Цели, приемы изучения следователем психологии обвиняемого

Напряженность, неестественность мимики, покраснение лица или чрезмерная бледность, дрожание губ могут указывать на сильное эмоциональное напряжение. Неадекватность мимики (например, улыбка при рассказе о печальных событиях) бывает вызвана неуверенностью, отсутствием твердой внутренней позиции или желанием скрыть свое подлинное отношение к происходящему. Аффектированная, демонстративная мимика обычно свидетельствует о желании обратить на себя внимание собеседника, создать у него определенное впечатление. Бедность, невыразительность мимики часто наблюдается при депрессивных состояниях, подавленности.

Оформление внешности (прическа, одежда, украшения) отражает образ жизни человека, некоторые мотивы его поведения, отношение к себе, эстетические представления.

Чрезмерное внимание к оформлению внешности (например, наличие у мужчин таких украшений, как перстни, браслеты, цепочки) указывает нередко на склонность к рисовке, позерство, повышенный интерес к лицам противоположного пола.

Некоторые признаки оформления внешности указывают на солидаризацию с традициями, вкусами, моралью определенных

социальных групп. Например, татуировки в виде колец, женских головок, некоторых надписей могут свидетельствовать о принадлежности к преступному миру; подчеркнутое следование последней моде в одежде, обилие украшений из золота и драгоценных камней — о связях со спекулянтами и расхитителями.

Б. Поведение (действия). По содержанию все действия обвиняемого, наблюдаемые следователем, являются способствующими или препятствующими установлению истины по уголовному делу. В большинстве случаев препятствование, сопротивление вызывает у обвиняемого внутреннее напряжение, связанное с повышенным самоконтролем, что внешне выражается в неестественности, скованности действий. Полностью преодолеть эти проявления напряженности почти никому из обвиняемых не удается. В целях маскировки своего состояния обвиняемые иногда пытаются вести себя подчеркнуто беззаботно или прибегают к грубости, агрессивности. Если обвиняемый до конца допроса не может избавиться от сильного внутреннего напряжения, это, как правило, свидетельствует о том, что обвиняемый что-то скрывает или чего-то боится.

Внешние признаки действий, доступные наблюдению, обусловлены врожденными свойствами человека (типологическими свойствами высшей нервной деятельности), воспитанием, временными психическими состояниями. Так, большая двигательная активность, резкость движений, частое изменение позы могут свидетельствовать о легкой возбудимости, недостаточном умении сдерживать желания, склонности к раздражительности, эмоциональным вспышкам. Скупость, сдержанность движений нередко указывают на врожденную уравновешенность, хорошее самообладание.

Особой выразительностью отличаются движения рук. Именно поэтому многие люди, испытывая смущение, неуверенность, робость, сознательно или непроизвольно прячут руки. Тремор рук, ошибки при выполнении мелких движений могут указывать на внутреннее напряжение человека. Необходимо, однако, учитывать, что одинаковые моторные проявления наблюдаются при переживании совершенно различных состояний. Поэтому их следует оценивать только как указание на нарушение равновесия во внутреннем состоянии.

Ситуативно обусловленные изменения в психическом состоянии обвиняемого — важный показатель его отношения к вопросам. Наблюдения за этими изменениями следует вести непосредственно в процессе постановки вопросов, так как внешние проявления психического состояния подчиняются сознательному контролю. Уравновешенным и хорошо умеющим владеть собой людям бывает достаточно несколько секунд, а иногда и долей секунды, чтобы подавить моторные проявления переживаемого состояния.

Общее впечатление от образующих «манеру» держаться устойчивых способов поведения, привычных для человека жестов может быть интуитивно правильным, но рациональной психологической интерпретации поддается с большим трудом Требуются житейский опыт и наблюдательность, чтобы по манере поведения правильно определить психологические особенности наблюдаемого человека.

Например, предупредительность, мягкость, корректность обвиняемого во время допроса еще не говорят о том, что эти черты свойственны ему на самом деле. Поэтому впечатление о манере обвиняемого держаться нуждается в тщательной проверке.

В. Высказывания (речевое поведение). В речевом поведении содержание и форма высказывания неразрывно связаны. В процессе речевого общения информация передается не только в словесной форме, но и с помощью жестов, интонации, пауз, мимики. Объектами наблюдения в речевом поведении должны быть словарный запас, грамматический строй речи, виды речи (монологическая и диалогическая), интонация, темп речи, артикуляция.

По индивидуальным особенностям речевого поведения в общих чертах можно судить о некоторых психологических свойствах обвиняемого.

Так, бедность словарного запаса, частое употребление жаргонных слов и выражений, недостаточное овладение навыками монологической речи могут служить показателями низкого культурного уровня, принадлежности к лицам с асоциальным поведением. Примитивность грамматических конструкций речи, «смазанность» артикуляции, невыразительность, монотонность интонаций могут свидетельствовать об умственной отсталости или интеллектуальной ограниченности.

Некоторые признаки речевого поведения могут служить показателями эмоционального состояния обвиняемого: эмоциональные вспышки (гнев, страх, возмущение и др.) часто сопровождаются изменениями темпа речи, ее затрудненностью, удлинением или сокращением пауз. Сильное нервно-психическое напряжение иногда вызывает заторможенность речевой деятельности, внешне выражающуюся в забывании хорошо известных слов, навязчивом повторении одних и тех же выражений, ошибках в произношении и пр.

В следственной практике иногда применяется метод двойного наблюдения, состоящий в том, что один следователь допрашивает обвиняемого и наблюдает за ним, а второй — только наблюдает, после чего результаты допроса соотносятся с отмеченными при наблюдении эмоциональными реакциями обвиняемого, его мимикой, жестами, паузами, интонацией.

Результаты наблюдения обычно используются следователем для определения тактики следственных действий, в первую очередь допроса, для установления психологического контакта, снятия барьеров в общении.

Например, следователь, имевший классный чин юриста 3-го класса, допрашивая бывшего работника прокуратуры, в прошлом советника юстиции, в результате наблюдения отметил у обвиняемого такие качества, как тщеславие, высокомерие и т. п. Когда обвиняемый психологически был готов дать правдивые показания, следователь, учитывая особенности характера обвиняемого, предложил провести допрос руководителю следственной бригады, имевшему классный чин выше, чем в прошлом у обвиняемого. Это дало положительный результат.

3. Метод обобщения независимых характеристик

Этот метод заключается в собирании сведений о психологии обвиняемого со слов знающих его людей, из письменных показаний, характеристик с места работы или учебы и обобщении полученной информации с целью выделения устойчиво повторяющихся в сообщениях разных людей указаний на одни и те же свойства обвиняемого. Те психологические особенности, на которые опрашиваемые указывают чаще, как правило, и являются действительно присущими обвиняемому. Целесообразно для сбора информации использовать единый план опроса, ориентированный на получение сведений о психологических особенностях обвиняемого, представляющих наибольший интерес для следователя.

Метод обобщения независимых характеристик позволяет выявить у обвиняемого черты его характера, в том числе определяющие способы достижения целей (рискованность, осторожность, настырность, изобретательность, настойчивость и т.д.), мотивы и стиль деятельности, место обвиняемого в иерархии групп в семье, на работе, среди друзей, особенности его поведения в условиях групповой деятельности и др.

Важнейшими официальными документами, сведения из которых могут быть использованы для обобщения независимых характеристик, являются:

а) характеристика с места работы, учебы, жительства;

б) старые уголовные дела, если обвиняемый был ранее судим. Многие следователи отмечают, что большую пользу приносит анализ протокола судебного заседания (если он записан хорошим секретарем). В судебном заседании наиболее ярко проявляются некоторые психологические особенности личности (способ защиты, отношение к соучастникам, чувство товарищества или эгоизм и т. д.);

в) личное дело заключенного (если обвиняемый отбывал наказание за ранее совершенное преступление). Из него можно получить информацию о поведении в колонии, круге приятелей в колонии, отношении к близким (требовал ли свидания с родственниками, интенсивность переписки и т. д.);

г) медицинские карты, истории болезни;

д) акты судебно-психиатрических экспертиз, в особенности разделы, содержащие сведения о психическом развитии и психологических особенностях обвиняемого.

Запрашивая характеристики, следователь может указать, какие сведения о личности обвиняемого должны в них содержаться. Дать исчерпывающий перечень вопросов для включения в характеристики невозможно, поскольку их содержание определяется особенностями дела и видом характеристики (производственная, бытовая и др.). Поэтому мы приводим только примерный перечень сведений, которые должны содержаться в различных характеристиках (приложение 2).

4. Изучение жизненного пути

Один из главных методов психологического изучения личности — анализ жизненного пути, биографии человека. Этот метод заключается в систематизированном сборе сведений биографического характера и рассмотрении фактов жизни человека под углом зрения установления их внутренней (психологической) обусловленности мотивами поведения, целями действий; фиксации проявляющихся в поступках человека особенностей его интеллекта, черт характера, воли и других психических свойств.

Применительно к условиям и требованиям уголовного процесса, в частности расследования уголовных дел, анализ жизненного пути можно оценить как наиболее эффективный из числа доступных следователю методов изучения психологии обвиняемого. Источниками сведений биографического характера могут служить сообщения самого обвиняемого о различных периодах его жизни, поведении в тех или иных ситуациях; свидетельства родственников, знакомых, сослуживцев; документы (переписка обвиняемого — не только его письма, но и корреспонденция, адресованная ему; дневниковые записи; характеристики с места работы, учебы, жительства; материалы уголовных дел, если обвиняемый ранее уже привлекался к уголовной ответственности). Психологическое изучение жизненного пути обвиняемых при расследовании уголовных дел не требует применения специальных познаний в области психологии и использования методов научной психологии. Оно может быть осуществлено в пределах профессиональных знаний (в том числе в области общей и юридической психологии) и умений следователя при производстве таких следственных действий, как допрос, очная ставка, истребование документов и др.

5. Использование специальных познаний для изучения психологии обвиняемых

а) Судебно-психологическая экспертиза

В отдельных случаях при расследовании преступлений возникают вопросы, для разрешения которых недостаточно профессиональных знаний следователя, требуются специальные познания в области психологии.

Предметом судебно-психологической экспертизы могут быть:

интеллектуальные особенности обвиняемого (уровень развития, структура и качество познавательной деятельности, специфические черты психических функций — мышления, памяти, восприятия и др);

психические свойства личности обвиняемого (устойчивые мотивы поведения, структура и симптомокомплексы черт), установление

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты