Таким образом, перечень охраняемых авторским правом объектов является открытым и допускает изменения и уточнения в будущем.
Глава 3. Субъекты авторского права
3.1 Виды субъектов авторского права
Как указывалось выше, субъектами авторских прав являются их создатели. В данном случае это лица, чьим творческим трудом созданы новые оригинальные произведения науки, литературы или искусства. Первоначальными правами в юридической литературе называют субъективные авторские права, которые возникают у автора (физического лица) в результате факта создания произведения[12].
Субъективные авторские права могут быть условно разделены на две категории: личные неимущественные права и имущественные права.
Иностранный гражданин может быть субъектом авторского права Республики Беларусь, если его произведение либо впервые выпущено на территории страны, либо находится на ее территории в какой-либо объективной форме. Если же произведение иностранного гражданина выпущено на территории другой страны или находится там в какой-либо объективной форме, то автор может стать субъектом белорусского авторского права только в результате заключенных Республикой Беларусь соглашений и в пределах, им установленных.
К субъектам авторского права помимо авторов относятся граждане, которые непосредственно не участвуют в создании литературного, научного или художественного произведения, но обладают определенным объемом авторских правомочий по использованию произведений в результате наследования или действия определенных заключенных с автором договоров на использование его произведения. Такие физические лица называются правопреемниками[6].
Наследники приобретают авторские права в силу закона или завещательных распоряжений, и круг их полномочий уже, чем у автора: право на опубликование, воспроизведение и распространение произведений, в том числе и не издававшихся ранее; права наследников действуют в течение 50 лет после смерти автора.
П. 2 ст. 11 Закона Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» посвящен правам издателей энциклопедий, периодических и продолжающихся сборников научных трудов, газет, журналов. Исключительное право на использование изданий такого типа принадлежит издателю, который при любом использовании таких произведений имеет право требовать указания своего наименования.
Субъектом авторского права на такое независимое произведение, как сборник, является составитель сборника, который проводит определенную исследовательскую работу, отбирает и систематизирует материал. Составитель пользуется авторским правом на сборник при условии, что он не нарушил прав авторов, чьи произведения были включены в сборник, а авторы использованных произведений могут, в свою очередь, использовать свои произведения независимо от составного произведения, если договором не предусмотрено иное[7].
Переводчик произведения и авторы других производных произведений (переделки, аранжировки, другой переработки) являются также самостоятельными субъектами авторского права и, при отсутствии нарушений прав автора оригинала, пользуются рядом правомочий, в частности на указание своего имени на переводе, опубликование, воспроизведение и распространение перевода, на авторское вознаграждение и пр. Тем самым автор и переводчик пользуются правами на разные объекты - оригинальное произведение и перевод.
Таким образом, в круг субъектов авторского права входят авторы; иные, чем автор, лица, за которыми закон признает первоначальное авторское право или отдельные полномочия, составляющие авторское право; наследники и иные правопреемники, приобретающие исключительные права по договору или в силу закона.
Автором того или иного произведения, как правило, является одно лицо, чьим творческим трудом оно создано. Однако при работе над произведениями науки, литературы или искусства могут быть объединены творческие усилия нескольких лиц, и в этом случае, согласно ст. 10 Закона Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах», право на произведение, созданное совместным трудом двух и более лиц, принадлежит соавторам совместно, независимо от того, является ли это произведение неразрывным целым (неделимое произведение) или состоит из отдельных самостоятельных частей (раздельное произведение). В соавторстве возможно создание такого коллективного произведения, которое включает разные изобразительные формы: слово, звук, изображение.
Автором того или иного произведения, как правило, является одно лицо, чьим творческим трудом оно создано.Единство такого произведения обеспечивается сочетанием содержания и формы выражения (опера - музыка и либретто; кинофильм - сценарий, музыка, режиссура; песня - музыка и текст). В этом случае каждый из соавторов сохраняет авторское право на созданную им часть коллективного произведения, имеющую самостоятельное значение, и может использовать ее самостоятельно в отрыве от других частей произведения. В этом случае каждая часть произведения требует для создания различные виды творческой деятельности. Такое соавторство называется раздельным. При этом использование самостоятельной части произведения может быть осуществлено автором по его усмотрению, если иное не было предусмотрено при соглашении между авторами.
Право на использование неделимого произведения принадлежит соавторам совместно. Закон предусматривает возможность заключения соглашения между соавторами, регулирующего отношения по использованию, включая распределение вознаграждения. Обязательным условием использования совместного неделимого произведения является то, что "ни один из соавторов не вправе без достаточных оснований запретить использование произведения"[2].
Произведение может быть результатом совместного творческого процесса или являться частью раздельно выполненной работы в соответствии с выработанным планом и распределением частей. Соавтор может приступить к работе на любом этапе и основополагающим является не момент вступления, а творческие задатки и способности соавтора.
Когда используется одна форма выражения, целостность коллективного произведения определяется только единством его содержания, которое представляет собой единое целое и в котором невозможно выделить самостоятельные части. В этом случае соавторам принадлежит авторское право на все произведение в целом, и такое соавторство называется нераздельным.
Отношения в коллективе авторов регламентируются соглашением, в котором определены пункты, начиная от последовательности указания имен до распределения вознаграждения. Техническая помощь, оказанная коллективу соавторов, не может служить основанием для возникновения соавторства.
Существуют и другие субъекты авторского права, творческий труд которых делает доступным для широкой публики музыкальные, драматические и другие произведения, охраняемые авторским правом. К таким субъектам относятся артисты-исполнители, режиссеры-постановщики, изготовители фонограмм, вещательные организации.
Поскольку именно их творческий вклад позволяет нести в широкие массы указанные произведения, авторами которых являются другие лица, их полномочия называют примыкающими к авторским. Объектом их авторских прав является собственно исполнение.
3.2 Личные неимущественные права авторов
Действующее законодательство авторское право относит к категории исключительных прав. Это значит, что автор произведения и его правопреемники могут использовать свое произведение любым способом в течение определенного времени. Автору произведения принадлежит две группы прав (ст. 15-16 Закона от 11.08.1998 года):
1. личные неимущественные права автора;
2. имущественные права.
К личным неимущественным правам относятся;
а. Право авторства - это обеспеченность законом лица считаться автором созданного им произведения. Авторство всегда индивидуально поэтому право авторства всегда может принадлежать только физическому лицу. Его нельзя передать ни по договору, ни по завещанию, ни по каким-либо другим основаниям. От этого права нельзя отказаться. Нарушение права авторства может осуществляться в виде публикации под своим именем чужого произведения (плагиата). Плагиат уголовно наказуемое деяние ст. 2011 Уголовного кодекса Республики Беларусь[15].
б. Право на авторское имя - это право автора избрать способ указания своего имени при использовании произведения. Автор может использовать произведение под своим именем, псевдонимом, или анонимно. В некоторых случаях право на выбор авторского имени может ограничиваться (использование слов и выражений, носящих оскорбительный характер или нарушающих морально-этические нормы). Право авторства и право на имя принадлежат только автору, и после смерти эти права прекращаются, но признаются и охраняются в общественных интересах.
в. Право автора на защиту репутации - это право проявляется в запрете вносить какие-либо изменения в само произведение включая его название, снабжать его иллюстрациями, предисловиями, комментариями, и другими пояснениями без согласия автора.
г. Право на обнародование произведения - это все осуществляемые с согласия автора действия, которые впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения, путем его опубликования, публичного исполнения, публичного показа и иным способом. В отличие от остальных неимущественных прав, право на обнародование переходит по наследству. Обнародовать произведение можно только один раз.
3.3 Имущественные права авторов
Действующее законодательство авторское право относит к категории исключительных прав. Это значит, что автор произведения и его правопреемники могут использовать свое произведение любым способом в течение определенного времени. Автору произведения принадлежит две группы прав (ст. 15-16 Закона от 11.08.1998 года):
1. личные неимущественные права автора;
2. имущественные права.
К имущественным правам автора относится следующее:
а. Право воспроизведение произведения,
б. Право на распространение оригиналов или экземпляров путем продажи;
в. Право на сдачу в прокат оригиналов или экземпляров, программ для ЭВМ, нотных текстов;
г. Право на импорт экземпляров произведения,
д. Право на публичный показ или исполнение,
е. Право на передачу произведений в эфир,
ж. Право на перевод произведения на другой язык
з. Право на переделку или иную переработку произведения.
и. Право на вознаграждение.
Перечень действий определенных в п.1 ст. 16 Закона от 11.08.1998 года является закрытым.
Часто свои имущественные авторские права автор осуществляет не сам, а через специальные организации (издательства, театры, киностудии). В таких случаях между автором и лицами использующими его произведения заключается авторский договор. Авторский договор - это самостоятельный тип гражданско-правового договора, поэтому на него распространяются все положения Гражданского кодекса Республики Беларусь о договорах[6].
Интересы артистов- исполнителей, производителей фонограмм и организаций эфирного и кабельного вещания получили название «смежных прав». Чаще всего смежные права зависят от авторских прав творческих произведений. В Законе определены четыре категории смежных прав:
- исполнительские права;
- право на фонограммы;
- право на передачу эфирного вещания;
Таким образом, субъектами авторских прав являются их создатели. В юридической литературе субъективные авторские права могут быть условно разделены на две категории: личные неимущественные права и имущественные права, которые возникают у автора (физического лица) в результате факта создания произведения.
Заключение
В мире все большее значение приобретают правовые отношения, связанные с созданием и использованием произведений, охраняемых авторским правом. Право на защиту предоставляется авторам, обладателям смежных прав, а также их наследникам и иным правопреемникам. Это совокупность мер правоохранительного характера для восстановления их нарушенных и оспариваемых прав.
Нарушение установленных законодательством положений об авторском праве и смежных правах влечет ответственность, предусмотренную законодательством Республики Беларусь. Законодательством устанавливается уголовная (за присвоение авторства и т. д.), административная, гражданско-правовая ответственность (за незаконное изготовление или распространение экземпляров произведений либо фонограмм и т. д.).
Роль авторского права в формировании культуры несомненна. А что есть у нации кроме культуры: нет культуры, нет и нации. Люди всегда что-нибудь изобретали, и, безусловно, авторское право будет изменяться, но самое главное это осознание, что его надо охранять. Тем более в настоящее время.
Правовой охраной в равной степени пользуются, как произведения, на который поставлен знак охраны, так и произведения без знака. Наиболее опасные посягательства на субъективные авторские права рассматриваются как преступления и влекут за собой уголовную ответственность, предусмотренную ст. 201 Уголовного Кодекса Республики Беларусь. Это присвоение авторства или принуждение к соавторству и незаконное распространение или иное использование объектов авторского права или смежных прав. Административно-правовой способ защиты состоит в рассмотрении жалоб автора или других заинтересованных лиц, а также протестов прокуроров к вышестоящим по отношению к организациям, использующим произведения авторов.
Без эффективной системы охраны национальных и зарубежных объектов авторского права и смежных прав Беларусь могла бы оказаться вне глобальной информационной инфраструктуры и не иметь доступа к информационным ресурсам, потребность в которых становится условием экономического и культурного выживания в XXI столетии. Кроме того, наличие современного законодательства по авторскому праву является важным условием для международного сотрудничества в широком объеме, так как пока только Беларусь и США гармонизировали национальное законодательство с договорами ВОИС.
Список используемых источников
1. Гражданский кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 28октября 1998 г.: одобр. Советом Респ. 19 ноября 1998г.: текст Кодекса по состоянию на 10 октября 2007 г. - Минск: Амалфея, 2007. - 319с.
2. Колбасин, Д.А. Гражданское право. Особенная часть: учеб. пособие / Д.А. Колбасин. - Минск: Амалфея, 2006. - 768 с.
3. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). - Минск: Амалфея, 2005. - 48 с.
4. Комментарий к Гражданскому кодексу Республики Беларусь; под общ. ред. В.Ф. Чигиря. - Минск: Амалфея, 1999. - 1071 с.
5. Комментарий к Закону Респ. Беларусь «Об авторском праве и смежных правах»/С.А.Судариков; под ред. Э.П.Гаврилова. -Минск. Амалфея, 2000. - 420 с.
6. Лосев, С.С. Республика Беларусь в системе Международной охраны авторского права / С.С. Лосев // Вест. Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. - 1997. - № 6. - 60 с.
7. Маньковский, И.А. Гражданское право. Особенная часть: практ. пособие/ И.А.Маньковский. - Минск: Молодеж., 2003. - 308 с.
8. О рекламе: Закон Респ. Беларусь, 18 февраля 1997 г. //Ведомости Национального собрания Республики Беларусь - Минск, 1997. № 8. - 189с.
9. Об авторском праве и смежных правах: Закон Респ. Беларусь, 16 мая 1996г., с изменениями и дополнениями от 11.08.1998 г.// Ведомости Национального собрания Респ. Беларусь, 1998 г. № 31-32.
10. Попова И.В. Авторское право и смежные права./ И.В. Попова; под ред. В.Ф. Чигира.- Минск: Амалфея, 1999. - 448 с.
11. Савельева И.В. Правовое регулирование отношений в области художественного творчества/ Минск, 1986.- 39 с.
12. Серебровский В.И. Гражданское право. Учебник. Часть вторая./ В.И. Серебровский.- Минск. - 1938.
13. Сергеев, А.П. Гражданское право. Учебник. Часть III/ А.П.Сергеев, Ю.К. Толстой; под ред. А.П. Сергеева. - Минск: Проспект, 1999. - 592 с.
14. Судариков, С.А. Авторское право и смежные права в Республике Беларусь / С.А. Судариков // Юстиция Беларуси. - 1998. - № 1. - 75 с.
15. Уголовный кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 09 июля 1999 г: текст Кодекса по состоянию на 01 марта 2007 г. - Минск: Амалфея, 2007. - 335 с.
16. Чигир В.Ф. Авторское право и смежные права. Общий обзор./ - Минск: Амалфея, 1999. - 160 с.