Закон Украины "О занятости населения" является комплексным законодательным актом, который содержит нормы административного права, права социального обеспечения, трудового права. Этот Закон комплексно регулирует общий объект - сферу занятости, и каждая из названных областей права имеет здесь свой предмет. На этом примере наглядно видно какая не простая проблема соотношения системы трудового права и трудового законодательства. Возможно, целесообразным было бы ввести в научное обращение два понятия - трудовое законодательство и законодательство о работе. В первом случае следует понимать акты, которые содержат исключительно нормы трудового права (КЗоТ, законы об отпусках, об оплате труда, о коллективных договорах и соглашениях), во втором - акты, которые рядом с нормами трудового права содержат нормы других областей права. Если трудовое законодательство содержит систему правовых норм, проникнутых едиными принципами, методами, средствами, присущими лишь для сферы нанимаемой работы, то законодательство о работе представляет собой совокупность правовых норм, пронизанных разными методами в разных пропорциях, и имеет более широкую сферу применения - социальную сферу [5].
В ст. 1 Закона Украины "О занятости населения" занятость определяется как деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных нужд и та, которая как правило, приносит им доход в денежной или другой форме.
К занятому населению относятся граждане, которые проживают на территории государства на законных основаниях:
- работающие по найму на условиях полного или неполного рабочего дня (недели) на предприятиях, в учреждениях и организациях, независимо от форм собственности, в международных и иностранных организациях в Украине и за границей;
- граждане, которые самостоятельно обеспечивают себя работой, включая предпринимателей, лиц, занятых индивидуальной трудовой деятельностью, творческой деятельностью, члены кооперативов, фермеры и члены их семей, которые принимают участие в производстве;
- избранные, предназначенные или утвержденные на оплачиваемую должность в органах государственной власти, управление и общественных объединениях;
- которые проходят службу в Вооруженных Силах Украины, Национальной гвардии Украины, Службе безопасности Украины, Погранвойсках Украины, Войсках внутренней и конвойной охраны и гражданской обороны Украины, органах внутренних дел, других военных формированиях, созданных согласно законодательству Украины, альтернативную (невоенную) службу;
- которые проходят профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации с отрывом от производства; учатся в дневных общеобразовательных школах и высших учебных заведениях;
- работающие граждане других стран, которые временно находятся в Украине и выполняют функции, не связанные с обеспечением деятельности посольств и миссий.
Нужно учесть, что этот перечень не является исчерпывающим, поскольку в ст. 1 установленный, что законодательством Украины могут предполагаться и другие категории занятого населения.
Государственные гарантии занятости населения закрепленные в статьях 4 и 5 Закона Украины "О занятости населения". Бесплатное содействие в подборе соответствующей работы и трудоустройстве есть одной из основных (но не единой) государственных гарантий права на выбор вида деятельности. Не менее важные бесплатное обучение безработным новым профессиям, переподготовка в учебных заведениях или в системе государственной службы занятости с выплатой материальной помощи в период профессиональной подготовки; выплата безработным в установленном порядке помощи по безработице, материальной помощи по безработице; защита от необоснованного отказа в принятии на работу и незаконного освобождения, а также содействие в сохранении работы; компенсация материальных расходов в связи с направлением на работу в другую местность; выплата выходного пособия работникам, которые потеряли постоянную работу на предприятиях, в учреждениях и организациях, в случаях и на условиях, предусмотренных действующим законодательством; включение периода переподготовки и обучение новым профессиям, участию в оплачиваемых общественных роботах, получение помощи по безработице и материальной помощи по безработице к общему трудовому стажу, а также к беспрерывному трудовому стажу и др.
Законом Украины "О занятости населения" установлены дополнительные гарантии занятости для отдельных категорий населения. Речь идет о трудоспособных гражданах в трудоспособном возрасте, которые нуждаются в социальной защите и не способные на равных конкурировать на рынке работы. К ним принадлежат:
а) женщины, которые имеют детей возрастом до 6 лет;
б) одинокие матери, которые имеют детей возрастом до 14 лет или детей-инвалидов;
в) молодежь, которая закончила или прекратила обучение в средних общеобразовательных школах, профессионально-технических учебных заведениях, освободилась со срочной военной или альтернативной (невоенной) службы и которой предоставляется первое рабочее место, дети (сироты), которые остались без родительской заботы, а также лица, которым исполнилось 15 лет и которые по согласию одного из родителей или лица, которое их заменяет, могут, в порядке исключения, приниматься на работу;
г) лица предпенсионного возраста (мужчины с достижением 58 лет, женщины - 53 лет);
д) лица, уволенные после отбытия наказания или принудительного лечения.
С целью трудоустройства указанных категорий граждан местные государственные администрации, исполнительные органы соответствующих советов по представлению центров занятости бронируют на предприятиях, в учреждениях и организациях, независимо от форм собственности, с численностью свыше 20 человек до 5% общей численности рабочих мест за рабочими профессиями, в том числе с гибкими формами занятости.
Согласно п. 1 Положение о порядке бронирования на предприятиях, в организациях и учреждениях рабочих мест для трудоустройства граждан, которые нуждаются в социальной защите, утвержденной постановлением Кабинета Министров Украины от 27 апреля 1998 г. №578, броня - это количество рабочих мест для обязательного трудоустройства граждан, которые нуждаются в социальной защите; квота рабочих мест - это закрепленная норма рабочих мест, в том числе с гибкими формами занятости, в процентах к количеству рабочих мест для обязательного трудоустройства граждан, которые нуждаются в социальной защите [6].
В Положении указывается, что к гражданам, которые нуждаются в социальной защите и предоставлении первого рабочего места, принадлежат:
а) молодежь до 18 лет;
б) граждане старшие 18 лет, которые закончили или прекратили обучение в средних общеобразовательных школах, профессионально-технических учебных заведениях, освободились со срочной военной или альтернативной (невоенной) службы, при условии их регистрации в государственной службе занятости как таких, что ищут работу, не позднее календарного года со дня истечения обучения, освобождение из военной (невоенной) службы;
в) дети (сироты), которые остались без заботы родителей, а именно: дети, которые не достигли 18 лет; воспитанники, ученике, студенты, курсанты, слушателе, стажеры после истечения учебных заведений (очной формы обучения), но не более поздний достижение ими 23-летнего возраста, при условии их регистрации в государственной службе занятости как таких, что ищут работу, на протяжении календарного года со дня истечения обучения;
г) граждане, уволенные после отбытия наказания или принудительного лечения, которые считаются такими, что нуждаются в социальной защите, при условии их регистрации в государственной службе занятости как таких, что ищут работу, не позднее календарного года со дня освобождения после отбытия наказания или принудительного лечения.
В пределах брони местные государственные администрации, исполнительные органы соответствующих советов устанавливают предприятиям квоту рабочих мест для обязательного трудоустройства граждан, которые нуждаются в социальной защите. Квота рабочих мест устанавливается относительно каждой категории граждан, которые нуждаются в социальной защите.
В случае сокращения численности или штата работников предприятий, учреждений и организаций в размере, который превышает установленную квоту, местные государственные администрации, исполнительные органы соответствующих советов уменьшают или вообще не устанавливают квоты для этих предприятий, учреждений и организаций.
В случае отказа в приеме на работу гражданам из числа указанных категорий в пределах установленной брони из предприятий, учреждений и организаций государственная служба занятости взимает штраф за каждый такой отказ в 50-кратном размере необлагаемого минимума доходов граждан. Полученные средства направляются к местной части Государственного фонда содействия занятости населения и могут использоваться для финансирования расходов предприятий, учреждений и организаций, которые создают рабочие места для этих категорий свыше установленной квоты.
Согласно ст. 19 закона Украины "Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине" местные советы совместно с предприятиями (объединениями), учреждениями и организациями, общественными организациями инвалидов, с участием отделений Фонда Украины социальной защиты инвалидов в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе, на основе предложений органов Министерства труда и социальной политики Украины ежегодно определяют нормативы рабочих мест, предназначенных для трудоустройства инвалидов, для всех предприятий (объединений), учреждений и организаций (независимо от форм собственности и хозяйствование) в размере не меньше 4% от общей численности работающих; а если работает от 15 до 25 лиц - устанавливается норматив в количестве одного рабочего места.
2. ПОРЯДОК РЕГИСТРАЦИИ ГРАЖДАН, КОТОРЫЕ ИЩУТ РАБОТУ
Трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка, ищущие работу и готовые приступить к ней и обратившиеся в государственные учреждения службы занятости населения в целях поиска подходящей работы, регистрируются в установленном законом порядке.
В целях трудоустройства осуществляется регистрация безработных граждан в органах государственной службы занятости. Основные этапы регистрации безработных граждан определены «Положением о порядке регистрации, перерегистрации и ведения учета граждан, которые ищут работу, и безработных» [7]. Этот порядок включает четыре этапа:
-первичная регистрация безработных граждан;
-регистрация безработных граждан в целях поиска подходящей работы;
-регистрация граждан в качестве безработных;
-перерегистрация безработных граждан.
При первичной регистрации от граждан не требуется никаких документов. Она осуществляется в целях учета общей численности безработных. При этом предполагается, что органы занятости должны фиксировать в регистрационных документах сведения об обратившемся гражданине. На практике, как правило, такой учет не ведется, а процедура первичной регистрации имеет консультативное значение.
Регистрация граждан в целях подходящей работы осуществляется органом занятости по месту жительства гражданина со дня представления им необходимых документов:
-паспорта или иного документа, удостоверяющего личность;
-трудовой книжки или иных документов, подтверждающих трудовой стаж;
-документов, удостоверяющих профессиональную квалификацию;
-справка о среднем заработке по последнему месту работы.
Инвалиды в дополнение к этим документам предъявляют трудовую рекомендацию, заключение о рекомендуемом характере и условиях труда или индивидуальную программу реабилитации инвалидов, выданные в установленном порядке. Если гражданин не имеет инвалидности, но имеет другие ограничения в трудовой деятельности (например, хроническое заболевание), то он должен предоставить соответствующие медицинские документы.