— составление и рассмотрение проектов местных бюджетов, утверждение и исполнение местных бюджетов, осуществление контроля за их исполнением и утверждение отчетов об исполнении местных бюджетов;
— определение порядка направления в местные бюджеты доходов от использования муниципальной собственности, местных налогов и сборов, иных доходов местных бюджетов;
— определение порядка и условий предоставления финансовой помощи и бюджетных ссуд из местных бюджетов;
— предоставление финансовой помощи и бюджетных ссуд из
местных бюджетов;
— определение порядка осуществления муниципальных заимствований;
— осуществление муниципальных заимствований и управление
муниципальным долгом.
Бюджетные права Российской Федерации реализуются органами государственной власти: Федеральным Собранием, Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти.
Бюджетные права субъектов Российской Федерации реализуются соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Бюджетные права местного самоуправления реализуются соответствующими органами местного самоуправления.
Доходы бюджета понятие и виды
По социально-экономическому признаку доходы бюджетов подразделяются на доходы от хозяйствующих субъектов вне зависимости от формы собственности, на основе которой они осуществляют хозяйственную (в том числе предпринимательскую) деятельность, и от граждан. По условиям зачисления доходов в соответствующие бюджеты доходы подразделяются на закрепленные и регулирующие. По юридическим формам доходы бюджетов подразделяются на налоговые и неналоговые В соответствии с БК К доходам бюджетов относятся налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления..К неналоговым доходам относят доходы от использования и продажи имущества находящегося в гос,. РФ и МСУ; доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями; часть прибыли МУП и ГУП, созданных РФ, суб. РФ и МО, оставшейся после уплаты налогов; средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия; средства самообложения граждан; Так же к ним относят арендную плату за имущество находящиеся в гос. соб. сдачи его в залог, а тж. временное пользование. учитывается прибыль ЦБ РФ и др. К налоговым доходам относят налоги, таможенные пошлины, сборы и иные обязательные платежи а тж. пений и штрафом по ним. К безвозмездным поступлениям относятся :дотации и субсидии из других бюджетов бюджетной системы РФ (межбюджетные субсидии); субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов РФ; иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования .Полномочия Российской Федерации по формированию доходов бюджетов: Установление новых видов налогов, их отмена или изменение ,установление новых видов неналоговых доходов их отмена и изменение, предоставления налоговых кредитов т. ж отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей. Полномочия суб, РФ вносят изменения и дополнения в законодательство суб. РФ о налогах и сборах, предоставление налоговых кредитов т. ж отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей, Полномочия МО водят местные налоги и сборы, предоставления налоговых кредитов т.ж отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей.
Расходы бюджета понятие и виды
Текущие расходы бюджетов —часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций. Капитальные расходы бюджетов— часть расходов бюджетов, связанных с расширенным воспроизводством, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находщееся в собственности Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований. Капитальные расходы обеспечивают инновационную и инвестиционную деятельность. К ним относятся расходы, предназначенные для инвестиций, на проведение капитального ремонта, средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели, и т.п.Трансферты населению- бюдж ,ср-ва для финансирования обязательных выплат населению пенсий ,стипендий, пособий. компенсаций и др установленных законом. Субвенции-форма не только расходов бюджета но и но финн. помощи применяемой в бюджетной системе, РФ при финансировании отдельных целевых расходов, Фед, бюджет на очередной финн. год предусматривает создание резервного фонда Президента РФ размер к-рого не более 1% утв. расходов фед. бюджета. Расходование средств резервного фонда осуществляется с письменного распоряжения Презедента. Ср-ва резервного фонда расходуются на не предвиденные и дополнительные расходы предусмотренные указами президента Не допускается расходование средств на проведение выборов, референдумов освещение деятельности правительства .По общему правилу бюджет должен составляться без и утверждаться без профицита(бюджетные доходы превышают запланированные бюджетные расходы)
Составление проекта бюджета
Эта стадия начинается с послания Президента РФ Федеральному Собранию, которое должно поступить в Федеральное Собрание не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году. Составление бюджета основывается на: Бюджетном послании Президента РФ; прогнозе социально экономического развития соответствующей территории на очередной финансовый год; основных направлениях бюджетной и налоговой политики на очередной финансовый год; прогнозе сводного финансового баланса по соответствующей территории; плане развития государственного или муниципального сектора экономики соответствующей территории на очередной финансовый год. Всю практическую работу по составлению проекта федерального бюджета осуществляет Министерство финансов РФ. Разработка и согласование федерального бюджета на очередной финансовый год завершаются не позднее 15 июля года, предшествующего очередному финансовому году. После представления нижестоящими субъектами Федерации предложений в вышестоящие органы исполнительной власти, расчетов по распределению доходов и расходов бюджетов разных уровней Правительство Российской Федерации не позднее чем за четыре с половиной месяца до начала финансового года доводит до всех представительных и исполнительных органов субъектов РФ следующие данные: проектируемые нормативы (проценты) отчислений от регулирующих доходов с учетом контингентов этих доходов, поступающих на данной территории; данные о дотациях, субвенциях и трансфертах, начисляемых к предоставлению из вышестоящих бюджетов нижестоящим бюджетам, и их целевое назначение; перечень закрепленных в полном объеме и фиксированных долей (в процентах) доходов за бюджетами всех национально-государственных и административно-территориальных образований.
Рассмотрение и утверждение бюджета
Правительство Российской Федерации, правительства субъектов РФ и органы местного самоуправления выносят уточненный проект бюджета на рассмотрение в соответствующий представительный орган. По всем финансовым вопросам, и в частности для работы с бюджетом, органы представительной власти разных уровней образуют специальные комитеты и комиссии. Так, в Гос.Думе Федерального Собрания создан Комитет Госу. Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам, в Совете Федерации - Комитет Совета Федерации по бюджету, финансовому, валютному и кредитному регулированию. Комитеты и комиссии Федерального Собрания должны провести постатейное рассмотрение представленного проекта бюджета и вынести по нему сводное заключение. Правительство РФ представляет Государственной Думе проект федерального закона о федеральном бюджете. проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов. Центральный банк РФ представляет Государственной Думе согласованный с Правительством РФ проект основных направлений денежно-кредитной политики на следующий год.Гос. Думма рассм. проект Ф.З о федеральном бюджете на очередной финансовый год в 3 чтениях. В 1 чтении обсуждается прогноз соц-экон. развития Рф, объем ВВП и уровень инфляции, а тж. основные направления бюджетной и налоговой политики .Предмет рассмотрения: прогнозируемый в очередном финансовом году и плановом периоде общий объем доходов с выделением прогнозируемого объема нефтегазовых доходов федерального бюджета; общий объем расходов в очередном финансовом году и плановом периоде; объем нефтегазового трансферта в очередном финансовом году и плановом периоде; верхний предел государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации на конец очередного финансового года и каждого года планового периода;;дефицит (профицит) федерального бюджета. Государственная Дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в первом чтении в течение 20 дней со дня его внесения в Гос. Думу Правительством Российской Федерации. Гос ,Дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период во втором чтении в течение 25 дней со дня его принятия в первом чтении .Предмет рассмотрения : источники финансирования дефицита бюджета; бюджетные ассигнования ,распределение межбюджетных трансфертов; предоставления государственных финансовых и государственных экспортных кредитов программа государственных внутренних заимствований Р. Ф.; программа государственных внешних заимствований; программа государственных гарантий в валюте Р,Ф,; программа государственных гарантий Российской Федерации в валюте Российской Федерации; программа государственных в иностранной валюте и тд. Государственная Дума рассматривает в 3 чтении проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в течение 10 дней со дня принятия указанного законопроекта во втором чтении. При рассмотрении в 3 чтении, утверждаются ведомственная структура расходов федерального бюджета на очередной финансовый год и ведомственная структура расходов федерального бюджета на первый и второй годы планового периода. Принятый Гос. Думой федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в течение пяти дней со дня принятия передается на рассмотрение Совета Федерации. Совет Федерации рассматривает федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в течение 14 дней со дня представления Гос. Думой. При рассмотрении Ф,З о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период голосуется на предмет его одобрения в целом.
Исполнение бюджета
Практически бюджет исполняется специальными субъектами - участниками бюджетных правоотношений:
• главным распорядителем бюджетных средств;• распорядителями бюджетных средств;• получателями бюджетных средств. Главный распорядитель средств федерального бюджета — орган государственной власти РФ, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, определенным ведомственной классификацией расходов федерального бюджета. Главный распорядитель средств бюджета субъекта РФ, средств местного бюджета — орган государственной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления, бюджетное учреждение, имеющее право распределять бюджетные средства по подведомственным распорядителям и получателям средств бюджета субъекта РФ, средств местного бюджета Распорядитель бюджетных средств— орган государственной власти или орган местного самоуправления, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным получателям бюджетных средств. Получатель бюджетных средств— бюджетное учреждение или иная организация, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год Исполнить бюджет — это значит обеспечить полное и своевременное поступление всех предусмотренных по бюджету доходов и обеспечить финансированием все запланированные по бюджету расходы. В Российской Федерации устанавливается казначейское исполнение бюджетов. На органы исполнительной власти возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами. Указанные органы являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений». Государственный фонд денежных средств почти полностью контролируется государством. Главная книга казначейства ведется на основе плана счетов, утверждаемого федеральным казначейством. Исполнение бюджета происходит на основе такого документа как -Бюджетная роспись — обязательный документ для практического исполнения бюджета Федерации для субъектов Федерации и для органов местного самоуправления (муниципальных органов).Все изменения бюджета, связанные с его исполнением, должны обязательно отражаться через бюджетную роспись. Сводная бюджетная росписи сотавляеться МИНФином и утверждается Министром Финансов