Антидемпинговый процесс по законодательству России и праву ВТО

С момента получения уведомления о проведении расследования заинтересованные лица вправе предоставлять в письменной форме все доказательства, которые, по их мнению, имеют отношение к проводимому расследованию.

Министерство уведомляет уполномоченные органы стран происхождения или экспорта демпингового товара (либо уполномоченный орган союза иностранных государств, в который они входят) о введении временных пошлин до начала их применения.

Министерство вправе запросить дополнительную информацию, в том числе конфиденциальную, у федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации, а также у коммерческих организаций.

Срок ответа на такого рода запросы - 30 дней (с возможностью продления по мотивированной просьбе не более чем на 10 календарных дней).

Если запрошенная информация не поступила, Министерство принимает решение в ходе расследования на основе той достоверной информации, которая имеется в его распоряжении.

Необходимой процедурой антидемпингового расследования являются слушания сторон. Цель слушаний - дать сторонам возможность изложить свою позицию и аргументацию, в более полной и объективной форме учесть интересы сторон.

Этап слушаний предполагает, что участники процесса в письменной форме излагают свою позицию со ссылками на соответствующие нормативно-правовые акты и материалы, представляют доказательства.

Антидемпинговый орган концентрируется на изучении имеющихся фактов и представленных доказательств, осуществляет их проверку, оценку и закрепление. Он должен своевременно предоставлять всем заинтересованным сторонам возможность ознакомиться с информацией и аргументацией, которые используются в антидемпинговом расследовании.

В ходе расследования Министерство экономического развития и торговли, в соответствии со ст. 6 Антидемпингового кодекса, может учитывать также информацию, изложенную заинтересованными лицами в устной форме. Здесь антидемпинговый (по сути административный) процесс сближается с гражданским процессом.

Однако в этом случае устная информация принимается во внимание лишь в той мере, в какой она затем воспроизведена в письменном виде (на русском языке) и предоставлена в распоряжение других заинтересованных сторон.

В ряде стран этап слушаний регламентирован более детально и в свою очередь подразделяется, например, на: а) слушания одной стороны и б) конфронтационные слушания. В России законодательно этот этап пока не отрегулирован с подобной тщательностью и, очевидно, будет «отрабатываться» практикой.

С целью проверки достоверности информации, получения дополнительных материалов Министерство по согласованию с заинтересованными лицами может проводить расследование на территории страны местонахождения иностранного экспортера и (или) производителя демпингового товара (ст. 6.7. и приложение 1 АК).

Министерство может содействовать встрече заинтересованных лиц, имеющих противоположную точку зрения о предмете расследования, и вправе принимать участие в таких встречах. Отказ заинтересованных лиц от проведения такой встречи не рассматривается как нарушение порядка проведения расследования.

Предварительный этап расследования длится не менее 2 месяцев (в некоторых странах он составляет порядка 6 месяцев). По результатам этого этапа Министерство экономического развития и торговли составляет предварительное заключение о наличии демпинга и существенного ущерба. И если, по мнению Министерства, задержка с введением антидемпинговой пошлины может причинить непоправимый ущерб отрасли российской экономики, Министерство уполномочено представить в Правительство предложение (в форме доклада) о введении временной антидемпинговой пошлины.

Такое развитие событий (введение временной антидемпинговой пошлины) рассматривается российским законодательством как исключительный случай.

Антидемпинговый кодекс разрешает введение временных мер, только если:

- расследование было начато и ведется в надлежащей форме;

- в предварительном порядке был выявлен демпинг и связанный с ним ущерб;

- государственный орган считает такие меры необходимыми, чтобы предотвратить причинение ущерба при продолжении расследования.

Временные меры могут иметь форму (ст. 7.2. АК): временной пошлины; внесения денежного депозита; долгового обязательства, равного величине предварительно оцененной антидемпинговой пошлины (которая не может быть больше демпинговой маржи). В России в качестве еще одной временной меры допускается лицензирование без количественных ограничений (ст. 18, п. 11, Закона РФ от 14.04.1998 г.).

Как известно, антидемпинговое расследование само по себе не препятствует таможенной очистке демпингового товара, но временные меры предстают как исключение из этого правила.

Временные меры не должны вводиться ранее 60 дней с даты возбуждения (инициирования) антидемпингового дела и не могут сохраняться более 4 месяцев, а в крайнем случае, по решению государственного органа, - 6 месяцев.

Если в государстве решается вопрос о введении окончательных антидемпинговых пошлин в размере ниже демпинговой маржи, срок временных мер в таких «чрезвычайных обстоятельствах» может быть продлен и до 9 месяцев.

Продление действия временных мер не допускается. В этом одно из отличий временных мер от окончательных антидемпинговых пошлин.

Временные меры должны быть прекращены в случаях:

- истечения установленного срока;

- принятия иностранным производителем/экспортером антидемпингового обязательства;

- истечения срока самого расследования;

- вынесения заключения/определения об отсутствии демпингового импорта, наносящего ущерб.

Само расследование как стадия антидемпингового процесса может быть приостановлено или прекращено без введения временных или окончательных антидемпинговых пошлин, если иностранный экспортер (в письменной форме) добровольно принимает на себя обязательство отказаться от демпинговых цен или сократить демпинговый импорт до приемлемого объема и если это устраняет ущерб или угрозу причинения ущерба. На практике это, как правило, выражается в том, что экспортер повышает цену.

Указанное обязательство может требоваться и/или приниматься только по окончании предварительного расследования. Предложение иностранного экспортера о принятии обязательства представляется Министерством в Правительство. Принимается обязательство иностранного экспортера Правительством России.

Выполнение иностранным экспортером такого обязательства может гарантироваться правительством страны экспортера в лице уполномоченного органа соответствующего иностранного государства (союза иностранных государств).

Обязательства иностранного экспортера не могут быть приняты, если их исполнение практически неосуществимо в силу большого количества экспортеров либо по другим существенным причинам, о которых Министерство экономического развития и торговли должно сообщить иностранному экспортеру.

В случае принятия от иностранного экспортера указанного обязательства расследование может быть продолжено по решению Министерства или по инициативе иностранного экспортера.

Если в ходе расследования выяснится, что на российском рынке нет ни ущерба от демпинга, ни его угрозы, ни самого демпинга, то ценовое обязательство иностранного экспортера автоматически утрачивает силу.

Министерству экономического развития и торговли России дано право потребовать от иностранного экспортера, взявшего ценовое обязательство, периодически представлять информацию о выполнении обязательства. И Министерство может осуществлять проверку полученной информации. Отказ от представления такой информации рассматривается как нарушение обязательства.

В данном положении можно усмотреть элементы некоей экстратерриториальной юрисдикции по отношению к иностранным юридическим лицам, носителем которой в силу законодательства выступает российское Министерство. Впрочем, такого рода положений в антидемпинговом законодательстве достаточно много (например, право уполномоченного антидемпингового органа проводить расследование в стране местонахождения экспортера/производителя), и все эти положения внутреннего права санкционированы правом ВТО. Это еще один пример взаимного переплетения внутреннего права и международного права; такое переплетение выводит эти системы на новое качество.

Расследование должно быть прекращено, а по закону – даже и не может быть начато, если выяснится, что демпинговый импорт - незначителен (менее 3 %; из нескольких таких стран в совокупности - менее 7 %), а демпинговая маржа является минимальной - менее 2 %. Российским заявителям – инициаторам антидемпингового дела следует учитывать эти моменты и указывать в заявлении как можно больше стран, из которых импортируется демпинговый товар, - с тем чтобы «перекрыть» порог в 7 %.

При расчете ущерба от демпинга могут быть использованы различные методы, в частности:

а) метод определения индивидуальной демпинговой маржи для любого экспортера/производителя демпингового товара;

б) метод кумуляции. Он применяется, когда демпинговый импорт идет сразу из нескольких стран и превышает указанный выше «порог» в 7 %, а также минимальную маржу. Метод кумуляции означает, что антидемпинговые расследования объединяются, чтобы произвести суммированную оценку влияния такого импорта;

в) метод выборки. Он применяется, когда число экспортеров, производителей, импортеров и типов товаров, охваченных антидемпинговым расследованием, слишком велико. В такой ситуации практически невозможно определить объем наносимого демпингом ущерба другими методами. Поэтому антидемпинговый орган вправе: либо обоснованно выбрать какое-то число заинтересованных лиц (или товаров) с использованием статистических данных, либо ограничиться в целях расследования наибольшей долей импорта из какого-то одного государства. Антидемпинговый кодекс (ст. ст. 6, 9) требует, чтобы любой отбор экспортеров, производителей, импортеров, товаров по возможности осуществлялся бы на основе консультаций, при наличии согласия.

Если расследование ведется с использованием метода выборки, то «избранные» экспортеры/производители в итоге облагаются индивидуальной антидемпинговой пошлиной, а не подвергнутые выборке экспортеры/производители – пошлиной на основе средневзвешенной демпинговой маржи (при этом не учитываются экспортеры/производители с нулевой или минимальной маржой).

Определение демпинговой маржи должно производиться честно - таково требование права ВТО (ст. 2.4. АК). Обычно сопоставление нормальной и экспортной цены осуществляется с учетом одних и тех же условий и времени торговли - как правило, при условии «франко-завод». Однако антидемпинговый орган должен делать поправки на обстоятельства: различия в условиях поставок, налогообложении, количествах и характеристиках товаров и др.

По результатам расследования Министерство представляет в Правительство России предложения (в форме доклада) о применении антидемпинговых мер.

До вынесения окончательного решения Министерство должно информировать все заинтересованные стороны об основных рассматриваемых фактах, на основе которых принимается решение о применении окончательных мер. Такое объявление должно осуществляться заблаговременно, с тем чтобы стороны имели возможность для защиты своих интересов.

Доклад Министерства рассматривается в Комиссии по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике. Комиссия выносит окончательное заключение. На основе этого заключения готовится предложение (проект решения Правительства) о введении антидемпинговых мер.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты