Деятельность милиции по обеспечению прав и свобод граждан

Процесс реализации прав граждан носит достаточно сложный характер и имеет определенную структуру. Совокупность средств, обеспечивающих реализацию права, их применение и действие составляют особый механизм перевода общих предписаний в индивидуальное поведение субъектов права. Под механизмом реализации понимается способ осуществления прав и свобод, то есть особым образом согласованные правомерные положительные действия личности, всех обязанных и иных субъектов права, а также условия и факторы, влияющие на этот процесс. [2]

Особенность реализации конституционных прав и свобод заключается в том, что субъект постоянно должен пользоваться правами и свободами, например, жизнью, здоровьем, свободой, то есть благами, неотъемлемыми от него. Ему, как правило, не надо предпринимать активных усилий по достижению результатов, предусмотренных конституционными правами, поскольку их осуществление выражается в определенном фактическом состоянии субъекта, который непрерывно пользуется благами, в виде прав и свобод и при этом само это пользование прямо не связано с действием или бездействием[3]. Исключение составляют лишь те случаи, когда гражданин вынужден прибегать к защите, например, необходимой обороне. Но в целом, его конституционные права и свободы обеспечиваются специальной деятельностью государства, направленной на охрану и защиту его благ. Эта деятельность направлена на борьбу с правонарушениями, посягающими на различные конституционные прав и свободы граждан. Поэтому реализация конституционных прав граждан проявляется в основном в деятельности государственных органов по их охране и защите от противоправных посягательств и совпадает с ней. В этом как раз и заключается особенность претворения исследуемых прав и свобод.

Необходимо отметить, что потребность в государственно-правовой охране конституционных прав и свобод граждан закономерно вытекает из усложнения характера и структуры экономических отношений, многоукладности экономики, приватизации государственной и общественной собственности, значительного увеличения числа граждан, располагающих различными формами и видами собственности и нуждающихся в ее правовой охране и защите. Возрастание конфликтности и социальных противоречий в общественной жизни, признание ценности и неприкосновенности личности, охраны достоинства граждан и их коммуникаций, с одной стороны, и упразднение ряда ранее существовавших институтов социального контроля, способствовавших реализации прав - с другой, все это факторы, определяющие необходимость усиления значения юридических форм охраны и защиты прав и свобод. Правовая форма охраны конституционных прав и свобод граждан становится реально действующей альтернативой тоталитарным, патерналистским методам этой охраны и защиты, господствовавшим в недавнем прошлом.

Конституция РФ предусматривает целый комплекс правовых норм, определяющий сущность государственно-правовой охраны как института правового государства, представляющей ведущее направление деятельности органов государства. Конституция определяет направления государственно-правовой охраны, основные права и свободы, подлежащие охране, виды соответствующей государственно-правовой деятельности, условия надлежащей организации государственно-правовой деятельности и гарантии законности реализации государственно-правовой охраны. Из конституционных положений, непосредственно определяющих содержание, структуру и формы государственно-правовой охраны конституционных прав и свобод граждан, представляется необходимым выделить следующие.

1. Конституция РФ устанавливает, что права и свободы граждан являются высшей ценностью, а государство обязуется признавать, соблюдать и защищать эти права и свободы (ст.2). Эта норма более подробно раскрывается в других статьях Конституции РФ и в текущем законодательстве России.

Конституционная обязанность государства соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина состоит в создании системы их охраны и защиты, в которую включаются меры по созданию условий реализации прав и свобод, судебные и административные органы, парламентские и президентские структуры, а также четкие юридические процедуры такой охраны и защиты. [4]

2. Конституция РФ закрепляет исключительное право Российской Федерации регулировать права и свободы человека и гражданина, а также прав национальных меньшинств (ст.71). Понятие "регулирование" в данном случае означает, что делом Российской Федерации является определение перечня прав и свобод, их конституционно-правовое закрепление, установление конституционных и иных гарантий, механизмов и процедур их реализации и охраны, ответственности за их нарушение.

Охрана основных прав и свобод есть одновременно и аспект их регулирования. Принятие Российской Федерацией к своему ведению конституционно-правового регулирования в сфере прав и свобод не только подчеркивает приоритет этой сферы, но и обеспечивает единство в подходе к правам и свободам человека и гражданина на всей территории Российской Федерации. В осуществлении функции регулирования прав и свобод прежде всего участвует Федеральное Собрание - Парламент РФ, а также Президент РФ, Правительство РФ и другие органы государственной власти как субъекты законодательной инициативы.

3. Конституция РФ закрепляет положение о Президенте РФ как гаранте прав и свобод человека и гражданина (п.2 ст.80). Выполняя это положение, Президент РФ обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие всех органов государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной), причем как федеральных, так и субъектов РФ.

В соответствии с п.4 ст.78 Конституции РФ Президент РФ осуществляет государственный надзор и контроль за деятельностью органов исполнительной власти, в том числе через аппарат своей Администрации и через своих полномочных представителей в федеральных округах и в субъектах РФ.

Согласно ст.115 Конституции РФ Президент с целью предупреждения нарушений прав и свобод граждан может отменить постановление или распоряжение Правительства РФ в случае его противоречия федеральным законам и указам Президента, или нарушения закона, определяющего права и свободы человека и гражданина. Согласно ст.85 Конституции РФ Президент вправе приостанавливать действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия их Конституции РФ, федеральным законам, международным обязательствам РФ или в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

4. Конституция РФ в гл.5 возлагает некоторые полномочия по осуществлению государственного контроля за деятельностью органов исполнительной власти в сфере прав и свобод человека на законодательные органы государственной власти и, в частности, на палаты Федерального Собрания - Парламента РФ. В соответствии со ст.102, 103 Конституции РФ устанавливается контроль палат Федерального Собрания РФ за исполнением федерального бюджета (контроль за исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета) Правительством РФ и подведомственными ему министерствами и ведомствами. В этих целях создается и действует Счетная палата РФ, которой обе палаты Федерального Собрания РФ дают те или иные поручения.

Кроме того, установлен порядок ответов членов Правительства РФ на вопросы и запросы членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы.

5. Конституция РФ в ст.114 возлагает на Правительство РФ полномочия по осуществлению мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью.

В соответствии со ст.12 Федерального конституционного закона "О Правительстве РФ"[5] на Правительство РФ возлагается полномочие по осуществлению государственного контроля за соблюдением прав и свобод граждан федеральными министерствами и ведомствами. В этой связи Закон уполномочивает Правительство РФ отменять акты федеральных органов исполнительной власти или приостанавливать их действие, применять меры дисциплинарного воздействия вплоть до увольнения к назначаемым Правительством РФ должностным лицам.

В целях охраны прав и свобод человека и гражданина на Министерство внутренних дел РФ как орган исполнительной власти возлагается обеспечение безопасности граждан, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, раскрытие преступлений, охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности (ст. 2 Закона РФ "О милиции") [6].

6. Конституция РФ в ч.4 ст.125 закрепляет полномочия Конституционного Суда РФ, имеющие важное значение для охраны и защиты конституционных прав и свобод личности.

По жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов он правомочен проверять конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке установленном федеральным законом. Проверяется конституционность не любого закона, а только затрагивающего права и свободы. Конституционный Суд вынужден нередко отказывать в рассмотрении поступивших жалоб в связи с их неподведомственностью ему или несоответствием требованиям закона.

7. Конституция РФ в ст.129 закрепляет положение о статусе Прокуратуры РФ как системы государственных органов, осуществляющих надзор за исполнением действующих на территории Российской Федерации законов. Осуществление надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина является самостоятельным направлением надзорной деятельности органов прокуратуры, в ходе которого рассматриваются и проверяются заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод, принимаются меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба.

8. Конституция РФ в ч.1 ст.103 предусматривает введение в нашей стране поста Уполномоченного по правам человека в РФ. По идее новый институт должен гармонично вписываться в действующую систему контроля и надзора, образовать целостный механизм защиты основных прав граждан. Принятие Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в РФ" явилось важной вехой на пути укрепления законности гарантий прав личности в России.

9. Конституция РФ в ст.12 закрепляет основу конструкции российской государственности - местное самоуправление. В соответствии со ст.132 Конституции РФ и ст.15 Закона об общих принципах организации местного самоуправления[7] органы местного самоуправления осуществляют охрану общественного порядка. Это предполагает создание ими на подведомственной территории условий, гарантирующих безопасность личности, беспрепятственную реализацию гражданами конституционных прав и свобод. Важную роль в указанной сфере призвана играть милиция общественной безопасности. В районах, городах, районах городов, т.е. на уровне муниципальных образований она создается и функционирует в качестве структурного звена в составе органов исполнительной власти - отделов (управлений) внутренних дел соответствующего субъекта РФ. То есть, можно сказать, что таким образом осуществляется сочетание государственных и самоуправленческих начал в сфере охраны основных прав и свобод человека и гражданина.

10. Конституция РФ в ст.46 закрепляет право каждого на обращение в суд - право гражданина и человека на правосудие. Этот принцип предполагает, что любой гражданин может обратиться за помощью к судебной власти в случае нарушения его прав должностными лицами и органами исполнительной власти. Конституция РФ выделяет право гражданина, пострадавшего от преступного посягательства, на доступ к правосудию (ст.52).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты