Денежная реформа в Республике Казахстан

Первый этап: 1992 -конец 1993 гг. Начавшаяся либерализация цен и ненасыщенность внутреннего рынка товарами народного потребления привели к шоковому взлету цен: до 3061% в 1992 г. и 2265% в 1993 г. Вслед за неудер­жимым ростом цен последовала и неконтролируемая денежная эмиссия, осуществлявшаяся сразу двенадцатью центральными банками.

В 1992 г. объем денежной эмиссии в форме наличных денег и прямых кредитов под отрицательный реальный процент увеличился в 17 раз. Денежное предложение концентрировалось в сфере валютных спекуляций и не попадало в производственную сферу. Вымывание капитала из этой сферы привело к со­кращению платежного оборота и обесцениванию оборотных средств предприятий. Плохой менеджмент и неумение управлять активами в условиях высокой инфляции способствовали дальнейшему обострению кризиса неплатежей.

В условиях высокой инфляции отсутствовала заинтересованность предприятий и правительства в сокращении кредиторской задолженности. После "скачка" неплатежей наблюдалось ускорение роста цен, обесценивавшее накопленные долги.

Второй этап начался с момента введения национальной валюты -конец 1993 г. - 1995 г. и характеризуется осуществлением в стране жесткой денежно-кредитной политики, направленной на подавление инфляции путем сокращения денежного предложения. Результатом такой монетарной политики стали: ухуд­шение финансового состояния предприятий, снижение рентабельности, увеличение числа неплатежеспособных предприятий, сокращение масштабов производства.

В 1994 г. Минфин совместно с HDK приступил к выпуску ГКО, до­ходность которых была огромной: в 1994 г. она составила 190,3% (ГКО-3);

в 1995 г. по ГКО-3 доходность равнялась 76,3%, по ГКО-6 - 48,9%. Ре­альная доходность операций на рынке ГКО была намного выше рентабельности выпуска продукции в производственной сфере. К тому же сфере производства были присущи высокие риски, связанные с неопределенностью отношений собственности, сокращением спроса и дальнейшим усугублением неплатежей. Следствием этого явились мощный переток капитала из реального сектора экономики в финансовый, дальнейшая демонетизация реального сектора и платежный кризис. На конец 1994 г. кредиторская задолженность составила 148,7 млрд. тенге (в том числе просроченная - 51,99 млрд. тенге, или 35%), а на конец 1995 г. - 634,9 млрд. тенге (в том числе просроченная - 368,2 млрд. тенге, или 58%).2

УКАЗОМ Президента Республики Казахстан от 12 ноября 1993 г. N 1399 "О введении национальной валюты Республики Казахстан " было положено начало денежной реформы.

Согласно этому указу, «В соответствии со статьей 78 Конституции Республики Казахстан и Постановлением Верховного Совета Республики Казахстан от 29 октября 1993 г. постановляю:

1. Ввести в обращение на территории Республики Казахстан с 08.00 часов (время местное) 15 ноября 1993 г. национальную валюту Республики Казахстан - тенге.

3. Тенге обязательны к приему на территории Республики Казахстан во все виды платежей всеми физическими и юридическими лицами, независимо от форм собственности, а также банками для зачисления во вклады и на счета без всяких ограничений.»

Следующим законодательным актом явился ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН « О денежной системе Республики Казахстан» от 15 декабря 1993г.

Настоящий Закон устанавливает правовые основы и формы ор-ганизации денежного обращения, включающей в себя официальную денежную единицу, порядок чеканки монет и эмиссии денежных зна-ков, организацию и регулирование денежного обращения.

Развитие денежной системы РК происходило на фоне тяжелейшего экономического кризиса, отличительными чертами которого в первую очередь являются инфляция и т. н. «кризис неплатежей».

Специфическая острота кризиса состоит в том, что, во-первых, он оказывает   сдерживающее   воздействие   на  покупательное   развитие национальной экономики; во-вторых, тесно переплетается с бюджетным кризисом, поражая финансовую систему страны; в-третьих, вызывая социальную напряженность в обществе, представляет собой фактор социально-политической дестабилизации. Поэтому на всех уровнях управления необходимо пристальное внимание к изучению и поиску путей решения проблемы неплатежей в республике.

Кризис неплатежей, начавшийся в 1996 г., проходит в условиях макроэкономической стабилизации, прекращения спада производства и роста ВВП. Этот кризис связан с острым дефицитом оборотных средств, со все возрастающим разрывом между сокращающимися доходами предприятий и увеличившимися расходами на производство, снижением ликвидности, удорожанием оборотного капитала и стремлением предприятий перенести на покупателей растущие издержки пользования вынужденным коммерческим кредитом.

Если в начале 90-х гг. преобладающей была задолженность предприятий друг другу, то в настоящий момент просроченные платежи все больше связаны с задолженностью предприятий бюджету. В конце 1997 г. и в 1998 г. в связи с увеличением дисбаланса между доходами и расходами предприятий, а также ограничением использования банковского кредита из-за высоких процентных ставок неплатежи по налогам превращаются не в источник средств, направля­емых на покрытие текущих расходов, а в своеобразный инвестиционный и социальный кредит, функционирующий в условиях неразвитого рынка капиталов, избыточной социальной инфраструктуры, налоговой перегрузки экономики- С 01.01.97 г. по 01.01.99 г. задолженность по платежам в бюджет выросла с 87,4 млрд. тенге до 165,7 млрд. тенге, или на 89,7%, в то время как задолженность по поставкам за товары и услуги за этот же период - на 53,9%. Быстрый рост задолженности предприятий по платежам в бюджет обусловлен не только обострением кризиса ликвидности, но и несбалансированностью отношений между предприятиями и государством в виде чрезмерной налоговой нагрузки на производителей.

Негативная динамика характерна и для показателя, отражающего удельный вес просроченной кредиторской задолженности в ее общей сумме. Так, если на 1 января 1995 г. ее доля составила 35,0%, то на 1 января 1998 г. она увеличилась до 52,0%, в том числе:

в промышленности - с 27,6% до 43.5%;

в сельском хозяйстве - с 44,0% до 86,9%;

строительстве - с 45,9% до 78,2%;

на транспорте наблюдается незначительное уменьшение - с 71,6% до 71,1%.

В 1997-1998 гг. неравновесие доходов и расходов достигло такого уровня, что механизм платежей перестал справляться с его балансированием. Это нашло свое выражение в начавшемся снижении в промышленности нормы доходности (рентабельности): с 15,7% в 1996 г. до 11,3% в 1998 г.

В 1995-1998 гг. цены выросли примерно в 30 раз, а количество наличных и безналичных денег в обращении (М2) увеличилось в 3 раза. Рост денежной массы отставал от роста ВВП. В 1995 г. отношение М2 к ВВП составляло 13%, а в 1998 г. -9,5%, в. 1997 г. - 9,6%. В странах со средним уровнем доходов, к числу которых относится Казахстан, этот показатель составляет в среднем 40%, а в странах с высоким уровнем дохода - свыше 60%.

Критерием неравновесия и недостаточного предложения денег служит и падение ликвидности предприятий. Вытеснение денежных средств из активов предприятий (их доля в оборотных активах предприятий В 1998 г. составила 2,5%, а на 01.10.99 г. - 3.8%) привело к сокращению их платежеспособности.

Увеличение неплатежей расширяет потенциальный спрос на денежные ресурсы, необходимые для восстановления ликвидности предприятий. Проблема дополнительного денежного спроса обостряется в связи с необходимостью погашения задолженности по оплате труда и недоимкам в бюджет. Размер этой задолженности превысил объем денежных ресурсов промышленных предприятий в 1996 г. соответственно в 1,2 и 5 раз.

В результате денежного дефицита в сфере обращения значительных размеров достигли различные "заменители* денег (векселя, налоговые освобождения, товарные кредиты и т. д.) и бартерные операции между предприятиями. При помощи бартера осуществляется взаимный зачет части дебиторской и кредиторской задолженности, поэтому рост неплатежей расширяет сферу бартера, натурального обмена (оплаты приобретаемых товаров встречными поставками продукции).

За годы реформ произошло стремительное разрушение произ­водственного потенциала в большинстве отраслей экономики, прекращение во многих случаях не только их расширенного воспроизводства, но и простого. Общий объем инвестиций в основной капитал за 1991-1996 гг. сократился в 10 раз, результатом этого стало резкое падение объемов производства в отдельных отраслях экономики. Следствием кризиса неплатежей стало расстройство финансовой системы.

Произошло резкое сокращение денежной массы в экономике и уве­личение неденежных форм расчетов:

бартерного обмена, различных денежных суррогатов, необеспеченных векселей, всякого рода талонов и натуральных выплат заработной платы и т. п. Натурализация хозяйства под влиянием жесткой финансово-бюджетной политики сама по себе становится фактором финансового кризиса, так как сокращает объем финансовых ресурсов. Кроме того, в цепочках взаимозачетов исчезают доходы, сокращаются налоговые поступления.

2.2 Современное состояние денежной системы РК

Характеризуя денежную систему Республики Казахстан в целом, можно отметить следующие признаки:

1. Денежная система не основана на деньгах, выступает в качестве денежного товара, могут выпускаться памятные монеты, изготовленные из серебряных, золо­тых и платиновых сплавов.

2. Единственным эмитентом денег является государство, в лице Национально­го Банка, который является единственным эмиссионным центром.

3. Денежная единица - казахстанский тенге - не содержит масштаба цен.

4. Казахстанский тенге является единственным законным платежным средст­вом на территории РК.

Термин «денежное обращение» не имеет устоявшегося значения и иногда им обозначают лишь налично-денежный оборот, дополняя его понятием «безналичные расчеты». Однако в текстах нормативных актов РК категория «денежное обраще­ние» включает в себя движение как наличных, так и безналичных денег.

Основными видами денежного обращения являются:

1) оплата товаров (работ, услуг)

2) платежи в нетоварных операциях

3) выполнение финансовых обязательств Основные формы денежного обращения:

1) движение наличных денег

2) движение безналичных денег

Основные методы регулирования денежного обращения:

установление нормативных актов порядка и правил производства денежных операций

регулирование посредством издания индивидуальною правового акта кон­кретной денежной операции

определение порядка совершения денежной операции соглашением (догово­ром субъектов денежного обязательства)

При бумажно-кредитной денежной системе всеобщим платежным средством являются:

банкноты - разновидность кредитных денег, выпускаемых в обращение в по­рядке ссудных операций и эмиссии (выпуск денег в обращение), другими сло­вами, это вексель на банкира. Основой устойчивости банкноты является золотой запас государства. Те деньги, которые находятся в обращении - это банкноты. Находящиеся в обращении банковые билеты (тенге) отличаются от классиче­ских банкнот тем, что они не размены на золото.

Депозитные деньги - создаются на основе банковских вкладов в системе безна­личных расчетов. Их обращение связано с чеком.

Чеки - письменный приказ владельца счета банку выплатить наличными или перевести на счет подателя чека определенную сумму. Чеки бывают денежные и расчетные.

Кредитные карточки (пластиковые деньги).

Основным платежным инструментом является платежное поручение - предписание обслуживающему банку о перечислении определенной суммы со своего счета. Расчеты могут осуществляться и электронными платежными поручениями.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты