Меры финансово-правовой ответственности применяются государственными органами и их должностными лицами. К таким органам относятся федеральное казначейство, Государственный таможенный комитет РФ, Центральный банк РФ. Они применяют санкции в административном порядке (без судебного разбирательства). Такой порядок является наиболее распространенным в связи с направленностью финансово-правовых санкций на обеспечение общегосударственных интересов в области финансов и необходимостью быстрого реагирования на финансовые правонарушения. Однако в соответствующих случаях это не исключает необходимости принятия судебных решений (арбитражного суда или суда общей юрисдикции) по применению финансово-правовых санкций (в частности, при наличии спора, при взыскании штрафов и пеней с физических лиц).
Для современных условий характерно расширение круга финансово-правовых санкций. Среди финансово-правовых санкций с учетом основных направлений финансовой деятельности можно выделить следующие их группы: бюджетные, налоговые, кредитно-денежные, валютные. Помимо рассмотренных санкций за нарушения в области финансовой деятельности могут быть применены меры дисциплинарного, административного, уголовно-правового и иного воздействия. Основанием этого являются правонарушения соответствующего характера.
§ 2 Признаки финансово-правовой нормы
Финансово-правовые нормы содержат признаки, как общие для любых правовых норм, так и специфические, характерные только для норм финансового права. К общим признакам финансово-правовой нормы относятся следующие:
— норму устанавливает государство, а поэтому ее исполнение обеспечивается принудительной силой государства;
— норма есть правило поведения общего характера, обращенное ко всем участникам регулируемых ею общественных отношений;
— норма возлагает на участников отношений юридические обязанности и предоставляет им субъективные права;
— норма всегда выражена в каком-либо правовом нормативном акте — законе, указе, постановлении, приказе, инструкции, принятом компетентным государственным органом или органом местного самоуправления.
Специфические признаки финансово-правовой нормы обусловлены в конечном итоге особенностями предмета и метода финансово-правового регулирования.
Прежде всего, финансово-правовые нормы отличаются от всех иных норм российского права по своему непосредственно целевому назначению, которое определяется предметом финансово-правового регулирования, т.е. отношениями, возникающими в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований по регулированию образования, распределения и использования государственных и муниципальных фондов денежных средств.[7]
С точки зрения происхождения финансово-правовых норм их особенность заключается в том, что они редко возникают как фактические, т.е. в общественной жизни редко складываются правила поведения, являющиеся прототипом финансово-правовой нормы. Действительно, в силу особенностей предмета финансового права, финансовые, т.е. денежные, отношения не существуют и не возникают сами по себе, в чистом виде. Будучи объективно обусловлены общественными потребностями, которые детерминированы уровнем развития товарно-денежных отношений, масштабами государственной деятельности, социальными задачами на данном этапе и т.д., эти отношения проявляются не иначе как в формах, определенных государством (и муниципальным образованием).
Особенность финансово-правовых норм заключается и в том, что они являются средством реализации общественных, т.е. публичных, а не частных интересов. Это обусловлено принадлежностью финансового права к праву публичному, а в конечном итоге, опять-таки особенностями предмета финансово-правового регулирования. Финансовая деятельность государства и муниципальных образований, будучи объективно обусловлена экономическим строем общества, производственными отношениями и т.д., детерминирована насущными потребностями и интересами больших масс людей — классов, социальных групп, общества в целом. Это интерес к оптимальному регулированию экономической жизни, к оказанию помощи социально незащищенным гражданам, к наличию боеспособной армии, сильной милиции и т.д. При этом, интерес к финансовому обеспечению государства, к получению от него финансовой помощи, существующий на уровне больших социальных общностей, сочетается с интересом самого государства к поддержанию своего собственного существования.[8] Это естественно, так как финансовые ресурсы необходимы государству не только для того, чтобы реализовать социальные интересы, воплощающиеся в его задачах и функциях, но и для того, чтобы содержать свой аппарат, государственные структуры, которые непосредственно обеспечивают реализацию социальных интересов. Отсюда государство мобилизует денежные средства для того, чтобы израсходовать их на социально значимые мероприятия. В связи с этим финансово-правовые нормы являются средством реализации интересов всего общества, различных классов, социальных групп и т.д., а также интересов самого государства. Этим они отличаются от норм частного права (гражданского, семейного, трудового и т.д.), являющихся средством реализации интересов отдельных субъектов хозяйствования, физических лиц и др.
§ 3 Виды финансово-правовых норм
Таким образом, мы определили общее понятие для финансово-правовой нормы. Но в зависимости от способа воздействия на участников финансовых отношений, определяющего характер их юридических прав и обязанностей, финансово-правовые нормы могут быть следующих видов:
- запрещающие нормы – содержат запрет на совершение каких-либо действий (например, запрет открывать обменные пункты по обмену иностранной валюты без получения лицензии ЦБ РФ и т. п.) [9];
- обязывающие нормы - требуют от участников финансовых правоотношений (государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, граждан и др.) определенных действий, устанавливают их обязанности в сфере этих отношений.[10] обязанность совершить какие-либо действия (выдавать кредиты коммерческие банки не имеют права без наличия лицензии ЦБ РФ[11] и т. п.) В этом проявляется основной императивный метод финансово-правового регулирования – метод властных предписаний ;
- уполномочивающие нормы - определяют полномочия участников финансового правоотношения в совершении определенных действий (определяют круг полномочий ЦБ РФ[12], Счетной палаты[13] и т.д.).
Главная особенность финансово-правовых норм состоит в том, что они носят государственно-властный, императивный характер. Государство предписывает правила поведения субъектам финансового права. Участники финансовых отношений не вправе изменить предписания нормы и условия ее применения.
Финансово-правовые нормы определяют права и обязанности участников финансовых отношений, обстоятельства, при которых они становятся носителями прав и обязанностей, и предусматривают ответственность за невыполнение предписаний государства. Однако истории известно мнение, относительно расширения данного списка:
- норма права, содержащая рекомендацию, безусловно, не имеет обязательного значения для субъектов, однако в случае ее принятия (исполнения) обеспечивается мерами государственного воздействия. Рекомендательная норма предоставляет право участнику правоотношения выбрать по своему усмотрению тот или иной вариант поведения. Если субъект выбирает вариант поведения, рекомендуемый государством, вполне возможно, что одновременно он приобретает какие-либо поощрения или выгоды, в ином случае никаких негативных последствий в виде правовых санкций для него не наступает.
- особенность правовых поощрений заключается в том, что в нормах права содержаться указания на определенный вариант поведения, следование которого является желательным для всего общества, но не обязательным для каждого отдельного субъекта. Однако сам выбор такого поведения подкрепляется обещанием наделить субъекта благами сверх общепринятых норм.[14]
Финансово-правовые нормы, помимо способа воздействия на участников финансовых отношений, в зависимости от своего содержания подразделяются на:
- материальные нормы, которые закрепляют структуру бюджетной системы и состав финансовой системы в целом, бюджетное устройство, виды и объем денежных обязательств юридических и физических лиц перед государством и муниципальными образованиями, определяют виды, объем и направление расходов государства, источники формирования кредитных ресурсов банков, т. е. закрепляют материальное содержание юридических прав и обязанностей участников финансовых отношений.;
- процессуальные нормы - устанавливают порядок применения и действия норм материального права в области формирования, распределения и использования государственных (муниципальных) денежных фондов (доходов), требуют соблюдения процедурных правил в этой деятельности – сроков, участия определенных органов и т.п.. Так, законодатель определяет бюджетный процесс как регламентируемую законом деятельность законодательных и исполнительных органов власти и органов управления по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов разных уровней. Процессуальные финансово-правовые нормы содержат предписания, регламентирующие порядок (процедуру) применения материальных норм.[15]
В настоящее время данная классификация финансово-правовых норм является общепризнанной и дальнейшее рассмотрение действия финансовой нормы будет напрямую зависеть от ее вида.
Глава 2. Особенности действия финансово-правовых норм
§ 1 Принцип действия финансово-правовой нормы во времени
Финансово-правовые акты действуют в определенных пределах, ограниченных временем, пространством и кругом лиц. Информация о пределах действия финансово-правовых актов имеет большое значение в практике применения финансово-правовых норм.
Финансово-правовые акты действуют во времени, начало которого определяется моментом вступления их в силу. Порядок вступления в силу законов установлен Федеральным законом от 14 июня 1994 г. «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания», а иных нормативных актов — Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти». Особый порядок вступления в силу и действия актов законодательства о налогах и сборах во времени установлен в ст. 5 Налогового кодекса РФ.[16]
Согласно вышеназванным актам существует три способа установления момента вступления в силу финансово-правовых актов.
Прежде всего, финансово-правовой акт вступает в силу с момента истечения срока после его официального опубликования.
Так, федеральные законы, регулирующие финансовые отношения, вступают в силу на всей территории Российской Федерации через 10 дней с момента их опубликования в официальных изданиях, т.е. в «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации». Однако из этого правила существуют исключения. В соответствии со ст. 5 НК РФ «акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу…» «Акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования». Но и из этого правила существуют исключения, а именно: 1) федеральные законы, вносящие изменения в Налоговый кодекс РФ в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов РФ и акты представительных органов местного самоуправления, вводящие налоги и (или) сборы, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия (п. 2 ст. 5 НК РФ); 2) «акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за налоговые правонарушения либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов и иных обязанных лиц, имеют обратную силу» (п. 3 ст. 5 НК РФ); 3) «акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных обязанных лиц, или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это» (п. 5 ст. 5 НК РФ). При этом в п. 2 ст. 5 НК РФ содержится запрет на обратную силу актов законодательства о налогах и сборах, устанавливающих новые налоги и (или) сборы, повышающих налоговые ставки, устанавливающих или отягчающих ответственность за налоговые правонарушения, устанавливающих новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.[17]