Авторские и смежные права в шоу-бизнесе

Подобное право может быть предоставлено авторам произведений архитектуры. Согласно п. 2 ст. 18 Закона «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» автор архитектурного объекта вправе требовать от собственника (владельца) этого объекта предоставления возможности осуществлять его фото- и видеосъемку, если иное не установлено договором, в соответствии с которым создан архитектурный проект.

В прежнем законодательстве данное правомочие специально не выделялось, но в принципе следовало из него. Так, переход произведения изобразительного искусства в собственность заказчика еще не означал передачи авторских прав на произведение (ст.513 ГК РСФСР 1964 года). Автор мог потребовать от собственника оригинала предоставить ему возможность воспроизводить свое произведение в копиях.

Ныне действующий закон об авторском праве не содержит каких-либо ограничений и условий реализации данного права, за исключением единственного указания на то, что от собственника оригинала нельзя требовать доставки произведения автору (ст. 17, п.1). Однако владелец оригинала обязан обеспечить доступ к произведению. Он должен предоставить автору возможность делать фотографии, копии или записи. При этом не имеет значения, преследует ли автор материальную выгоду, реализуя данное право.

Автор, в свою очередь, обязан учитывать законные интересы собственника. Последний, в частности, вправе потребовать от автора возмещения расходов, причиненных осуществлением доступа произведению.

Право доступа может принадлежать только автору и по наследству не переходит.


1.3 Имущественные права авторов


Современное российское законодательство предоставляет автору исключительные права на использование созданного им произведения в любой форме и любым способом (ст. 16 Закона «Об авторском праве и смежных правах»). Все имущественные права автора таким образом сводятся к общему праву на использование произведения.

Впервые право на использование произведения как единое правомочие было закреплено за автором в ст. 135 Основ гражданского законодательства 1991 года. В ранее действовавшем Гражданском кодексе РСФСР 1964 г. все способы использования произведения охватывались правомочиями на опубликование, воспроизведение и распространение произведение.

Таким образом, в соответствии с новым законодательством (ст. 16, п.2) имущественными правомочиями являются следующие: 1) право на воспроизведение; 2) право на распространение; 3) право на импорт; 4) право на публичный показ; 5) право на публичное исполнение; 6) право на передачу в эфир; 7) право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю; 8) право на перевод; 9) право на переработку; 10) право следования (ст. 17, п. 2).

Как видим, содержащийся в Законе (п.2, ст. 16) перечень конкретных форм и способов использования произведения не является исчерпывающим, в частности, отсутствует право следования. Несмотря на то, что природа данного правомочия долгое время оставалась спорной в зарубежной доктрине, большинство специалистов признают его подлинным правом автора. Оно относится к категории имущественных прав, неотчуждаемых при жизни автора, но передаваемых в порядке наследования по закону.

Это право вынесено законодателем за рамки указанной статьи как особое правомочие, принадлежащее лишь авторам произведений изобразительного искусства.

Вместе с тем в отношении других категорий произведений отдельные имущественные права также не действуют. Так, правом на перевод обладают лишь авторы литературных произведений; право публичного показа не возникает на музыкальные произведения, а право публичного исполнения не распространяется на произведения изобразительного искусства.

Таким образом, подчеркивая особый характер права следования, законодатель как бы нарушает общую классификацию авторских прав. Как представляется, данное правомочие должно рассматриваться в одном ряду с другими исключительными правами автора.

Право автора на опубликование также должно войти в состав ст. 16 Закона «Об авторском праве и смежных правах» в качестве одного из способов использования произведения.

Вместе с тем, не исключена возможность появления в дальнейшем новых способов использования произведения вследствие стремительного развития технических средств. В этой связи представленный в ст. 16 Закона перечень имущественных правомочий со временем очевидно будет видоизменен и дополнен.

Право автора на вознаграждение за использование произведения отсутствует в общем перечне авторских правомочий, несмотря на то, что прежним законодательством (ст. 479 ГК РСФСР 1964 года, ст. 135 Основ 1991 года) и доктриной оно всегда признавалось за автором. Прежде всего это связано с тем, что право автора на получение вознаграждения не является самостоятельным правомочием, ибо возникает не само по себе, а лишь в результате использования произведения тем или иным способом. Правомочия автора по использованию произведения, будучи сложными по составу, в качестве одной своей части уже включают право автора на гонорар. Следовательно, его выделение из более широких правомочий по использованию произведений являлось бы в значительной степени условным и выпадало бы из общей, очерченной законом схемы.

Действующее законодательство предусматривает некоторые изъятия из общего правила о принадлежащих автору исключительных правах на использование произведения. В этих случаях действия, указанные в п.2 ст. 16 Закона могут производиться третьими лицами без разрешения автора или иного владельца авторских прав. При соблюдении условий, установленных Законом, они не будут являться нарушением авторских прав. Речь идет о случаях так называемого свободного использования произведений.

Следует отметить, что сам термин «свободное использование» применяется здесь весьма условно. Абсолютно свободного использования произведения быть не может, так как с одной стороны, пользователь даже в случае безгонорарного и бездоговорного использования произведения несет обязательства по соблюдению других правомочий автора, и, с другой стороны, по той причине, что произведение как таковое не может существовать независимо, «свободно» от автора и не может быть отчуждено от его имени, индивидуальности и духовного мира.

Случаи свободного использования произведений более или менее подробно регламентируются законодательством большинства стран и прямо допускаются действующими соглашениями об авторском праве. Особенностью советского авторского законодательства до недавнего времени было наличие неоправданно широких по своему объему случаев свободного использования произведения - платного или бесплатного. Автор, создавший произведение, мог заключить договор и получить авторское вознаграждение за первое опубликование и использование произведения. После этого все его имущественные права либо почти полностью прекращались (в сферах шоу-бизнеса, эстрадных и массово-зрелищных программах, радио, телевидения, кино, при использовании в газетах), либо сводились к праву на получение вознаграждения - строго фиксированного (публичное исполнение).

Подобные исключения, провозглашенные чуть ли не социалистическим принципом авторского права, долгое время не позволяли СССР присоединиться не только к Бернской конвенции, но и даже ко Всемирной конвенции об авторском праве в редакции 1971 года. И лишь «преодолев» этот принцип Россия смогла значительно поднять уровень охраны авторских прав. Конечно, определенные случаи свободного использования произведений остались, причем в ныне действующем законодательстве содержится даже большее число таких случаев. Но отличие прежнего законодательства от нового вовсе не в этом, а в том, что все случаи свободного использования, содержащиеся в новом Законе, сформулированы очень узко и конкретно. К тому же прямо предусмотрено, что никакие иные акты (кроме Закона) не могут вводить новых аналогичных случаев.

А теперь, обратимся к анализу конкретных имущественных правомочий Автора.

1. Право на воспроизведение.

Воспроизведение является исторически первым имущественным правомочием. Известно, что авторское право возникло именно как право на изготовление копий книг, а сам термин “copyright” буквально переводится как «право копирования» или «право на воспроизведение». Бернская конвенция первоначально также основывалась на этом правомочии. И лишь постепенно развитие технических средств привело к появлению и признанию других авторских прав.

Право на воспроизведение означает повторное придание произведению объективной формы, доступной для восприятия третьих лиц. Вопрос о том, ограничивается ли воспроизведение размножением материальных носителей, в которых произведение выражено, или оно связано с любым повторным доведением произведения до сведения неопределенного круга лиц долгое время был предметом научных дискуссий. В Основах гражданского законодательства 1991 года (ст. 135) сделан выбор в пользу широкой трактовки понятия воспроизведение, которое, могло осуществляться любым способом (путем издания, публичного исполнения, передачи в эфир и т.п.)

В новом авторском законодательстве понятие воспроизведения несколько сузилось и было сведено к изготовлению одного или более экземпляров произведения или его части в любой материальной форме (ст. 4 Закона). Иные способы использования произведения, не связанные с его повторной фиксацией на материальном носителе, рассматриваются Законом «в качестве особых правомочий автора, лежащих за рамками воспроизведения».

Действующее законодательство однако не перечисляет конкретных способов воспроизведения, ибо им признается любая повторная фиксация произведения на материальном носителе. В ст.4 Закона лишь отмечено особым образом, что воспроизведением, является изготовление экземпляров произведения в форме звуко- и видеозаписи, изготовление в трех измерениях одного или более экземпляров двухмерного произведения и в двух измерениях - одного или более экземпляров трехмерного произведения. Запись произведения в память ЭВМ также является воспроизведением. При этом достаточно, если экземпляр произведения воспринимается органами чувств человека косвенно (например, изготовление матрицы для печати или негатива, также является воспроизведением). Использованная технология (печать, фотокопия, рукопись ) и шрифт ( обычный, азбука Брайля, нотные знаки) не имеют значения.

Одной из разновидностей воспроизведения является репродуцирование, означающее факсимильное воспроизведение в любых размере и форме одного или более экземпляров оригиналов или копий письменных и других графических произведений путем фотокопирования или с помощью других технических средств, иных, чем издание. Репрографическое воспроизведение не включает в себя хранение или воспроизведение копий произведения в электронной (включая цифровую), оптической или иной машиночитаемой форме (ст. 4 Закона).

Законодательное закрепление данного вида репрографического воспроизведения обусловлено тем, что современные технические средства позволяют получить копию произведения по цене и качеству значительно превосходящую оригинал. Законом определены пределы осуществления репродуцирования произведений третьими лицами.

Согласно ст. 20 Закона использование произведений путем репродуцирования допускается без согласия автора и без выплаты ему авторского вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования.

В качестве субъектов, имеющих право на такое использование, Законом определены библиотеки и архивы. Цель реализации данного права - восстановление, замена утраченных или испорченных экземпляров произведения и предоставление их другим библиотекам, утратившим по каким-либо причинам произведения из своих фондов.

Цели реализации права для двух других групп субъектов - физических лиц (при посредничестве библиотек и архивов) и образовательных учреждений - иные: для первых - учебные и исследовательские работы, для вторых - проведение аудиторных занятий.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты