Авторское права и смежные права

Всемирная Конвенция уделяет внимание условиям предоставления охраны авторских прав:

- специальное обозначение на всех экземплярах произведения, начиная с первого издания,

- имя обладателя авторского права,

- год первого издания,

- срок охраны и пр.

В ряде стран кроме словосочетания "авторское право" используют термин "копирайт" (copyright), что означает действие, которое может производиться только автором того или иного произведения литературы или искусства либо с разрешения автора произведения[13].


1.2 Принципы, задачи и источники авторского права


Авторское право призвано решать следующие задачи:

- способствовать созданию наиболее благоприятных условий для творческого труда, предоставляя субъектам авторского и смежных прав надежной правовой охраной, их личных и имущественных прав

- обеспечить широким слоям населения доступ к произведениям науки, литературы и искусства[15].

Эти задачи решаются в законодательстве на основе научных принципов, которые обязательны для всего законодательства об авторском и смежных правах.

Авторское право является частью гражданского права, поэтому ему присущи принципы общие для гражданского законодательства, так и специальные для данного института:

- принцип свободы творчества. Закреплен он в ст. 51 Конституции республики Беларусь, провозглашающей свободу художественного, научного, технического творчества и преподавания[3];

- принцип сочетания личных интересов автора с интересами всего общества. Исходя из этого принципа обеспечивается баланс личных интересов автора, заинтересованных в признании и осуществлении принадлежащих им прав, включая право извлекать имущественную выгоду от использования созданных ими произведений, и всего общества в целом, заинтересованного в широком и свободном доступе к новейшим достижениям науки и культуры;

- неотчуждаемости личных неимущественных прав. Личные неимущественные права (право авторства, право на имя, право на защиту репутации автора) принадлежат только автору и не могут перейти к другим лицам даже после уступки имущественных прав.

К источникам авторского и смежных прав относятся:

1. Важнейшим источником является Гражданский кодекс Республики Беларусь, гл.61[1].

2. Закон Республики Беларусь от 16.05.1996 года «Об авторском праве и смежных правах», в редакции Закона Республики Беларусь от 11.08.1998 года[9].

3. Закон Республики Беларусь от 13.01.1995 года «О печати и других средствах массовой информации».

4. Закон Республики Беларусь от 21.10.1996 года «О научной деятельности».

5. Закон Республики Беларусь от 17.02.1997 года «О рекламе»[8].

6. Постановления Правительства Республики Беларусь, которыми установлены минимальные ставки авторского вознаграждения. В настоящее время действует пять таких постановлений.

7. Международные конвенции, договоры и соглашения к которым присоединилась Республика Беларусь (Бернская, Женевская и т.д.).

В соответствии с ГК и иными актами законодательства авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, существующие в какой-либо объективной форме:

-             на территории Республики Беларусь независимо от гражданства авторов и их правопреемников;

-             за пределами границ Республики Беларусь и признается за авторами - гражданами Республики Беларусь и их правопреемниками;

-             за пределами границ Республики Беларусь и признается за авторами (их правопреемниками - гражданами других государств) в соответствии с международными договорами Республики Беларусь.

Произведение считается опубликованным в Республике Беларусь, если в течение тридцати дней после даты первого опубликования за пределами Республики Беларусь оно было опубликовано на территории Республики Беларусь.

Условием распространения авторского права на произведения литературы, науки и искусства является обязательное соответствие этих произведений определенным критериям, отличающим их от других произведений в этих сферах:

во-первых, произведение должно быть результатом творческой деятельности;

во-вторых, оно должно иметь объективную форму выражения, обеспечивающую его воспроизведение, то есть авторским правом охраняется не сама идея, а выражение авторской идеи в материальной форме (в виде описания, нот, чертежей), в которой она воплощена и в которой любое выражение идеи, образа, мысли доступно для других;

в-третьих, произведение должно быть оригинальным. Не обязательно новыми должны быть содержащиеся в нем идеи, но литературная или художественная форма их выражения должна быть оригинальным произведением автора.

При этом произведение может быть абсолютно оригинальным, но может быть и творчески переработанной версией уже известного произведения. К такому виду творческой деятельности относится, например, обработка народных сказов, песен.

Кроме того, закон связывает объективную форму выражения произведений творчества с возможностью его воплощения - например, издание рукописи, ее экранизация, постановка в театре.

Для признания произведения объектом авторского права закон не требует завершенности работы. Это могут быть схемы, планы, эскизы, используемые для создания завершенного произведения, но произведение должно быть воплощено в такой объективной форме, которая позволила бы его воспроизводить без участия автора. При невозможности такого воспроизведения результат творчества не может быть объектом авторского права.

Круг охраняемых авторским правом объектов очень широк. Их перечень, составленный в зависимости от формы выражения, назначения, способа использования и ряда других условий, приведен в ст. 993 Гражданского кодекса Республики Беларусь.

В 1911 г., когда в России было принято Положение об авторском праве, перечень охраноспособных произведений ограничивался лишь произведениями литературы, музыкальными, художественными и фотографическими и им подобными произведениями. С течением времени перечень охраняемых авторским правом произведений расширялся, но не только за счет появления новых объектов или новых форм их выражения, но и за счет выделения в самостоятельный вид разновидностей уже известных произведений. Так, из литературных произведений в самостоятельный вид были выделены драматические произведения, а также карты, планы и иные объекты. Из числа художественных были выделены произведения изобразительного искусства и произведения архитектуры. Этот процесс, продолжающийся и в настоящее время, объясняется необходимостью упорядочить известные результаты интеллектуальной творческой деятельности и облегчить процесс доказывания их охраноспособности по авторскому праву[15].

Таким образом, авторское право является частью гражданского законодательства, регулирует отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Авторское право призвано решать множество задач. Эти задачи решаются в законодательстве на основе научных принципов, которые обязательны для всего законодательства об авторском и смежных правах.


Глава 2. Объекты авторского права


Перечень охраняемых авторским правом объектов является открытым и допускает изменения и уточнения в будущем. В него входят:

1. Литературные произведения (книги, брошюры, статьи и другие).

В отличие от действующей редакции Закона Республики Беларусь “Об авторском праве и смежных правах”, где термином “литературные произведения” охватываются выраженные в словесной форме художественные произведения, а также компьютерные программы и базы данных, в ст. 993 Гражданского кодекса Республики Беларусь под литературными произведениями понимаются любые оригинальные произведения, выраженные языковыми средствами в любой форме. К литературным относят художественные, научные, учебные, публицистические произведения, выраженные в письменной, устной или электронной форме[1].

Как литературные охраняются следующие произведения:

а) книги, брошюры, статьи, иные произведения как художественного, так и научного содержания. Эти объекты относят к письменным произведениям;

б) лекции, речи, выступления, проповеди и иные устные произведения. Охрана таких произведений средствами авторского права возможна, но достаточно сложна. Автор устного произведения, претендующий на его защиту, должен позаботиться о том, чтобы зафиксировать произнесенное им произведение на каком-либо материальном носителе.

в) произведения личного характера - письма, дневники, иные документы.

Поскольку эти объекты носят частный характер и затрагивают личную сферу автора и близких ему лиц, использование таких произведений как объектов права должно осуществляться с соблюдением права граждан, гарантированно ст. 28 Конституции Республики Беларусь: “Каждый имеет право на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь, в том числе от посягательства на тайну его корреспонденции, телефонных и иных сообщений, на его честь и достоинство”.

2. Драматические и музыкально-драматические произведения, произведения хореографии и пантомимы и другие сценарные произведения.

Эти произведения объединяет то, что все они предназначены для исполнения на сцене. Однако если драматические произведения (в словесной форме) можно отнести к произведению литературы, то музыкально-драматические произведения являются составными, части таких произведений могут использоваться самостоятельно

Содержание хореографических произведений, а также пантомим выражается средствами пластических движений человеческого тела (танцы, мимика). Советским законодательством об авторском праве охранялись лишь такие хореографические произведения и пантомимы, в отношении постановки которых имелись указания, изложенные на письме или иным образом. В литературе наличие такого условия объяснялось определяемой законом необходимостью придания произведению такой объективной формы, которая допускала бы его воспроизведение без участия автора. В действующем законодательстве воспроизводимость не является признаком, необходимым для предоставления произведению охраны. Кроме того, новые технические средства позволяют записывать исполнение хореографических произведений и пантомим на магнитные и иные носители и в любое время воспроизводить их на экране. По этим основаниям хореографические произведения и пантомимы охраняются действующим авторским законодательством без каких-либо особых условий.

Обычно хореографические произведения и пантомимы исполняют под музыку, и это сближает их с музыкально-драматическими произведениями. Но это - самостоятельный вид произведений. Так, В.Елизарьеву, одному из создателей балета “Страсти”, была присуждена престижная премия Международной ассоциации деятелей хореографии “Бенуа- де ля данс” за лучшую хореографию во всемирном балетном искусстве за 1995-1996 г

3. Музыкальные произведения с текстом и без текста.

В этих произведениях художественные образы выражаются посредством звуков, которые связаны между собой по законам мелодии, ритма и гармонии

Действующее законодательство не предъявляет к объективной форме музыкального произведения каких-либо особых требований. Главным назначением музыкального произведения выступает его непосредственное восприятие на слух, поэтому основной объективной формой музыкального произведения является его исполнение. Однако исполнению музыкального произведения должно сопутствовать выражение его в форме записи на письме с помощью нотных знаков или в форме звукозаписи, поскольку, во-первых, последующее воспроизведение исполнения, особенно сложных музыкальных произведений, даже специалистами практически невозможно, во-вторых, доказать факт неправомерного использования исполненного музыкального произведения очень сложно.

Действующее законодательство не содержит специального перечня музыкальных произведений, охраняемых авторским правом. В специальной юридической литературе и теории музыки определены следующие виды музыкальных произведений: обработки, переложения, оркестровки, аранжировки, вариации.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты