Приведем пример. Статья Ш. была использована как элемент агитационных материалов кандидата Д. при выборах в Государственную Думу РФ. Другой кандидат - С. обратился с иском в суд о нарушении Д. норм авторского законодательства. В частности, он указал, что Ш. не давал Д. письменного согласия, авторский договор не заключался, вознаграждение за использование статьи не получено. При рассмотрении дела Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ установила, что имелось устное разрешение автора статьи на ее использование и этого достаточно. Что же касается вопроса о выплате вознаграждения, то он может решаться только в случае предъявления соответствующего требования управомоченного лица и сам по себе не способен квалифицировать отношения.
Наконец, сомнительна юридическая и социальная логика запрета таких сделок. Чьи конкретные права нарушаются в таком случае? Какие именно общественные интересы оказываются под угрозой?
В последние годы распространены случаи, когда автор, желая непременно опубликовать произведение, уплачивает издателю определенную сумму. Квалификация данных отношений требует анализа текста конкретного договора. Но можно допустить, что в ряде случаев такой договор является не авторским, а договором подряда; например, если соглашение предусматривает не передачу авторских прав, а лишь совершение издательских действующих в пользу автора. Не следует исключать и ситуацию, когда перед нами окажется и смешанный договор.
В-третьих, общий размер авторского вознаграждения в целом определяется соглашением сторон (ст. 421, 424 ГК РФ). Ни применительно к договорам об отчуждении исключительных прав ни применительно к лицензионным договорам нет специального ограничения касательно размера и формы вознаграждения; указание на платежи роялти и паушальные (в п. 4 ст. 1286 ГК РФ есть только рекомендация законодателя.
Основной формой определения авторского вознаграждение является процент от дохода за соответствующий способ использования произведения - так называемый роялти. Обычно намерения сторон такого договора противоположных приобретателей стремится минимизировать сумму выплат автору при росте объема продаж (оборота), автор же склонен к получению денежных средств вне зависимости от дохода на стороне приобретателя. Н: существуют различные виды роялти, позволяющие отыскать баланс интересов. Законодатель отказался от жесткой схемы определения итоговой величины вознаграждения, дозволяя, сочетает ее относительные и абсолютные компоненты.
В целях защиты прав авторов за отдельные произведения законодатель иногда устанавливает минимальные ставки авторского все награждения, имеющие и сейчас значение императивных условий
В-четвертых, все изменения относительно величины вознаграждения должны устанавливаться соглашением сторон. Поэтом с прекращением действия Закона, об авторском праве прекращав действие и норма абз. второго п. 3 ст. 31 данного Закона об индексации минимальных размеров авторского вознаграждения одновременно с индексацией минимальных размеров заработной платы, если, конечно, Правительством РФ не будет установлено иного.
В судебной практике сложилось устойчивое мнение об отсутствии каких-либо оснований для увеличения суммы вознаграждения в связи с инфляционными процессами. Но в соответствии с нормой ст. 395 ГК РФ и с учетом порядка ее применения, выработанного в судебной практике, имеются основания для взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами.
В-пятых, законодатель говорит о платежах, подразумевая уплату именно денег. Но, представляется, с согласия автора форма платежа может выражаться по-другому (т.е. в иных натурально-вещественных показателях).
В-шестых, при определении обязанности платежа и его размера наличие или отсутствие письменного договора не является ключевым обстоятельством. В подобных ситуациях надо учитывать общий смысл и направленность норм закона. Если мы можем сделать вывод о том, что законодатель возлагает соответствующую обязанность (предоставляет право), то вопрос заключается только в установлении объема (меры) данной обязанности (например, в установлении размера вознаграждения, которое определяется непосредственно судом исходя из обычных ставок за подобные произведения). Вместе с тем видится неоправданной норма п. 3 ст. 1234 ГК РФ, запрещающая по договорам об отчуждении исключительных прав пользоваться правилом п. 3 ст. 424 ГК РФ, т.е. применять сходные цены на аналогичные права при равных условиях. Правда, такие действия не касаются лицензионных договоров. Поэтому, например, издающая организация в силу публикации оказывается, обременена обязанностью уплатить вознаграждение всякому автору, если только что-то другое предусматривалось соглашением сторон. Ссылка на простую информированность автора об условиях публикации, в том числе о том, что, например, данный журнал или газета не оплачивают публикации, не должна приниматься в расчет. Нельзя признать правильной и позицию редакций изданий в случаях, когда они без согласия автора помещают его статью в Интернет: «Если конкретный объем прав, передаваемых автором не определен, то он определяется как наименьший».
В сравнительно-правовых исследованиях отмечается ряд тенденций развития законодательства об авторских договорах; в частности, указывается, что наряду с расширением круга норм, дозволяющих так называемое «свободное использование» произведений, одновременно наметилась тенденция не связывать вопрос о возмездности (обязательности платежа) с коммерческим или некоммерческим использованием произведения. Подобные тенденции усиливаются и в нашей стране.
Глава 3. Авторский договор и ответственность
3.1 Основания, порядок и последствия прекращения договора
Большинство авторских договоров прекращается в результате истечения срока их действия. Обычно за этот период стороны исполняют свои обязанности по договору, что в соответствии со ст. 408 ГК РФ является самостоятельным основанием прекращения существовавшие обязательства.
Под прекращением авторского договора понимается, конечно, прекращение того обязательственного правоотношения, которое возникло между автором и пользователем произведения на основе заключенного ими авторского договора. Но истечение срока договора прекращает его действие и тогда, когда произведение фактически не используется заказчиком, независимо от того, какими причинами это вызвано. В ранее действовавшем законодательстве данный вопрос решался автоматически, и стороны не могли договориться о продлении срока действия договора, даже если автор и пользователь выразили на это свое согласие. При заинтересованности в использовании произведения они должны были заключить новый договор, оговорив в нем, в частности, вопрос о выплате автору дополнительного авторского вознаграждения. Поэтому продолжение работы по прекратившемуся в связи с истечением срока договору справедливо расценивалось в юридической литературе в качестве конклюдентных действий, свидетельствующих о заключении нового договора на тех же условиях, которые содержались в ранее заключенном письменном договоре. По этому пути шла и судебная практика. Так, 5 июня 1973 г. переводчик Б. заключил с издательством «Советский композитор» договор об издании перевода. 24 октября 1973 г. перевод был одобрен, и переводчику выплачено 60% гонорара. В течение трех лет перевод не был издан, и действие договора прекратилось. Переводчик не потребовал от издательства остальные 40% гонорара. Неожиданно, в сентябре 1983 г., издательство уплатило автору 40% гонорара, после получения, которых он узнал, что произведение вышло в свет в 1983 г. Считая, что издание 1983 г. является бездоговорным, переводчик обратился в суд с требованием уплаты еще 100% гонорара (независимо от сумм, полученных им по договору). Издательство иска не признало, указав, что перевод в течение этого времени дорабатывался, что действие договора 1973 г. продолжалось, так как переводчик не потребовал выплаты 40% гонорара и, кроме того, был осведомлен о работе над книгой, что, по мнению ответчика, являлось фактическим заключением нового договора. Суд отверг доводы ответчика и удовлетворил иск, обязав издательство произвести выплату авторского гонорара за издание 1983 г. независимо от сумм, выплаченных автору по договору 1973 г.
Новым авторским законодательством вопрос о продлении срока действия договора передан на усмотрение самих сторон. Поэтому, если срок договора истек, но стороны продолжают работу по подготовке произведения к использованию, им следует заключить дополнительное соглашение, в котором четко оговаривались бы все вопросы, связанные с судьбой договора. В противном случае возникший спор будет решаться судом, который в зависимости от конкретных обстоятельств может поддержать либо пользователя, доказывающего достижение сторонами соглашения о продлении срока действия договора, либо автора, ссылающегося на заключение сторонами нового авторского договора с неопределенным сроком его действия.
Авторский договор может предусматривать возможность досрочного прекращения его действия в связи с отказом пользователя от дальнейшего использования произведения. Например, издательство, опубликовавшее произведение, может быть не заинтересовано в его переиздании, хотя бы согласно договору могло делать это неограниченное число раз в пределах срока его действия. Письменный отказ издательства от переиздания равнозначен прекращению договора и дает автору право распорядиться произведением по своему усмотрению.
Наряду с прекращением авторского договора в связи с истечением сто срока авторский договор прекращается также из-за окончания действия самих авторских прав, которые выступали его предметом. Поскольку имущественные авторские права, передаваемые по авторскому договору, носят срочный характер и прекращаются через 50 лет после смерти автора, заканчивают свое действие и те авторские договоры, которые опосредовали их передачу.
Иной взгляд на эту проблему, который иногда встречается в литературе, с неизбежностью должен привести к выводу о возможности существования беспредметных договоров, с чем вряд ли можно согласиться. Кроме того, при прекращении авторских прав договор утрачивает смысл, так как произведение превращается в общественное достояние и может быть свободно пользовано любыми заинтересованными лицами. В этих условиях оговорный пользователь не получает по сравнению с ними никаких дополнительных преимуществ поэтому следует признать, что по истечении срока действия авторских прав, хотя авторский договор и был заключен на больший срок, последний прекращается и пользователь освобождается от каких-либо имущественных обязательств перед своим контрагентом по авторскому договору.
Из этого общего правила могут быть, однако, отдельные исключения. Так, пользователь, заинтересованный в том, чтобы именно ему были предоставлены исключительные права на использование произведения, срок охраны которого еще не истек, может в добровольном порядке принять на себя обязательство по выплате наследникам определенных сумм за использование произведения уже после перехода последнего в общественное достояние. Представляется, что такое соглашение не противоречит действующему законодательству, особенно если оно оформлено в виде самостоятельного договора. Однако оно должно квалифицироваться не как авторский договор, а в качестве либо договора дарения, либо договора ренты.
В любой момент авторский договор может быть прекращен по взаимному соглашению сторон. Соглашение сторон о прекращении договора может быть совершено в различной форме, в частности путем предоставления отступного (ст. 409 ГК РФ) или прощения долга (ст. 415 ГК РФ). Своим соглашением стороны определяют и последствия прекращения договора, которые, в принципе, могут быть любыми. Разновидностью соглашения о прекращении авторского договора является и новация, т.е. соглашение о замене одного обязательства другим (ст. 414 ГК РФ). Так, стороны могут в любой момент договориться об изменении предмета или объекта договора, способов использования произведения, перенесении срока представления произведения и т.д.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13