Действие финансово-правовой нормы в пространстве, во времени и по кругу лиц

По действию во времени финансово-правовые нормы подразделяются на постоянные или общие (не определены во времени действия и утрачивают силу в связи с их отменой или изменением) и временные (определены во времени действия, т. е. устанавливаются на определенный срок).[18]


§ 2 Действие финансово-правовой нормы по признаку территориальности


Действие норм права и нормативных правовых актов в пространстве это их действие в пределах определенной территории. Нормы права, установленные или санкционированные государством, как правило, действует в пределах территории государства. Аналогичным образом действуют и содержащие нормы права нормативные акты.

Еще в первобытнообщинном строе с его замкнутым натуральным хозяйством и родоплеменной организацией каждая община жила по своим обычаям. Изгнание из племени было почти равносильно смерти, потому что во всяком другом племени изгнанник лишался защиты общества. Немногим в этом отношении отличается право рабовладельческого общества. В Римской империи иностранец первоначально не имел никаких прав, был «врагом», стоящим вне закона. Постепенно, по мере развития обмена, для лиц, не имевших прав римского гражданина, создается особое право - jus qenteum, которое, однако, также было римским правом, действующим на территории Римской империи.[19]

Постепенно возникает и формулируется принцип суверенитета - верховенства государственной власти, ее независимости и полновластия по отношению к кому и к чему бы то ни было. Всякая государственная власть распространяется только на определенную территорию, распространение же велений государственной власти вне территории данного государства есть нарушение суверенитета другого государства. Поэтому принцип суверенитета и принцип территориального действия законов взаимосвязаны самым тесным образом: власть государства ограничена его территориальными пределами (границами) и действие его велений (законов) не выходит за эти пределы.[20]

Под понятием государственной границы понимается линия и проходящая по ней вертикальная поверхность, определяющая пределы территории суши, недр, вод, воздушного пространства государства.

Следовательно, территория государства включает в себя:

1. Часть суши с внутренним водным пространством в пределах границ государственных границ;

2. Внутренние территориальные воды в пределах двенадцати морских миль (одна морская миля равна 1852 метрам);

3. Воздушный столб над территорией государства (на высоте до 35 километров);

4. Воздушные и морские суда военного и гражданского флота, находящиеся в открытом море или воздухе под флагом или гербом государства;

5. Так называемая квазитерритория (территория посольств или консульств, пользующихся особым правовым режимом).

Однако принцип строго территориального действия законов очень скоро вступил в противоречие с развитием экономических связей между странами, вызванных созданием международного рынка. По этому, если бы каждое государство было вольно устанавливать любые нормы и любым образом регулировать отношения своих граждан с гражданами другого государства, результатом могла оказаться изоляция этого государства, что, в конечном счете, для него же было не невыгодно.

Государства начали заключать различные соглашения, подписывать договоры, посещать соседей с официальными визитами и, постепенно, от строго территориального принципа государства пришли к признанию экстерриториального действия некоторых законов, выработались принципы установления подлежащего применению права.

В настоящее время уже не подвергается сомнению то, что законы имеют территориальное действие, но в особом порядке и в особых случаях и экстерриториальное действие.[21]

Сказанное относится главным образом к международным, межгосударственным отношениям. Однако вопрос о территориальном и экстерриториальном действии законов возникает и по отношению к правовым нормам, издаваемым властью территориальных единиц данного государства.

Принцип территориального и экстерриториального действия закона неодинаково осуществляется в различных отраслях права. Наиболее строго территориальный принцип соблюдается в таких отраслях, как государственное, административное, уголовное, процессуальное право, а наибольшая экстерриториальность наблюдается у норм гражданского, торгового, семейного права.

Действуя в пределах территории государства, нормы финансового права и нормативные правовые акты могут распространять свое действие, как на всю территорию, так и на отдельные ее части. На всю территорию государства распространяют свое действие обычно те нормы финансового права, которые содержатся в нормативных актах центральных органов государственной власти. На отдельных частях государственной территории могут действовать как нормы, содержащиеся в актах центральных органов государственной власти, так и нормы, содержащиеся в актах местных органов государственной власти или органов местного самоуправления. Например, в Российской Федерации некоторые нормативные акты федеральных, т.е. центральных, органов действуют не на всей территории государства, а на той или иной ее части (в районах Крайнего Севера, в пограничных зонах и т.д.). В федеративных государствах, поскольку субъекты федерации могут иметь свое законодательство, нормативные акты субъекта федерации действуют на территории субъекта, но в определенных случаях могут применяться и на территории других субъектов федерации.[22]

Например, в случае заключения соглашений с другими государствами, в соответствии с которыми определенные правовые нормы одного государства действуют на территории другого и наоборот. Особенно это касается норм финансового, коммерческого, трудового, и некоторых других отраслей права.

А так же, в случае действия на территориях со смешанным правовым режимом.

К таким территориям относятся континентальный шельф и исключительная экономическая зона. Континентальный шельф – это морское дно и его недра, расположенные за пределами территориального моря прибрежного государства до внешней границы подводной окраины материка, а исключительная экономическая зона – это морское пространство шириной до 200 морских миль, расположенное за внешней границей территориального моря и примыкающее к нему. Эти территории не входят в состав территории прибрежных государств и вообще не являются территорией какого-либо государства. Вместе с тем прибрежные государства обладают определенными суверенными правами на этих территориях.

Наряду со всем вышеперечисленным, существует понятие экстерриториального действия законов внутри государства.

Территория государства делится на части. Эти части могут обладать известной самостоятельностью, автономией, самоуправлением. Территория государства или его самоуправляемых частей делится также на административные единицы. Каждая автономная или административная единица имеет свои органы власти и управления, которые издают нормативные акты финансового права. Эти нормативные акты действуют, как правило, в пределах территориальной власти данного органа, но в смысле признания, юридические акты территориальных единиц имеют экстерриториальное действие. Однако имеется существенное различие в международном и внутригосударственном действии законов в этом отношении: применение иностранного закона даже в виде его признания является исключением, установленным внутренними и международными нормами.[23]

Признание же юридических актов, содержащих нормы финансового права внутри данного государства является правилом.

Итак, финансово-правовые нормы имеют экстерриториальное действие не только между государствами, но и внутри них. Территориальным аспектом предопределено, по существу, и действие законов (нормативно-правых актов) по кругу лиц, так как они имеют силу в отношении всех физических и юридических лиц, находящихся на той или иной территории.[24]


§ 3 Действие финансово-правовой нормы в отношении субъектов финансового права


Финансовое право, регулируя относящиеся к его предмету общественные отношения, определяет круг участников или субъектов этих отношений, наделяет их юридическими правами и обязанностями, которые обеспечивают планомерное образование, распределение и использование государственных денежных фондов. Носители этих прав и обязанностей являются субъектами финансового права. Следует различать понятие «субъект финансового права» и «субъект (или участник) финансового правоотношения», хотя они во многом совпадают.

Субъект финансового права — это лицо, обладающее правосубъектностью, т.е. потенциально способное быть участником финансовых правоотношений, поскольку оно наделено необходимыми правами и обязанностями. А субъект финансового правоотношения — это реальный участник конкретных правоотношений. Юридические права и обязанности в сфере финансовой деятельности принадлежат субъектам финансового права в силу действия финансово-правовых норм, независимо от участия в конкретных правоотношениях. Но нельзя и противопоставлять данные понятия. Ведь субъект финансового права, вступая в конкретные правоотношения при реализации своих прав и обязанностей, приобретает новые свойства — он становится субъектом (участником) правоотношения. Но при этом он сохраняет свои качества, которыми обладал до вступления в них, т.е. остается субъектом финансового права.[25]

Таким образом, субъект финансового права — понятие более широкое, чем субъект (участник) финансового правоотношения. В данный момент носители финансовых прав и обязанностей могут еще не вступить в конкретные правоотношения. Кроме того, какая-то часть прав и обязанностей может остаться нереализованной. Однако ее объем гораздо меньший, чем по другим отраслям права в силу особенностей финансовых правоотношений, обусловленных возникновением этих отношений в процессе финансовой деятельности государства, муниципальных образований. Например, не требуется и не предполагается реализация всех прав, которыми наделяет законодательство субъектов гражданского права (права наследования, дарения, купли-продажи и т.д.). Иное дело финансовые правоотношения: участие в них государственных органов (или органов местного самоуправления) с определенной компетенцией в принципе предполагает необходимость полного осуществления входящих в нее прав и обязанностей в области финансов. Но и в этой области в связи с действием уполномочивающих финансово-правовых норм и другими факторами субъекты могут не проявить волю к реализации некоторых своих прав (например, право изыскания и использования дополнительно выявленных, сверх утвержденных по бюджету доходов, право обращения с заявлением об отсрочке или рассрочке налоговых платежей и др.).

Особенности круга субъектов финансового права состоит в том, что в него входят три основные группы, на которые подразделяются субъекты российского права: а) государство и его территориальные подразделения; б) коллективные субъекты; в) индивидуальные субъекты. Каждая из них отличается своеобразием.

Возможно, подразделение субъектов финансового права и на две группы:

а) организации, куда входят две первые из названных выше групп, и б) граждане (или физические лица) в качестве индивидуальных субъектов. Такая классификация также целесообразна и имеет значение при рассмотрении ряда вопросов (например, об ответственности субъектов финансового права). Однако подразделение на три группы полнее раскрывает особенности круга субъектов финансового права.

В первую группу субъектов финансово-правовых отношений (государство и его территориальные подразделения) входят:

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты