Деятельность милиции по обеспечению прав и свобод граждан

11. Конституция РФ в ст.52 устанавливает охрану законом права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью.

12. Конституция РФ в ст.52 устанавливает полномочия государства по обеспечению доступа к правосудию и компенсации причиненного ущерба.

Таким образом, обобщение конституционно-правовых норм свидетельствует, что структура института государственно-правовой охраны основных прав и свобод человека и гражданина определяет следующее содержание правоохранительной функции государственных органов: а) предупреждения нарушения прав; б) восстановления нарушенного права; в) отмены законодательных и подзаконных нормативных актов в случае их противоречия закону (признания их недействительности); г) возмещения ущерба и морального вреда, причиненного человеку и гражданину; д) решения вопроса об ответственности нарушителя прав человека и гражданина.

Правильная организация государственно-правовой охраны конституционных прав и свобод требует четкого нормативного определения критериев нарушений основных прав и свобод, подлежащих именно государственно-правовой охране, установления хотя бы примерного перечня их признаков.

Только на основе реализации основных прав и свобод человека и гражданина можно проектировать и осуществлять меры по развитию и совершенствованию общества и государства в целом. Вся деятельность государства, в том числе его юридических органов, в первую очередь должна быть обращена к человеку, его интересам, правам и свободам. Юридическое направление охраны конституционных прав и свобод человека и гражданина обладает особым значением, поскольку оно (это обеспечение) должно иметь правовую форму и гарантироваться деятельностью правоохранительных и судебных органов.


2. Теоретические основы государственно-правового механизма охраны конституционных прав и свобод человека и гражданина в российской федерации


Положения Конституции РФ определяют особое место человека, его прав и свобод в системе конституционных отношений, выдвигают защиту его прав в качестве принципа, действующего в обществе и государстве. В соответствии со ст.2 Конституции РФ "человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства". Развитие этого тезиса должно быть подкреплено наличием действенных механизмов реализации, охраны и защиты прав личности.

Гарантированность прав и свобод - это своеобразный внешний механизм ограничения власти, которая всегда стремится к саморасширению и усилению своего присутствия во всех сферах человеческой жизни[8]. В этой связи необходимо создавать новые и совершенствовать уже существующие механизмы правового характера против злоупотребления властью. Охрана и защита прав человека и гражданина неотделимы от всего комплекса их взаимоотношений с властными структурами и в полной мере возможна лишь в контексте принципов правового государства, развивающих и дополняющих друг друга. Эти принципы распространяются на охрану и защиту всей системы конституционных прав и свобод человека и гражданина: личных (гражданских), политических, социально-экономических, культурных[9].

Статья 45 Конституции РФ устанавливает: "Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.

Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом".

То есть процесс обеспечения государством конституционных прав и свобод человека и гражданина состоит в создании условий и предоставлении возможностей государством человеку и гражданину для реализации ими своих основных прав и свобод. Иными словами, государство осуществляет охрану и защиту основных прав и свобод человека и гражданина, помогает им реализовать свои основные права и свободы.

Для реализации конституционных прав и свобод граждан особенно важна обусловленная требованиями режима законности деятельность правоохранительных органов.

Необходимо отметить, что роль отдельных правоохранительных органов в решении вопросов обеспечения основных прав и свобод граждан далеко не одинакова. Это объясняется различием функций, компетенции, ведомственной принадлежности, форм, методов, условий работы, а также сил и средств, которыми эти органы располагают. Анализ названных факторов позволяет сделать вывод о том, что основную нагрузку в решении, правоохранительных задач несут органы правосудия, прокуратуры и внутренних дел, милицию.

Деятельность правоохранительных органов строго регламентирована соответствующими правовыми документами, неукоснительное следование которым является важной гарантией выполнения возложенных на них задач в сфере обеспечения стабильности правопорядка, охраны основных прав и свобод граждан. В основе правового регулирования компетенции правоохранительных органов лежат принципиальные требования Конституции РФ. Так, Конституция РФ возлагает на Генерального прокурора РФ и подчиненных ему прокуроров осуществление надзора за точным и единообразным исполнением законов всеми государственными органами, общественными организациями, должностными лицами и гражданами, на милицию - обеспечение безопасности личности.

Конституционным основанием для организации и деятельности Министерства внутренних дел, которому подчинена милиция служит отнесение Основным Законом к компетенции Правительства РФ осуществление мер "по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью" (ст.114 п.1 "е" Конституции РФ). Естественно, успешное решение данного круга вопросов возможно только при наличии специального отраслевого органа государственного управления, каким и является МВД России.

Правоохранительные органы тесно взаимодействуют между собой, и в то же время специализируются на решении конкретных задач. Это позволяет избежать дублирования, параллелизма в решении вопросов, связанных с обеспечением законности, и в частности конституционных прав и свобод. Дополняя друг друга, правоохранительные органы образуют стройную систему, выступающую ядром организационного обеспечения реализации конституционных прав и свобод.

В рамках этой системы весьма большой объем работы выполняют органы внутренних дел и милиция. Это обусловлено, прежде всего, широтой их полномочий, позволяющей им активно, посредством разнообразных методов, в самых различных формах участвовать в обеспечении конституционных прав и свобод граждан.

В то же время предмет участия других правоохранительных органов в обеспечении конституционных прав и свобод граждан носит менее распространенный характер, что связано с особенностями реализуемых ими задач. Так, судебная форма обеспечения прав и свобод является "главной и высшей формой юрисдикционной деятельности" и, естественно, не может быть распространена на все случаи, связанные с нарушением конституционных прав и свобод. Предоставление Конституцией РФ и принятого на ее основе Закона о праве граждан на обжалование в судебном порядке действий должностных лиц, совершенных с нарушением закона, с превышением полномочий, ущемляющих права граждан, не должно означать ограничение административной юрисдикции. [10] Анализ деятельности органов внутренних дел показывает, что большинство вопросов, связанных с защитой и восстановлением, в случае нарушения конституционных прав и свобод граждан решается внесудебным порядком. Практика также свидетельствует, что граждане предпочитают прежде всего обращаться именно к этому порядку рассмотрения возникающих у них жалоб, ибо он, как правило, обеспечивает более быстрое решение вопросов, чем процедура судопроизводства.

Представляется, что судебный порядок должен распространяться не на все категории дел, связанных с незаконными действиями должностных лиц, ущемляющих права граждан, а только на ту часть, когда гражданин остается неудовлетворенным решением по его жалобе, которое вынесено во внесудебном порядке. Другими словами, судебный порядок является высшей формой рассмотрения жалоб граждан, связанных с нарушением субъективных прав. И ему, как правило, должно предшествовать внесудебное решение данных вопросов. Это, несомненно, потребует повышения ответственности органов внутренних дел за своевременное, полное и справедливое рассмотрение жалоб граждан.

Следовательно, в функции многих государственных органов входят охрана и защита конституционных прав и свобод личности. Эти действия они обязаны осуществлять как по собственной инициативе, так и по требованию гражданина, который наделен правом самостоятельно осуществлять защиту нарушенных основных прав и свобод.

В сочетании с правовыми принципами, средствами, процедурами, формами и методами деятельности, предназначенными для реализации основных прав и свобод человека и гражданина, их охраны и защиты система государственных органов образует государственно-правовой механизм охраны прав и свобод человека и гражданина.

Нормативно-правовая основа государственной охраны основных прав и свобод человека и гражданина имеет сложную структуру, включающую в себя самые различные по характеру, содержанию и назначению акты, с помощью которых регулируются разнообразные общественные отношения. В этом и состоит главная особенность правового обеспечения охраны основных прав и свобод граждан. Именно поэтому право прав человека и гражданина не представляет собой специальной отрасли в системе права, а есть система, совокупность сложившихся правовых норм в виде определенной основы (конституционно-правовых, административно-правовых, уголовно-правовых уголовно-процессуальных, гражданско-правовых, финансовых и др.), регулирующей определенные общественные отношения в сфере охраны основных прав и свобод граждан. Нормы права обеспечивают условия правомерного поведения. Чтобы добиться осуществления охраны основных прав и свобод граждан, т.е. предупредительного воздействия на субъекты, допускающих нарушения основных прав и свобод, необходимо регулирование общественных отношений в этой сфере. С помощью норм права достигается также организующее воздействие на процессы реализации, соблюдение основных прав и свобод, создаются необходимые материальные условия для обеспечения их охраны. Иными словами, нормы права лежат в основе предупреждения нарушений основных прав и свобод граждан и его организации, она определяет перспективы их развития и совершенствования. Эту основу можно разделить на три уровня: федеральный, региональный и местный. В то же время каждый из перечисленных уровней также "расслаивается" на подуровни, образуемые актами различной юридической силы.

Ядро правовой основы охраны основных прав и свобод составляет Конституция Российской Федерации, которая в свою очередь открывает первый уровень многоуровневой конструкции федерального законодательства. Второй уровень законодательства - федеральные конституционные и федеральные законы. Далее в федеральный уровень основы включаются указы Президента РФ, постановления Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, решения Конституционного Суда РФ, других федеральных судов, решения Генеральной Прокуратуры РФ и многочисленные нормативно-правовые акты большой группы других федеральных органов государственной власти, в том числе и нормативно-правовые акты органов внутренних дел.

Региональный уровень нормативно-правовой основы формируют три подуровня. Первый образуют конституции республик и уставы иных субъектов Российской Федерации, определяющие параметры правового регулирования субъектов Российской Федерации в области реализации прав и свобод граждан. Второй подуровень регионального уровня составляют законы республик, краев, областей, автономных образований, городов федерального значения в сфере охраны основных прав человека, конкретизирующие федеральные конституционные нормы в определенной "фазе общественных отношений в целях их практического осуществления". Третий подуровень образуют нормативно-правовые акты, принятые органами государственной власти этих субъектов Российской Федерации: указы президентов республик, распоряжения глав администраций субъектов Российской Федерации (например, губернаторов), постановления законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации (законодательных собраний), решения конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты