Виды финансового контроля
В зависимости от времени его проведения финансовый контроль подразделяется на: Предварительный финансовый контроль осуществляется до совершения операций по созданию, распределению и использованию определенных фондов денежных средств. Он проводится при рассмотрении и утверждении бюджетов, других финансово-плановых актов, при приеме заявок и т.д. Текущий финансовый контроль происходит повседневно при проведении финансовых операций. Последующий финансовый контроль проводится после совершения хозяйственной или финансовой операции по использованию финансовых ресурсов из соответствующих фондов денежных средств. В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, а) представительных органов государственной власти и местного самоуправления; б) Президента или аппарата Президента РФ; в) исполнительных органов власти общей компетенции; г) финансово-кредитных органов; д) ведомственный и внутрихозяйственный; е) общественный; ж) аудиторский. В зависимости от органов, осуществляющих финансовый контроль, он делится на государственный (общегосударственный и ведомственный); муниципальный; внутрифирменный (внутрихозяйственный); аудиторский.
Аудит
аудит — это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации и индивидуальныхпредпринимателей. Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.
Аудит делится на обязательный и инициативный. Обязательная аудиторская проверка проводится в случаях, прямо установленных законодательными актами РФ, инициативная — по решению хозяйствующего субъекта. Обязательный аудит — ежегодная обязательная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя. Обязательный аудит осуществляется в случаях, если:1) организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;2) организация является кредитной организацией, страховой организацией или обществом взаимного страхования, товарной или фондовой биржей, инвестиционным фондом, государственным внебюджетным фондом, фондом, источником образования средств которого являются добровольные отчисления физических и юридических лиц;3) объем выручки организации или индивидуального предпринимателя от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за один год в 500 тысяч раз превышает установленный законодательством минимальный размер оплаты труда или сумма активов баланса в 200 тысяч раз превышает на конец отчетного года указанный норматив;4) организация является государственным унитарным предприятием, муниципальным унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения, если его показатели соответствуют нормам, указанным ранее;5) обязательный аудит в отношении этих организаций или индивидуальных предпринимателей предусмотрен соответствующим федеральным законом. Аудиторская проверка завершается составлением официального документа — аудиторского заключения. Качество аудиторского заключения может быть проверенно органом выдавшим лицензию на осуществление аудиторской деятельности, по заявлению хозяйствующего субъекта, по собственной инициативе, предложению прокурора
Бюджетная система России: понятие, структура
Бюджетная система Российской Федерации - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов Бюджетное устройство государства определяется его государственным устройством, закрепленным в Конституции РФ. В соответствии со ст. 10 БК РФ бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов трех уровней: первый уровень—федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов; второй уровень — бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; третий уровень — местные бюджеты. В соответствии со ст. 11 БК РФ Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов; бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов Российской Федерации; местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований.
.
Понятие и виды бюджетов
С материальной точки зрения бюджет- централизованный фонд денежных средств., Как правовая категория бюджет- основной финансовый план государства роспись доходов и расходов обличенная в фору закона. В соответствии с БК РФ бюджет - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления Бюджет РФ (федеральный бюджет) это форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год предназначенных для исполнения расходных обязательств РФ Бюджет субъекта РФ (региональный)- это форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего субъекта РФ. Бюджет муниципального образования (местный бюджет)- это форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования. Бюджет субъекта Российской Федерации и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации. Консолидированный бюджет Российской Федерации объединяет федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации. Государственный внебюджетный фонд — фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. Следовательно, в бюджетную систему Российской Федерации включаются три государственных внебюджетных фонда: Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Структурными составляющими элементами бюджета являются его доходная и расходная части. Первичный источник доходов бюджетов — это национальный доход общества, а расходы бюджетов, находясь в тесной взаимосвязи с доходами, определяются задачами, стоящими перед государством и муниципальными образованиями (местным самоуправлением).
Источники бюджетного права
Бюджетное право РФ — это совокупность финансово-правовых норм, регулирующих бюджетное устройство в РФ, структуру и порядок распределения доходов и расходов бюджетной системы, компетенцию государства и муниципальных образований в области бюджета, а также бюджетный процесс. Источники бюджетного права могут быть подразделены на несколько групп: 1) нормы Конституции РФ; 2) бюджетное законодательство; 3) подзаконные нормативные акты; 4) международные договоры. РФ бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из: 1) Бюджетного кодекса РФ; 2) принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий год; 3) законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации на соответствующий год; 4) нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствующий год; 5) иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления, регулирующих соответствующие бюджетные отношения. Указы Президента РФ, регулирующие бюджетные отношения, а также нормативные правовые акты Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления, регулирующие бюджетные отношения в пределах своей компетенции, не входят в понятие «бюджетное законодательство» и, являясь источником бюджетного права, не должны противоречить нормам, содержащимся в бюджетном законодательстве. В соответствии со ст. 4 БК РФ одним из источников бюджетного права являются международные договоры. В Кодексе содержится конституционный принцип соотношения норм национального и международного законодательств. Так, если такое противоречие существует, действуют правила международного договора.
Нормы бюджетного права
Нормы бюджетного права по своему содержанию подразделяются на материальные и процессуальные». Бюджетные материальные нормы закрепляют структуру бюджетной системы Российской Федерации, перечень доходов и расходов бюджетов, распределение их между различными бюджетами и т.д. К бюджетным процессуальным относятся нормы, регламентирующие порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов государства и местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов, порядок составления и утверждения отчета об исполнении бюджета и названных фондов, осуществление государственного и муниципального финансового контроля в области бюджетной деятельности и иные отношения.
Важнейшие нормы бюджетного права закреплены в Бюджетном кодексе РФ. К ним в первую очередь относятся нормы, разграничивающие компетенцию органов государственной власти и органов местного самоуправления в области правового регулирования бюджетных отношений.
В соответствии со ст. 7 Бюджетного кодекса РФ к ведению Российской Федерации относятся вопросы, имеющие общее принцип пиальное значение для функционирования - бюджетной системы России:
— разграничение налогов и других доходов между уровнями бюджетной системы, распределение в порядке межбюджетного регулирования доходов от федеральных налогов и сборов, иных доходов федерального бюджета между бюджетами разных уровней бюд^ жетной системы Российской Федерации;
— разграничение полномочий по осуществлению расходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации;
— определение основ бюджетного процесса Российской Феде -, рации;
— определение основ осуществления государственных и муниципальных заимствований, основ управления государственным и муниципальным долгом;
— осуществление государственных заимствований Российской федерации и предоставление кредитов иностранным государствам, управление государственным долгом Российской Федерации и т.д.
К ведению Российской Федерации отнесено также установление оснований и порядка привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ.
К ведению субъектов Российской Федерации в области регулирования бюджетных отношений в соответствии со ст. 8 БК РФ относятся вопросы взаимоотношений субъектов Российской Федерации с другими субъектами бюджетного права: Российской Федерацией и местным самоуправлением. К ведению субъекта Российской Федерации относятся и вопросы, непосредственно связанные с составлением, рассмотрением проектов бюджетов субъектов Российской Федерации, их утверждением, исполнением и т.д.
В соответствии со ст. 9 БК РФ к ведению местного самоуправления в области регулирования бюджетных отношений относятся:
— установление порядка составления и рассмотрения проектов местных бюджетов, утверждения и исполнения местных бюджетов, осуществления контроля за их исполнением и утверждения отчетов об исполнении местных бюджетов;