система, оформленная Соглашением стран — членов МВФ в Кингстоне (о. Ямайка)
в 1976 г. После ратификации странами этого Соглашения в апреле 1978 г. были
внесены изменения в Устав МВФ. Новая денежная система характеризовалась
следующими чертами:
. мировыми деньгами объявлялись специальные права заимствования в МВФ —
СДР, которые становились международной счетной единицей;
. доллар США сохранял важное место в международных расчетах и в валютных
резервах других стран, а также продолжал играть важную роль при
расчетах условной стоимости СДР;
. юридически была завершена демонетизация золота, т. е. утрата золотом
денежных функций, отмена его официальной цены; однако золото
оставалось резервом государства и использовалось для приобретения
ключевых денежных единиц других стран.
1.2 Зарубежный опыт денежных реформ
Денежная реформа в России
В 1991-1993 годах в связи с политическими и инфляционными процессами и распадом СССР были сначала заменены 50 и 100-рублевые купюры банковских билетов СССР. Официально необходимость этой реформы объяснялась несколькими причинами:
тем, что в бывших республиках СССР осталось много накоплений в советских деньгах, и эти накопления будут увеличивать инфляцию в России
тем, что в стране обращается много фальшивых купюр крупного достоинства
тем, что необходимо изъять незаконные капиталы, которые хранятся опять же в крупных купюрах.
После этой реформы устанавливаемые государством цены поднялись. С 1 января 1992 года были отменены введенные еще при М.С. Горбачеве талоны и цены были объявлены свободными. После этого цены и инфляция стали быстро расти.
Антиинфляционная политика осуществлялась как за счет сжатия денежной массы, так и за счет привязки рубля к доллару в рамках «валютного коридора». Важным шагом в борьбе с инфляцией стало принятие в 1994 г. закона о Центральном банке России (ЦБР). Согласно этому закону, ЦБР независим от исполнительной власти. ЦБР обязан обеспечивать стабильность рубля, что на практике достигалось ограничением количества денег в обращении.
Финансовый кризис в Юго-Восточной Азии и падение мировых цен на нефть привели к бегству спекулятивных иностранных капиталов из России и падению валютной выручки. Уже в конце весны 1998г. правительство было вынуждено резко поднять ставку рефинансирования, чтобы помешать бегству капитала. Это решение означало конец достигнутой финансовой стабилизации, а последующий дефолт привел к всплеску инфляции на 30 % в сентябре 1998 г. и разрушению всей денежно-финансовой системы.
Самый неблагоприятный ход реформ – в сфере реального производства. Но при этом необходимо отметить быстрый рост сектора услуг, в том числе финансовых, как одного из немногих позитивных сдвигов в российской экономике.
Кризис 1998 г. подвел черту под начальным периодом постсоциалистического реформирования в России и требует реализации более продуманной и взвешенной стратегии преобразований. К особенностям развития российской экономики в 1999-2000 гг. можно отнести следующее:
- девальвация российского рубля почти в 3 раза после кризиса 1998 г. привела к эффекту импортозамещения;
- важнейшим фактором экономического роста в указанные годы стал рост совокупного спроса;
- благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура позволили увеличить доходную часть госбюджета.
Сложившаяся к настоящему времени социально-экономическая система России характеризуется высокими административными барьерами, засильем и произволом чиновничества. Не случайно для правительства РФ стала насущной разработка системы мероприятий по дебюрократизации экономики.
Особо важную роль в обеспечении сбалансированного роста играет промышленная политика. Ее целью является структурная перестройка экономики, создание системы высокотехнологичных и конкурентоспособных производств и переход к устойчивому росту. Для этого прежде всего необходимо восстановить банковскую систему. Промышленную политику надо сочетать с продолжением реформ налогово-бюджетной, банковской систем, использованием валютных и других рычагов.
Если развитие в указанных направлениях будет успешным, то можно ожидать перехода к устойчивому росту в ближайшем будущем. Именно экономический рост является основой для повышения благосостояния населения. В результате сложатся условия для усиления социальной направленности российской экономики с тем, чтобы к концу первого десятилетия ХХI века сформировать основы социальной рыночной экономии и завершить тем самым переходный период.
Денежная реформа в Украине
Национальная валюта Украины вводилась в два этапа. Согласно Постановлению КМУ и НБУ от 28 декабря 1991 года «О мерах в связи с введением в обращение купонов многоразового использования» 10 января 1992 года начался первый этап введения украинской валюты с выпуска в обращение купонов, выполняющих функции наличных денег и эквивалентных рублевым купюрам соответствующего номинала. Эмиссия купонов была вызвана либерализацией цен в России, недостатком рублевой наличности и защитой потребительского рынка. Сначала ежемесячные выплаты гражданам составляли в среднем 25% от месячного дохода (от 300 до 600 купонов), однако через несколько месяцев купон полностью вытеснил российский рубль из наличного обращения.
С 12 ноября 1992 года начался второй этап - купоны были введены в безналичный оборот. Украина вышла из «рублевой зоны», а купон стал национальной валютой. Обращение рубля на территории Украины было прекращено с 23 часов 12 ноября 1992 года Указом Президента Украины Л.Кравчука от 7 ноября 1992 года. Единственным законным платежным средством в Украине стал украинский карбованец, представленный в наличном обращении купоном НБУ. С 16 ноября 1992 г. все расчеты производятся только в украинских карбованцах. Установлен официальный обменный курс карбованца по отношению к российскому рублю: 1,45крб. за 1 рубль. Украинский карбованец, став национальной валютой, унаследовал от рубля тенденцию к неуклонному падению курса. 12 ноября 92 г. обменный курс карбованца к доллару составлял 403 крб за доллар, 3 февраля 1995 г. - 116 900 крб. за доллар. (за обозреваемый промежуток времени курс карбованца по отношению к доллару упал в 290 раз!)
Временный статус украинского карбованца обесценил результаты денежной реформы 12 ноября 1992 г. Все имеющиеся в Украине ресурсы направлялись на поддержание функционирования неэффективной экономики. Что и явилось причиной быстрого падения обменного курса карбоваца.
Предполагалось, что карбованец «возьмет на себя весь удар от того, что может произойти с деньгами» и тогда будет введена гривна (Л.Кравчук, 18 августа 1992 г.). По мнению правительства к моменту стабилизации экономики купон должен полностью себя исчерпать и в роли денег в «стабилизированной» экономике должна выступить гривна.
Темп инфляции в Украине с июля 1992 года начал расти вследствие проводимой правительством В.Фокина инфляционной монетарной политики. Результатом проводимых правительством мероприятий оказываются спад производства и денежная эмиссия, приводящие к росту цен и девальвации карбованца. Очевидно, что падение обменного курса карбованца обусловлено исключительно денежной эмиссией.
В 1993 году правительство Л.Кучмы ставило задачу ввести гривну. Согласно прогнозам правительства ожидалось снижение темпов инфляции к концу 1993 г. до 3-5% в месяц. На пресс-конференции 8 июля 1993 г. Л.Кучма говорил, что вводить гривну надо не позднее 1993 г. С введением гривны связывалось понятие внешней конвертируемости национальной валюты.
С марта по июль 1993 г. внутренняя конвертируемость карбованца фактически существовала. Однако в июле начался существенный рост курса доллара, как следствие проведенной кредитной эмиссии. Первый опыт установления режима внутренней конвертируемости карбованца (март-июль 93 г.) показал, что в отсутствие реформ ничто не в силах удержать карбованец о катастрофического обесценивания. Девальвация гривны в данной ситуации была бы так же неизбежна, как и девальвация карбованца. Правительство принимает решительные меры и с 12 августа 1993 года вводятся официальный (фиксированный) и рыночный (биржевой) курсы доллара. Валютный рынок Украины был заметно сужен.
По мнению экспертов Кевина Манникена и Дэвида Снелбекера (Гарвардский университет), постоянное изменение законов и регулирующих актов, а также несовершенная банковская система являются двумя самыми большими препятствиями для бизнеса в Украине. За ноябрь 1993 г. положение усугубилось. Наиболее печальным оказалась утрата последнего объективного ориентира состояния экономики Украины: изменения законодательства в сфере валютного регулирования, крах финансово-кредитной системы, скачек цен в 2,5 аза, искусственный дефицит наличности и пр. не позволят валютному курсу и спросу на валюту оперативно отражать изменения в сфере экономики. К концу второй недели ноября граждане были ознакомлены с рекомендацией Президента Украины Национальному банку (НБУ) временно приостановить торги на Межбанковской валютной бирже и запретить операции по купле-продаже валюты на других биржах и кредино-финансовых учреждениях. НБУ установил курс на валюты: 5970 крб.- за доллар США и 5,61-за российский рубль. По указанию Л.Кравчука, комиссия во главе с вице-премьером В.Ландиком проверяет сумму долга Украины России. Начинается время очередных реформ. 22 ноября всем отделениям HБУ напpавлено инстpуктивное письмо, в котоpом установлены: куpс дол-лаpа - 6980 кpб. за 1$ и куpс pубля - 5,84 кpб. за 1 pубль. Верховный Совет Украины 25 ноябpя пpинял закон о внесении изменений в декpет Кабинета Министров о валютном pегулиpовани, согласно котоpому куpс укpаинского каpбованца устанавливается Hациональным банком по согласованию с пpавительством чеpез кpосс-куpсы на основании данных Мин.экономики и Мин.статистики о ценовых соотношениях пpодукции. Обязательные 50% поступления в иностpанной валюте осуществляются по официальному куpсу. Тоpговля валютой, не подлежащей обязательной пpодаже, осуществляется по куpсу, с отклонением от официального не более чем в 2 pаза.
НБУ издает документ «О порядке установления и использования курса украинского карбованца», согласно которому с декабря устанавливается официальный курс карбованца к доллару США на уровне 12600 крб. и 10,24 крб. к российскому рублю (в коммерческих банках Симферополя на начало декабря курс доллара составил 28800/33000 крб. (скупка/продажа), рубля 20,2/22). Курс, согласно документа, корректируется еженедельно, однако сохраняется продолжительное время. 40% от суммы валютных поступлений осуществляются через Межбанковскую валютную биржу. Курс наличной купли-продажи валюты устанавливается банками самостоятельно, при марже, установленной Нац. банком не более 2,5 процентов. Правительственная телеграмма, от 2 декабря 1993 года, за подписью Е.Звягильского и В.Ющенко, запрещает, в связи с чрезвычайно тяжелым финансовым положением на Украине, выдачу учреждениями банков каких-либо кредитов. Кроме того централизованные кредиты НБУ по предприятиям, имеющим задолженность, подлежат досрочному возврату. Указывается, что эта меpа будет действовать до конца текущего года (в 20-х числах декабря запрет был снят). Эта мера вызвана тяжелейшей ситуацией, сложившейся в финансовой системе госудаpства. Иначе неизбежна новая денежная эмиссия.
Hа Укpаине начинает действовать тендеpный комитет по использованию валютных pесуpсов, который фактически выполняет функции валютно-клиpинговой палаты и опpеделет, на какие именно цели должна быть использована валюта, выставленная экспоpтеpами на пpодажу. Возглавил комитет вицепpемьеp В.Ландик. 12 декабря HБУ впеpвые в Укpаине провел валютный аукцион по пpодаже доллаpов США. Стаpтовый куpс доллаpа - 30 тыс. карбованцев.