Банкротство градообразующих предприятий

Процедура наблюдения не была предусмотрена ранее действовавшим законодательством о несостоятельности, которое не обеспечивало в необходимой мере баланс интересов сторон (должника и кредитора). Федеральный закон о банкротстве от 8 января 1998 г. принципиально изменил ситуацию в плане последовательной защиты прав должника, с одной стороны, и кредиторов — с другой. По общему правилу, процедура наблюдения вводится с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом. Вместе с тем законом предусмотрены некоторые исключения из этого правила. Так, наблюдение не применяется к должнику, в отношении которого принято решение о ликвидации, должнику индивидуальному предпринимателю, отсутствующему должнику.

Законом установлены некоторые особенности для осуществления данной процедуры в отношении отдельных категорий должников: сельскохозяйственных предприятий, крестьянских (фермерских) хозяйств, профессиональных участников рынка ценных бумаг.

Процедура наблюдения проводится в целях обеспечения сохранности имущества должника и анализа его финансового состояния.

Введение данной процедуры влечет за собой возникновение определенных правовых последствий.

К их числу прежде всего следует отнести:

невозможность предъявления имущественных требований непосредственно к должнику без направления их временному управляющему;

невозможность удовлетворения требований участников должника — юридического лица о выдаче доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его участников (в случае выхода участника его требования должны быть предъявлены к временному управляющему и рассмотрены в общем порядке).

Поскольку должник ограничивается в распоряжении своими средствами, после введения наблюдения определение об этом направляется в банки и иные кредитные организации, с которыми должник имеет договор банковского счета (данные о счетах должника предоставляются самим должником либо запрашиваются в налоговых органах), в суд общей юрисдикции, налоговые и иные уполномоченные органы.

Однако следует признать, что уже в самом начале данной процедуры должник достаточно активно включается в работу. К примеру, в пятидневный срок со дня получения определения о принятии заявления кредитора, налогового или иного уполномоченного органа, прокурора о признании должника банкротом он обязан направить в арбитражный суд, заявителю и иным лицам, участвующим в деле о банкротстве, отзыв на такое заявление, а также уведомить всех кредиторов, не указанных в заявлении, о возбуждении в отношении него дела о банкротстве.

Введение наблюдения влечет за собой появление в деле о банкротстве особой фигуры — временного управляющего. Временный управляющий действует параллельно с руководством должника, поскольку осуществление рассматриваемой процедуры не является основанием для отстранения руководителя должника и иных органов управления, которые продолжают выполнять свои полномочия, однако с некоторыми ограничениями. Кандидатура временного управляющего выдвигается кредиторами.

Обращает на себя внимание следующее положение: должник лишен права выдвигать кандидатуру временного управляющего, что едва ли можно признать обоснованным, поскольку, как правило, должник более, чем кредиторы, заинтересован в восстановлении платежеспособности. При отсутствии предложений кредиторов арбитражный суд выбирает временного управляющего из числа лиц, зарегистрированных в арбитражном суде в качестве арбитражных управляющих.

Деятельность временного управляющего осуществляется в двух основных направлениях: во-первых, контроль за действиями руководства должника; во-вторых, изучение финансового состояния должника с целью определения возможности и целесообразности проведения других процедур банкротства.

Наряду с этим законом определены вопросы, решения по которым в период проведения процедуры наблюдения не может принимать ни руководитель должника, ни временный управляющий. Речь идет о вопросах, связанных с реорганизацией и ликвидацией должника, созданием юридических лиц (или участием в иных юридических лицах), филиалов и представительств, выплатой дивидендов, размещением должником эмиссионных ценных бумаг, выходом из состава участников должника и др.

Возможна такая ситуация, когда исполнение обязанностей руководителя должника возлагается на временного управляющего, если руководитель должника не принимает мер по обеспечению сохранности имущества должника, препятствует осуществлению обязанностей временного управляющего либо иным образом нарушает Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)».

Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» достаточно подробно регламентирует осуществление внешнего управления (гл. 5), которое может быть установлено на срок до 12 месяцев с возможностью продления еще на полгода (в отношении градообразующих организаций максимальный срок внешнего управления может достигать 10 лет).

Внешнее управление (судебная санация) — процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности, с передачей полномочий по управлению должником внешнему управляющему.

В отношении отдельных категорий должников процедура внешнего управления не подлежит применению. К таким должникам относятся: граждане, в том числе индивидуальные предприниматели кредитные организаций, ликвидируемый должник, отсутствующий должник.

Не применяется процедура внешнего управления также при добровольном объявлении должника о своем банкротстве.

Данная процедура вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов (ст. 68 закона «О несостоятельности (банкротстве)»).

Вместе с тем, устанавливая, что решение о введении внешнего управления принимается собранием кредиторов, Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» допускает в ряде случаев возможность введения данной процедуры по инициативе арбитражного суда. Причем арбитражный суд при определенных условиях имеет право пойти вразрез с решением собрания кредиторов. В частности, когда имеются достаточные основания полагать, что решение первого собрания кредиторов об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства принято в ущерб большинству кредиторов и установлена реальная возможность восстановления платежеспособности должника (п. 3 ст. 67 вышеназванного закона).

Одним из наиболее привлекательных для должника условий внешнего управления является введение моратория на удовлетворение требований кредиторов.

По действующему законодательству мораторий на удовлетворение требований кредиторов означает не только приостановление исполнения судебных решений и иных исполнительных документов о взыскании с должника задолженности, возникшей по обязательствам, срок исполнения по которым наступил до введения внешнего управления. В этот период также не начисляются неустойки (штрафы, пени) по денежным обязательствам и финансовые (экономические) санкции по обязательным платежам, проценты за пользование чужими денежными средствами. Вместо этого на основании ст. 395 ГК РФ начисляются проценты в размере учетной ставки банковского процента.

Однако следует учесть, что мораторий не распространяется на денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения по которым наступил после введения внешнего управления, а также на требования кредиторов о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам, алиментов, о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью. Последнее положение направлено, в основном, на обеспечение прав и интересов работника должника.

Что касается правила о нераспространении моратория на денежные обязательства, срок исполнения по которым наступил после введения внешнего управления, оно исходит из того, что внешнему управляющему предоставлено право на отказ от исполнения денежных обязательств должника. Перечень обстоятельств, при которых такой отказ допускается, не является исчерпывающим и предоставляет достаточно широкие возможности для принятия внешним управляющим необходимого решения. Практически управляющий может отказаться от исполнения любого договора, заключенного до введения внешнего управления, если докажет, что исполнение данного договора препятствует восстановлению платежеспособности (ст. 77 закона «О несостоятельности (банкротстве)»). Такая формулировка явно указывает, что законодатель в данном случае признает приоритет интересов должника, заключающихся в восстановлении платежеспособности, перед интересами отдельных кредиторов.

Внешнее управление включает в себя комплекс различных мероприятий как финансово-экономического, так и организационного характера. В рамках внешнего управления может осуществляться, к примеру, продажа предприятия (бизнеса) должника, части имущества должника, уступка прав требования должника и т.п.

Необходимо иметь в виду, что новый Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)», сохранив единственную восстановительную процедуру, проводимую в форме внешнего управления, сделал неизбежным отстранение органов управления должника от руководства организацией-должником. Внешний управляющий в отличие от временного полностью заменяет руководителя должника, поскольку к нему переходят полномочия всех органов управления юридического лица, в том числе полномочия по распоряжению имуществом, за исключением крупных сделок, стоимость которых превышает 20% балансовой стоимости активов и которые внешний управляющий вправе заключать только с согласия собрания (комитета) кредиторов, если иное не предусмотрено одобренным ими планом внешнего управления.

Правовым последствием принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом является открытие конкурсного производства.

Конкурсное производство — процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному арбитражным судом банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.

Эта процедура, как и внешнее управление, не является новацией в законе. Однако Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» достаточно четко закрепляет особенности конкурсного производства по сравнению с прежним законодательством. Это касается, во-первых, правовых последствий открытия конкурсного производства, во-вторых, непосредственных действий конкурсного управляющего в процессе данной процедуры и, наконец, в-третьих, очередности удовлетворения требований кредиторов.

Открытие конкурсного производства означает прекращение начисления неустоек (штрафов, пени), финансовых санкций и процентов по всем видам задолженности должника, снятие всех ранее наложенных арестов на имущество должника и иных ограничений по распоряжению этим имуществом, предъявление всех требований к должнику только в рамках конкурсного производства, наступление срока исполнения всех денежных обязательств и отсроченных обязательных платежей должника и др. С моментом открытия конкурсного производства законодатель связывает наступление срока исполнения денежных обязательств. Что касается обязательных платежей, то при открытии конкурсного производства речь идет лишь об отсроченных ранее обязательных платежах.

Для осуществления конкурсного производства арбитражный суд назначает конкурсного управляющего, к которому переходят все полномочия по управлению делами должника, в том числе по распоряжению имуществом должника.

Полномочия конкурсного управляющего включают в себя полномочия органов управления должника, которые направлены на поддержание деятельности должника в этот период (к примеру, оценка и инвентаризация имущества должника, уведомление работников должника о предстоящем увольнении и т.д.), а также полномочия, специфические именно для конкурсного управляющего, в частности, касающиеся аккумулирования имущества должника и формирования конкурсной массы в целях продажи имущества и расчета с кредиторами. [8,94]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты