РФ № 274 от 11.3. 1999 г. - «от имени отрасли российской экономики». Подать такое заявление может ассоциация отраслевых предприятий, торгово-промышленная палата, профсоюз и т.п. В этом случае заявление должно поддерживаться отечественными производителями, чья совокупная продукция составляет более 50 процентов всего объема производства аналогичного товара;

- в особых обстоятельствах, как предусмотрено Антидемпинговым кодексом, инициатором решения о расследовании может выступить соответствующий компетентный орган государства. В указанном выше Постановлении Правительства № 274 предусматривается, что возбуждение антидемпингового дела может быть произведено по заявлению органа исполнительной власти субъекта Федерации.

Каких-то специальных требований к форме заявления в Антидемпинговом кодексе нет, кроме требования простой письменной формы. Международная практика исходит из того, что заявление и порядок его оформления определяются сложившимися в соответствующей стране традициями подачи официальных (публичных) документов.

В то же время имеется ряд требований к содержательной стороне заявления. Оно в обязательном порядке должно содержать доказательства демпинга, ущерба от демпинга и причинно-следственной связи между демпингом и ущербом (ст. 5.2. АК). Простого утверждения о демпинге, не подкрепленного доказательствами, недостаточно.

Стоимостные показатели в заявлении в целях сопоставимости следует указывать как в рублевом, так и долларовом исчислении (по курсу Центрального банка Российской Федерации на момент их определения).

Представляемая информация заверяется руководителями организаций, поддерживающих заявление, и их сотрудниками, ответственными за ведение бухгалтерской отчетности.

Заявление подается в компетентные государственные органы. В России в качестве такого органа определено Министерство экономического развития и торговли (Постановление Правительства № 990 от 21.12.2000 г.).

Министерство рассматривает заявление, изучает точность и адекватность представленных доказательств. Датой принятия заявления к рассмотрению считается дата регистрации заявления в Министерстве.

В течение 30 дней после принятия заявления Министерство должно внести предложение о проведении расследования или об отказе в расследовании в Комиссию по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике.

30-дневный срок рассмотрения заявления может быть продлен, если представленных материалов будет недостаточно. В этом случае Министерство запрашивает у заявителя по почте или непосредственно дополнительные сведения. Такие сведения должны быть представлены также в течение 30 календарных дней (с возможностью продления еще на 10 дней).

Комиссия Правительства РФ по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике была создана Постановлением Правительства РФ № 890 от 17 июля 1997 года.

Именно эта Комиссия принимает решения о начале расследований, предшествующих введению антидемпинговых мер. О принятии Комиссией соответствующего решения Министерство экономического развития и торговли сообщает заявителю.

Дата принятия Комиссией решения о проведении расследования считается датой начала расследования. В случае представления заявителем дополнительной информации датой принятия заявления считается дата регистрации таких дополнений.

Заявление о демпинге, касающееся возбуждения антидемпингового расследования, должно быть отклонено, если соответствующие компетентные органы не нашли достаточных доказательств демпинга либо ущерба.

Заявление о применении антидемпинговых мер не может быть принято к рассмотрению, если на долю российских производителей товара, поддерживающих такое заявление, приходится менее чем 25 % общего объема производства аналогичного (или непосредственно конкурирующего) товара в России.

В рассмотрении заявления может быть отказано Министерством (в письменной форме), если заявитель не представил в надлежащие сроки запрошенные дополнительные сведения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты