Цели, приемы изучения следователем психологии обвиняемого

которых невозможно путем допросов, использования личных впечатлений и т. п.;

психические состояния (аффект, нервно-психическое напряжение и др.), диагностика которых требует знания их диагностических признаков и владения методикой ретроспективного анализа психических состояний.

Судебно-психологическая экспертиза в отношении взрослых обвиняемых чаще всего назначается в двух случаях (в связи с предположением, что преступление — убийство, нанесение тяжких телесных повреждений — совершено в состоянии аффекта; по делам о происшествиях и авариях, связанных с управлением техническими устройствами в авиации, на водном и наземном транспорте, с работой операторов автоматизированных систем на производстве и т. п.) для проверки предположения о возникновении у обвиняемого в момент аварии психического состояния, делающего невозможным, затрудняющего выполнение профессиональных функций, или о несоответствии индивидуально-психологических и профессиональных возможностей обвиняемого требованиям ситуации.

Поводами для предположения о совершении преступления в состоянии аффекта и решения вопроса о целесообразности назначения судебно-психологической экспертизы могут служить сведения о накоплении у обвиняемого отрицательных эмоциональных переживаний, возникновении у него стойких состояний нервно-психической напряженности (стресса), хронической неудовлетворенности потребностей (фрустрации) и т. п., данные о склонности обвиняемого к образованию «застойных» эмоциональных комплексов, о конфликтности ситуации, в которой было совершено преступление.

Решение о целесообразности назначения судебно-психологической экспертизы по делам о происшествиях, связанных с управлением техникой, может быть основано на данных о том, что обвиняемый находился в ситуации повышенной сложности, способной вызвать сильное эмоциональное напряжение, растерянность. Кроме того, следователю необходимо располагать сведениями о степени профессиональной подготовленности обвиняемого, его эмоциональной устойчивости, самообладании, смелости, сообразительности, умении быстро принимать самостоятельные решения, правильно реагировать на неожиданные изменения обстановки, устойчивости к помехам в деятельности.

Помощь специалиста может иметь эпизодический или систематический характер.

В ходе расследования уголовного дела об убийстве К. обвиняемый Н. утверждал, что К. покончила жизнь самоубийством, бросившись с девятого этажа. В дальнейшем Н. заявил, что во время объяснения с К. он был потрясен ее словами, схватил К. за горло и «в порыве гнева, не отдавая себе отчета в своих действиях», сдавил горло руками. Увидев, что К. не подает признаков жизни, Н. сбросил ее труп вниз. Противоречивость своих показаний Н. объяснил тем, что «после убийства, быстро дойдя до своего дома, лег в постель, заснул и случившееся ему представилось кошмарным сном». Кроме того, Н. утверждал, что неоднократно видел во сне сцены убийства и перепутал, что видел во сне и что было в действительности.

Противоречивость и некоторая фантастичность показаний Н., сомнения в том, что обвиняемый мог впасть в состояние, которое существенно затрудняло бы контроль за поведением, побудили следователя назначить комиссионную судебно-психологическую экспертизу.

На разрешение экспертизы были поставлены вопросы:

1. Соответствует ли описание обвиняемым Н. своего состояния непосредственно перед совершением инкриминируемого ему деяния, в момент его совершения и после него данным научной психологии о механизмах возникновения и протекании аффекта?

2. Находился ли обвиняемый Н. в момент совершения инкриминируемого ему деяния в состоянии аффекта?

3. Возможны ли, по данным научной психологии, явления памяти, о которых сообщает в своих показаниях Н., с учетом психологических особенностей его личности и характера инкриминируемого ему деяния?

В результате многостороннего исследования психологических особенностей обвиняемого, в котором были использованы специальные психологические методы, анализа накопленных следствием материалов эксперты пришли к заключению, что в поведении Н. в момент совершения им преступления признаков аффекта не усматривается, а его заявление о запамятовании обстоятельств, относящихся к убийству, не соответствует данным научной психологии; эти заявления не могли быть обусловлены установленными у Н. психологическими свойствами.

б) Участие специалиста-психолога

Для оказания помощи следователю в изучении психологии обвиняемого к участию в расследовании может быть привлечен специалист-психолог. В соответствии со ст. 133' УПК РСФСР специалист обязан, в частности, «обращать внимание следователя на обстоятельства, связанные с обнаружением, закреплением и изъятием доказательств».

Помощь специалиста может иметь эпизодический или систематический характер.

В первом случае деятельность специалиста ограничивается участием в единичном следственном действии. Например, специалист-психолог в процессе подготовки обсуждает со следователем: изучение каких психологических особенностей обвиняемого имеет значение, учитывая содержание уголовного дела и ситуацию расследования; какими способами при проведении следственного действия они могут быть выявлены; какие вопросы и в какой форме целесообразно поставить перед участниками следственного действия. В ходе самого следственного действия специалист может рекомендовать следователю внести коррективы в ранее намеченный план, обратить внимание на обстоятельства, имеющие значение для изучения психологии обвиняемого, вести наблюдение за поведением участников следственного действия. В дальнейшем специалист может высказать мнение о том, как следует, с психологической точки зрения, интерпретировать факты, сообщить о результатах своих наблюдений.

Для более детального изучения психологии обвиняемых, решения комплекса психологических вопросов, в особенности по делам о групповых преступлениях, иногда возникает необходимость в систематическом участии специалиста-психолога а расследовании преступлений.

В следственной практике имеются примеры и такой формы деятельности специалиста-психолога. Следствием было установлено, что К., житель одного из сел Саратовской области, организовал вооруженную банду из односельчан в возрасте от 15 до 18 лет. Под его руководством в течение нескольких месяцев было совершено большое количество краж, грабежей, разбойных нападений, а также семь убийств и несколько покушений на убийства.

К моменту включения специалиста-психолога в работу в деле имелось много материалов, характеризующих личность обвиняемых. Однако мотивы вступления некоторых несовершеннолетних в банду и участия в преступлениях, взаимоотношения внутри преступной группы и ее структура представлялись недостаточно ясными. Все это указывало на необходимость глубокого и всестороннего изучения психологии каждого участника банды.

Перед специалистом-психологом была поставлена задача оказать помощь в решении следующих вопросов:

1. Какие социально-психологические факторы могли способствовать зарождению и функционированию преступной группы?

2. Какие индивидуально-психологические особенности каждого из участников банды способствовали вступлению в банду и участию в преступлениях, в частности в убийствах?

3. Какое влияние оказывали участники преступной группы друг на друга и на деятельность группы в целом?

На первом этапе работы специалист-психолог рекомендовал некоторые новые направления поиска информации психологического содержания и приемы ее получения. Например, по рекомендации специалиста-психолога для получения сведений о личности участников банды был применен метод независимых характеристик: каждому обвиняемому предложили охарактеризовать своих соучастников. С этой целью специалистом была разработана специальная схема характеристики, которой обвиняемым надлежало придерживаться.

С участием специалиста были также сформулированы вопросы, направленные на выяснение содержания правовых и нравственных представлений участников банды, их морально-этических принципов.

Второй этап деятельности специалиста-психолога был посвящен составлению письменной консультации по указанным выше вопросам, которые были рассмотрены с психологической точки зрения и в понятиях научной психологии.

В консультации указывалось, что в селе сложилась крайне неблагоприятная обстановка. Среди жителей, в том числе несовершеннолетних, процветало пьянство; родители, как правило, не уделяли достаточного внимания воспитанию детей; клуб практически не работал, превратившись в место сборищ хулиганствующей части молодежи; спортивных секций и кружков в селе не было. Милиция не реагировала на многочисленные случаи драк, мелких краж и других противоправных действий. Участковый инспектор на глазах у односельчан вел аморальный образ жизни.

В этих условиях организатор банды К., превративший свой дом в неофициальный молодежный клуб, куда стекались подростки, которым больше некуда было деться, легко приобрел почти неограниченное влияние на них. Влияние К. на несовершеннолетних выражалось в последовательном формировании у них мотивов, побуждающих к участию в преступлениях.

В психологических характеристиках участников банды отмечалось, что среди них преобладали несовершеннолетние, по разным причинам оторванные от семей, не имевшие ясных целей и перспектив в жизни, с ограниченными интересами и потребностями. К. активно использовал в своих целях такие психологические особенности несовершеннолетних, как тяга к общению, стремление к самоутверждению, желание проявить смелость, прослыть «настоящим мужчиной» и т. п. Он романтизировал традиции и нравы преступного мира и подчеркивал, что участие в преступлениях возвышает человека над окружающими.

На допросах участники банды старались подчеркнуть, что каждый из них находился в полной зависимости от К., слепо выполнял его приказания и собственной инициативы не проявлял.

Подобные утверждения не согласовывались с данными, полученными при анализе психологических особенностей личности отдельных участников банды. Среди них выделялись, например, подростки, отличавшиеся большой активностью, тщеславием, желанием заслужить особое расположение главаря банды. Кроме того, ядро преступной группы составляли семь человек, а при таком количестве членов малая группа редко функционирует по упрощенной схеме «лидер — равные по положению исполнители».

Специалистом-психологом было высказано предположение, что реальная структура группы и распределение ролей между ее участниками были сложнее, чем казалось на первый взгляд. В процессе проверки этого предположения были получены доказательства, позволившие уточнить роль каждого участника банды в формировании преступных планов и их реализации.

Консультация специалиста-психолога способствовала раскрытию психологических механизмов поведения несовершеннолетних, в первую очередь мотивов совершения ими преступлений.

Отдельные положения, высказанные в психологической консультации, были использованы следователем при составлении обвинительного заключения и при подготовке представлений в Министерство просвещения, Министерство культуры, информации для ЦК ВЛКСМ и некоторых других организаций.



Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты