Однако, с введением в действие нового УК РФ положение коренным образом изменилось. Статья 146 УК РФ предусматривает ответственность за незаконное использование объектов авторского права, если эти деяния причинили крупный ущерб, в виде штрафа от двухсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда, или в размере зарплаты, или иного дохода осужденного за период от двух до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет. Причем санкция за их совершение существенно повышается в случае их совершения неоднократно либо группой лиц по предварительному сговору, или организованной группой (вплоть до пяти лет лишения свободы).
Уголовная ответственность за компьютерное пиратство наступает при наличии крупного ущерба, причиненного правообладателю. Судебная практика по определению того, какой ущерб считать крупным, еще не сложилась. Следственные органы исходят из того, что крупным является ущерб, превышающий десятикратный размер минимальной заработной платы.
6.5. Административная ответственность
В соответствии с Федеральным законом РФ от 19 июля 1995 г. "О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Кодекс РСФСР об административных правонарушениях и Закон РФ "Об авторском праве и смежных правах" КОАП дополнен статьей 150-4, предусматривающей административную ответственность в виде штрафа и конфискации контрафактных экземпляров за продажу или иное незаконное использование в коммерческих целях таких экземпляров произведений, являющихся объектом авторских и смежных прав.
С 1 января 1997 г., одновременно с введением в действие Уголовного кодекса РФ вступила в силу данная правовая норма, согласно которой продажа, сдача в прокат или иное незаконное использование в коммерческих целях экземпляров произведений или фонограмм в случаях, если:
· экземпляры произведений или фонограмм являются контрафактными в соответствии с законодательством Российской Федерации об авторском праве и смежных правах, или
· на экземплярах произведений или фонограмм указана ложная информация об их изготовителях и о местах производства, а также иная информация, которая может ввести в заблуждение потребителей, или
· на экземплярах произведений или фонограмм уничтожен либо изменен знак охраны авторского права или знак охраны смежных прав, проставленные обладателем авторских или смежных прав, - влечет наложение штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда, а на должностных лиц в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда с конфискацией контрактных экземпляров произведений или фонограмм.
К таким мерам административной ответственности прежде всего привлекаются лица, торгующие пиратскими компакт-дисками на так называемых "радио-рынках". В то же время применение статьи 150-4 указанного кодекса не ограничивается лицами, незаконно торгующими компакт-дисками. Так, 29 января 1997 г. Перовским межмуниципальным судом Москвы рассмотрено дело об административном правонарушении в отношении М. Суд признал его виновным в незаконном использовании в коммерческих целях программных продуктов. Дело рассмотрено на основе материалов рейда, проведенного отделом по экономическим преступлениям Управления внутренних дел Юго-Восточного округа Москвы. М., являясь менеджером по продажам фирмы И., установил (по личной договоренности с покупателем) на три системных блока продаваемых компьютеров нелегальные копии программ для ЭВМ DOS и WINDOWS-95. Виновному назначен штраф в размере 500 000 руб.
6.6. Роль антимонопольных органов в борьбе с компьютерным пиратством
Законом РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" от 22 марта 1991 г. (ст. 10) предусмотрена ответственность за такую форму недобросовестной конкуренции, как продажа товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполнения работ, услуг.
Продажа программных продуктов при отсутствии разрешения правообладателя (нелицензионная продажа) полностью охватывается составом правонарушения, предусмотренного данной нормой, лишь в том случае, если действия правонарушителя носят характер недобросовестной конкуренции по отношению к заявителю, т.е.
· противоречат закону или обычаям делового оборота,
· направлены на приобретение преимуществ в хозяйственной деятельности,
· способны причинить убытки конкурентам или нанести ущерб их деловой репутации.
Антимонопольный комитет периодически принимает к рассмотрению такие нарушения антимонопольного законодательства. В частности, в минувшем году комиссия ГКАП признала нарушением ст. 10 упомянутого закона действия фирмы В. по продаже компакт-дисков с копиями программ для ЭВМ, права на которые принадлежат Корпорации Майкрософт, и использовании при их продаже товарных знаков этой же корпорации. Антимонопольный орган принимает во внимание следующие доказательства:
- доказательства наличия указанных прав у правообладателя (сведения о факте создания программного продукта, в силу которого возникает авторское право, а также договоры о передаче авторских прав);
- сведения, подтверждающие нарушение авторских прав - контрафактные экземпляры программных продуктов, изготовление или использование которых влечет за собой нарушение авторского права (ст. 17 Закона РФ "О правовой охране программ для электронно-вычислительных машин и баз данных"), а также рекламные материалы и другие доказательства, свидетельствующие о факте нарушения авторских прав;
- доказательства, подтверждающие, что допущенные нарушения носят характер недобросовестной конкуренции (например, сведения о том, что продажа программных продуктов низкого качества наносит ущерб деловой репутации правообладателя, либо торговля ими по ценам значительно ниже уровня цен на законно распространяемые аналогичные продукты приводит к снижению их конкурентоспособности на российском рынке).
Так, при рассмотрении комиссией ГКАП указанного выше дела заявителю удалось обосновать вывод о том, что распространение фирмой В. незаконно произведенных копий программных продуктов не только нарушает авторские и иные права корпорации "Майкрософт", но и наносит ущерб деловой репутации корпорации, поскольку под видом ее продукции распространяются некачественные товары. При изготовлении одного из приобретенных дисков допущены ошибки, в результате которых в отдельных его каталогах с программными продуктами корпорации "Майкрософт" не считываются полностью некоторые файлы. Кроме того, к данным дискам не были приложены либо включены в качестве текстового файла описания и инструкции, позволяющие квалифицированно использовать такой технически сложный инструмент, как "MICROSOFT WINDOWS 95", в полном объеме. Это также значительно ухудшает его потребительские свойства. И, наконец, продажа указанных дисков по ценам, которые более чем в двадцать-тридцать раз ниже уровня цен на законно распространяемые аналогичные продукты, приводит к снижению конкурентоспособности последних на российском рынке.
Антимонопольный комитет признал, что фирмой В. были совершены противоправные действия, направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности, противоречащие обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости. Виновному юридическому лицу было дано предписание о прекращении нарушений антимонопольного законодательства.
По результатам рассмотрения подобных правонарушений антимонопольный орган вправе давать хозяйствующим субъектам обязательные предписания не только о прекращении нарушений антимонопольного законодательства, но и о расторжении противоречащих ему договоров, перечислении в федеральный бюджет прибыли, полученной в результате нарушения.
Решение антимонопольного органа может быть обжаловано нарушителем в суд, и в этом случае исполнение указанного решения приостанавливается. С другой стороны, заявитель, в пользу которого решен спор, также вправе в последующем обратиться в суд с целью взыскания причиненных ему убытков либо получения предусмотренной законом компенсации. В качестве одного из доказательств им может быть использовано соответствующее решение антимонопольного органа. Правда, следует иметь в виду, что такое решение не будет иметь для суда преюдициального значения - решение антимонопольного органа оценивается судом наряду с другими доказательствами.
6.7. Ответственность по таможенному законодательству
Поскольку в большинстве случаев пиратские программные продукты ввозятся в нашу страну из-за рубежа, важная роль в борьбе с компьютерным пиратством принадлежит таможенным органам. Одной из функций этих органов согласно Таможенному кодексу РФ признается пресечение незаконного ввоза в РФ объектов интеллектуальной собственности (ст. 10). В связи с данным кодексом предусмотрена возможность запрета ввоза товаров, исходя из соображений защиты права собственности на объекты интеллектуальной собственности. Указанные товары подлежат немедленному вывозу за пределы территории РФ, "если не предусмотрена конфискация этих товаров".
Наложение штрафов с возможной конфискацией объектов правонарушений может быть применено в случаях недекларирования или недостоверного декларирования товаров, а также перемещения товаров через таможенную границу РФ с обманным использованием документов или средств идентификации. Но даже если таких нарушений не допущено, таможенный орган вправе, руководствуясь ст.50 Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах", принять меры к аресту экземпляров произведений, в отношении которых предполагается, что они являются контрафактными, включая в необходимых случаях их изъятие и передачу на ответственное хранение.
ГЛАВА 7. Ситуация с нарушением авторских прав на ПО в России
В России существует один из самых высоких в мире уровней пиратства — 88%. Причин здесь несколько. Отчасти это происходит потому, что еще в СССР программное обеспечение в принципе не воспринималось как товар и даже не рассматривалось в качестве объекта авторского права.
А в Российской Федерации закон «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных» был принят и введен в действие сравнительно недавно — в 1993 году. Только в 1996 году появился первый юридический прецедент: фирма «1С» выиграла у одного из пиратов судебный процесс, который тянулся почти год и в результате которого фирма-нарушитель прекратила незаконную торговлю и по требованию конкретных покупателей вернула деньги тем, кто купил поддельные программы.
Следующая причина — экономическая. Общеизвестно, что уровень компьютерного пиратства напрямую связан с уровнем доходов на душу населения. В США и Западной Европе, где уровень доходов на душу населения максимальный, — уровень пиратства минимальный. Если рассматривать покупку софта частными гражданами, то здесь логика ясна: человек, имеющий доход 80,3 долл. в месяц (по данным отчета Datamonitor, эта цифра приводится как среднемесячная зарплата по стране), не может позволить себе приобрести лицензионный диск по его реальной стоимости. Из данной ситуации многие делают вывод о допустимости покупки ворованного ПО.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11