- наличие объекта, который подтверждает или опровергает определённые обстоятельства;
- отображения в объекте признаков, характеризующих личность участников события и позволяющих определить конкретное лицо или орудие, применённое при совершении преступления;
- отображения в объекте условий, в которых происходило событие;
- наличие изменений первоначального состояния в объекте или комплексе объектов (вещной обстановке), отражающих происшедшее событие;
- использования объекта участниками события;
- принадлежности объекта определённому лицу;
- обнаружения объекта в определённом месте.
Применительно к материально-фиксированным отображениям, т.е. следам как объектам диагностического исследования, в том числе и при производстве трасологических экспертиз, можно говорить об информации, свидетельствующей о свойствах объекта отражения, субъекте действия и признаках действия (события). С учётом этого было предложено подразделять информацию, носителями которой являются следы - отражения, на личностную (о человеке как объекте или субъекте механизма следообразования), вещную (о предмете - следообразующем и следовоспринимающем объектах) и операционную (об операции, приведшей к возникновению следа, т.е. о механизме следообразования).
Информация любого из указанных выше видов при решении диагностических задач получают на основе данных, накопленных трасологией в отношении следов и условий следообразования. Существенную роль при этом играет типизация складывающихся ситуаций. Одна из закономерностей любого материального процесса (события, действия) - его повторяемость. Она обеспечивает стабильное отражение, позволяющее получать и накапливать данные, общие для аналогичных процессов. В число этих данных входят как необходимые и специфические для данного процесса признаки, так и сведения о возможных отклонениях, зависящих от изменения взаимодействующих объектов, способа взаимодействия и других причин.
К области трасологической диагностики относится изучений свойств и состояний объектов; отображений объекта; результатов действия (явления); соотношений фактов (явлений, событий) или объектов.
Изучая свойства и состояние объекта, устанавливают:
- соответствие объекта определённым характеристикам (например, отнесение детали агрегата к стандартизированному классу деталей, устанавливаемых на автомобилях данной модели);
- фактическое состояние объекта, в том числе наличие или отсутствие отклонений (например, состояние системы, наличие дефектов, разрушений детали агрегата);
- первичное состояние объекта (например, выявление изменённых номеров на двигателе автомобиля);
- причины и условия изменения свойств объекта (например, резиновый шланг тормозной системы перетёрся или был перерезан).
- При исследовании отображений объекта:
- определяют наличие следов (например, имеются ли отпечатки ткани, одежды на лакокрасочном покрытии автомобиля);
- устанавливают возможность судить по исследуемому отображению об объекте, оставившем отображении (например, можно ли по имеющимся следам - вмятины - царапины - установить групповую принадлежность оставившего следы т.с., пригодны ли эти следы для идентификации);
- выявляют фактическое состояние объекта в момент его отображения (например, след оставлен пневматической шиной, в которой находился воздух под давлением или давление было равно нулю).
Диагностическое исследование результатов действия (явления) позволяет установить
- возможность судить по результатам действия (явление) о механизме и обстоятельствах события;
- отдельные фрагменты события - его динамику, время (хронологическую последовательность), место действия, условия, в которых протекало событие.
К этой категории относится большинство транспортно-трасологических диагностических исследований, связанных с определением направления и режима движения, места столкновения (наезда), линии и угла столкновения, участков первичного соударения, перемещения т.с. после первичного соударения, последовательности возникновения следов.
И, наконец, исследование соотношений фактов (явлений, событий) или объектов представляет собой по существу различные варианты:
- установления причинной связи между имевшими место известными действиями и наступившими последствиями (например, находятся ли в причинной связи выявленная неисправность т. с. и наступившая авария);
- определение неизвестной причины по наступившим результатам (например, что явилось причиной отказа тормозной системы);
- установление возможных последствий, которые не наступили, но могли наступить в результате совершенных действий (например, какие последствия могли произойти в результате использования т.с. с имеющимися у него конкретными неисправностями);
- выявление возможности совершения действий (фактов) при определенных условиях (например, мог ли автомобиль, судя по оставленным следам ходовой части, проехать на данном отрезке пути через ворота, по мостику и т.п.);
- установления соответствия (несоответствия) действий определенным специальным правилам.
Суммируя вышесказанное о содержании и понятии криминалистической диагностики следует подчеркнуть, что научно-практической основой решения диагностических задач являются:
- принципиальная возможность познания события, явления, объекта по его отражению;
- данные об общих закономерностях возникновения доказательств, в том числе вещественных, как средств отражения события;
- сведения, накопленные предметной наукой экспертизы данного вида (рода) о закономерностях возникновения исследуемых ею объектов (для трасологии это следы как результат отображения объектов или механизма их возникновения);
- сведения о типичных моделях (ситуациях) отражения действия (события, явления) с учётом объективных свойств используемых предметов, а также (в отдельных случаях) свойств личности (психофизиологических, физических, системы навыков);
- владение методиками исследования объектов экспертизы данного вида и методами сопоставления (аналогией, моделированием, экспериментом).
С учетом этого применительно к диагностике, осуществляемой в рамках судебной транспортно-трасологической экспертизы, можно говорить о решении следующих вопросов.
1. Диагностирование следов ходовой части.
1.1 Являются ли данные следы результатом воздействия колес т.с.
1.2 Являются ли данные следы результатом воздействия колес, имевших средство противоскольжения.
1.3 В каком направлении двигалось т.с.
1.4 Каков был режим движения т.с. (торможение, остановка, разворот, занос, пробуксовка).
1.5 Каковы признаки ходовой части т.с. оставившего следы (ширина колеи, база: общая, тележки).
1.6 Каковы признаки конфигурации шины, оставившей следы (ширина беговой части, рисунок протектора, величина грунтозацепов)[6].
1.7 Какие дефекты имеют шины, оставившие следы, и о каких неисправностях они могут свидетельствовать (общий износ протектора, степень износа, неравномерный износ протектора как следствие неправильного развала или дисбаланса колес, погнутость диска, пониженное давление в камере, наличие пробоин, порезов, вздутие протектора).
2. Диагностирование следов отдельных деталей и выступающих частей т. с.
2.1 Не являются ли данные следы результатом воздействия частей т.с.
2.2 Каков механизм образования имеющихся следов (удар, скольжение).
2.3 Какой деталью (частью) т.с. оставлены следы применительно к каждой их контрпаре.
2.4 В каком направлении по отношению к воспринимающей поверхности перемещались детали (выступающие части) т.с., оставившие следы.
2.5 Каков в целом механизм образования следов на т.с. (их взаимное положение в момент следового контакта, линия столкновения, угол столкновения).
2.6 С учётом следов на дорожном покрытии и перемещения т.с. определить место их столкновения (наезда, переезда).
2.7 Каково было взаимное положение т.с. и пешехода в момент следового контакта[7].
2.8. Судя по результатам, форме и локализации следов определить, т. с. какого вида, модели они могли быть оставлены[8]. Какие повреждения могли при этом возникнуть на этом т.с.
3. Диагностирование состояния деталей, частей, агрегатов т. с.
3.1 Какова причина неисправности данной детали (агрегата, узла), могла ли она возникнуть в результате ДТП.
3.2 Не явилась ли имеющаяся неисправность детали (узла) причиной ДТП.
3.3 Какие последствия могли наступить в результате эксплуатации т.с. с имеющейся неисправностью (узла, детали, системы).
3.4 Каково время и условие возникновения неисправности: до, в момент, после ДТП.
3.5 Не имела ли место замена детали на т.с. после ДТП, но до производства экспертизы.
Возможности диагностических исследований следов автотранспортных средств определяется совокупностью решаемых ими задач, требующих всестороннего раскрытие ими задач, требующих всестороннего раскрытия связей между событиями, изучаемыми в процессе исследования ДТП. Основу таких требований составляют пять типов связей, выявляемых при проведении экспертиз: генетическая (причинная), функциональная, объёмная, субстанциональная и связь преобразования[9].
Генетическая связь существует между причиной и следствием, между условием и зависимостью. Она отражает взаимозависимость явления и его последствия, возможность явления при определенных условиях.
Функциональная связь производна от генетической, представляет её количественную характеристику и позволяет оценивать происшедшее событие (временные, пространственные, энергетические характеристики).
Объемная и субстанциональная связи тесно переплетаются между собой. Субстанциональная связь выражает отношение между свойствами вещи и самой вещью как целым. Зная свойства, природу вещи, судят о ней самой и наоборот.
Объёмная связь действует между предметами, составляющими группу, род, вид. Индивидуальное тождество, определяемое при криминалистической идентификации, относится к данному типу связей.
«Установление группы, класса, вида является как бы общей узловой точкой в которой оба типа связи - объемной и субстанциональной - пересекаются»[10].
Связь преобразования выражает зависимость между явлениями, не поддающимися непосредственному восприятию, и копиями этих явлений (свойств), полученными в результате исследования.
Указанный перечень связей позволяет понять природу каждой группы задач, решаемых диагностической экспертизой т.с., установить место факта в общей системе связей, расширить границы исследования.
2. Классификация следов автотранспортных средств
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13