Авторские права
Авторские права
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………..….3
Глава 1. Понятие авторского права и сфера его регулирования……………...7
§ 1. Исключительная природа авторских прав…………………………………7
§ 2. Характеристика понятий «авторское право» и «отдельные авторские полномочия»……………………………………………………………………..12
Глава 2. Определённые виды авторских прав…………………………………17
§ 1. Личные неимущественные права авторов………………………………...17
§ 2. Имущественные права авторов…………………………………………..37
Глава 3. Срок действия авторского права…………………………………...78
Заключение…………………………………………………………………….…85
Список использованных источников…………………………………………..89
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность и практическая значимость выбранной темы дипломной работы «Правовое регулирование авторских прав» подтверждается тем, что стимулирование творческой деятельности является важнейшим двигателем прогресса. Важная роль авторского права в этом процессе подчёркивается в Комментариях к Бернской конвенции: «Авторское право составляет важный элемент в процессе развития. Опыт показывает, что богатство национального культурного достояния непосредственно зависит от уровня охраны, предоставляемой литературным и художественным произведениям. Чем выше этот уровень, тем больше стимул для авторов; чем больше число интеллектуальных творений в стране, тем выше её авторитет; чем больше произведений литературы и искусства, тем больше возможностей для развития книжной, звукозаписывающей и развлекательной промышленности. В конечном счёте неоспоримо, что поощрение интеллектуального творчества, является одной из основных предпосылок социального, экономического и культурного развития».[[1]]
Большинство произведений творческой мысли существует в материальной форме: книги, картины, скульптуры или фотографии. Но некоторые типы произведений, например, музыка или сценическое действие, существуют даже если бы они не были записаны или до того, как они были записаны в виде нот или текста. Авторское право охраняет именно форму выражения идей, а не сами идеи.
Как только идеи воплощаются в произведения, возникает авторско-правовая охрана их формы – в смысле расположения слов, нот и знаков. Авторское право охраняет права авторов художественных произведений от тех, кто их копирует, т.е. от тех, кто использует формы, являющиеся оригинальным созданием
автора. В связи с развитием понятия об авторском праве во многих языках появляются слова, его обозначающие. Например, в английском языке слово «copyright» означает авторское право. Английский термин стал наиболее распространённым.
В любой стране практическая ценность закона зависит в первую очередь от того, насколько эффективно он исполняется. Так как авторам порой очень непросто самостоятельно реализовать свои права, то весьма распространённым является создание специальных организаций авторов, которые от их имени управляют определёнными авторскими правами. В частности, такие организации могут выдавать разрешения на копирование произведений и на этом основании получать для авторов гонорары.
Вся система охраны авторских прав будет лишена смысла, если творческая деятельность не будет поощряться и поддерживаться. С точки зрения автора охраняемого произведения, защита авторских прав имеет смысл тогда, когда от результата своей работы он получает доход, но это невозможно без опубликования и распространения произведения.
Суть авторско-правовой охраны сводится в конечном итоге к поиску баланса между интересами творческой личности и общества. Автор произведения вправе получать адекватное вознаграждение, а размер этого вознаграждения не должен противоречить общественным интересам и потребностям.
Российская Федерация участвует во всех основных международных конвенциях по охране авторских прав: во Всемирной конвенции об авторском праве – с 1973 г.; в Конвенции о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники, - с 1988 г.; в Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений, в Конвенции об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства из фонограмм – с 1995 г.
Вопрос о присоединении России к Международной конвенции об охране интересов артистов-исполнителей, производителей фонограмм и организаций вещания (Римская конвенция) находится в стадии решения. Как считают специалисты, перспектива присоединения России к Римской конвенции весьма реальна. По мнению автора работы, учитывая гигантский не сравнимый ни с одной страной мира, творческий потенциал России, присоединение к конвенции будет иметь особое значение для отечественных исполнителей, работающих в области филармонических видов искусств и хореографии.
Одной из задач дипломного проекта является исследование вопроса об исключительной природе авторских прав, напрямую связанного с целым рядом актуальных проблем, имеющих большое практическое значение. В частности, трактовка исключительности субъективных авторских прав как их неотторжимости от личности автора приводит многих специалистов к выводам о недопустимости авторских договоров об уступке авторских прав на будущее произведение автора, невозможности передачи права на неприкосновенность произведения, отрицанию того, что авторские права вообще могут переходить от авторов к другим лицам. То или иное толкование исключительной природы авторских прав оказывает существенное влияние на понимание сущности авторского договора, конструирование его основных элементов, установление условий ответственности за его нарушение и т.д.
Затронутая проблема имеет ещё один важный практический аспект. Нередко в ходе рассмотрения конкретных судебных дел, в частности при обращении потерпевшего к способам защиты нарушенных авторских прав, предусмотренных ст.49 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах»[[2]], встаёт вопрос о том, все ли субъективные авторские права носят исключительный характер. Данный вопрос возникает, видимо, в связи с тем, что не все содержащиеся в Законе субъективные авторские права прямо названы исключительными. Так, если имущественные права авторов, перечисленные в ст.16 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах», непосредственно отнесены к числу исключительных прав, то о природе некоторых других имущественных прав (например, права композитора на получение особого вознаграждения за публичное исполнение его музыкального произведения при использовании аудиовизуального произведения, ч.3. ст.13 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах»), а также личных неимущественных прав ничего не сказано.
Цель настоящей дипломной работы – дать характеристики понятий «авторское право» и отдельные авторские правомочия, определить исключительную природу авторских прав, дать анализ личным имущественным и неимущественным правам автора, опираясь, прежде всего, на нормы гражданского кодекса РФ и Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах», определение срока действия авторского права.
В ходе настоящего исследования были использованы такие нормативно-правовые акты, как: Конституция Российской Федерации, Федеральные законы Российской Федерации, различные международные нормативные акты и др., также были использованы труды таких известных исследователей, как Л.Н. Борохович, А.А. Монастырской, М.В. Трохова, Г.Ф. Шершеневич, Б.С. мартьянов и другие, а также материалы судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, другие материалы юридической практики, а также учебная литература.
Настоящая дипломная работа состоит из введения, 3 глав, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ АВТОРСКОГО ПРАВА И СФЕРА ЕГО РЕГУЛИРОВАНИЯ.
§ 1. Исключительная природа авторских прав.
В результате произведения науки, литературы и искусства его автор приобретает ряд субъективных прав как личного неимущественного, так и имущественного характера. Эти права в действующем авторском законодательстве и в доктрине традиционно именуются исключительными. Теория исключительности авторских прав была детально разработана ещё в русской дореволюционной литературе[[3]] и воплотилась в Законе 1911 г. Хотя природа исключительных прав продолжала вызывать споры, по мнению большинства учёных, эта конструкция обозначала, прежде всего, монополию обладателя авторского права на использования произведения.[[4]] В советский период оценка исключительности авторских прав существенно изменилась. Во многих работах прослеживалось предубеждённое отношение к этой черте авторских прав, которая, однако, нашла отражение в Основах авторского права 1925 и 1928 г.г. Большинство советских юристов смущало то обстоятельство, что термин «исключительные права» используется в авторском законодательстве капиталистических стран. В связи с этим в советской литературе подчёркивалось, что исключительный характер авторского права в советском гражданском праве, с одной стороны, и в буржуазном гражданском праве, с другой, не имеют между собой ничего общего, кроме названия.[[5]]
Большинством учёных исключительность авторских прав трактовалась как их не отчуждаемость, неотторжимость от личности автора в течение всей его жизни, недопустимость перенесения прав автора на другое лицо. При этом одни учёные полагали, что исключительный характер имеют лишь отдельные личные неимущественные права, в частности право на опубликование произведения[[6]] или право авторства[[7]], другие утверждали, что исключительность свойственна всем авторским правам.[[8]] Вообще же в литературе было высказано пожелание, чтобы неясный термин «исключительные права» был из законодательства исключён. Это и произошло, когда в начале 60-х годов правила об авторском праве были включены в качестве отдельного раздела в Основы гражданского Союза ССР и союзных республик и в ГК РСФСР. Авторские права больше не именовались исключительными, что, собственно говоря, в большей степени соответствовало реальному уровню 60-х – 70-х годов, охраняемых в стране прав по сравнению с Основами авторского права 1928 г., которые содержали признак исключительности.
Разумеется, в данном случае исключительность авторских прав понимается нами не в том извращённом значении, которое она получила в трудах большинства советских специалистов по авторскому праву, а в её общепринятом в цивилизованном обществе смысле. Иными словами, исключительный характер авторских прав состоит вовсе не в признании их неотторжимости от личности автора, как продолжают считать многие российские юристы, например, И.В. Савельева[[9]], а в признании того, что только сам обладатель авторского права (т.е. автор или его правопреемник) может решать вопрос об осуществлении авторских правомочий, особенно правомочий, связанных с использованием произведения. Конечно, при этом учитывается, что отдельные авторские правомочия, например, право авторства и право на имя, неотделимы от личности автора, что закон устанавливает определённые изъятия из сферы действия субъективных авторских прав (случаи свободного использования произведений); что возможность использования так называемых производных произведений может зависеть не только от их создателей, но от других лиц и т.п. Однако, при всём этом именно обладателю авторских прав обеспечиваются особые правомочия, связанные с использованием произведения, с одновременным возложением на всех третьих лиц запрета по использованию произведения без согласия правообладателя.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13