Стандарты предприятий устанавливают требования на конкретные туристские услуги, включая условия обслуживания, организацию управления производством, техническое оснащение, технологические процессы и методы, применяемые только на данном предприятии.
Основными видами стандартов в сфере услуг являются:
- основополагающие стандарты;
- стандарты на услуги;
- стандарты на процессы (технологические, обеспечивающие, организации, управления);
стандарты на методы контроля.
Нормативные требования к средствам размещения в Российской Федерации определены Положением о государственной системе классификации гостиниц и других средств размещения, утвержденным Министерством экономического развития и торговли 21 июня 2003г.
К нормативным документам, наиболее часто используемым в туристской практике, относятся:
- ГОСТ 28681.0-90 "Стандартизация в сфере туристско-экскурсионного обслуживания. Основные положения";
- ГОСТ Р 50646-94 "Услуги населению. Термины и определения";
- ГОСТ Р 50644-94 "Туристско-экскурсионное обслуживание. Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов";
- ГОСТ Р 51185-98 "Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования";
- ГОСТ Р 50690-2000 " Туристские услуги. Общие требования";
- ГОСТ Р 50681-94 "Туристско-экскурсионное обслуживание. Проектирование туристских услуг";
- ГОСТ 50460-92 "Знак соответствия при обязательной сертификации. Форма, размеры и технические требования".
Прежде чем приступить к процедуре стандартизации, необходимо точно установить, относится ли услуга к группе, для которой разработан данный стандарт. Это осуществляется на основании документов, осуществляющих классификацию видов деятельности.
Основным стандартом, используемым при обязательной сертификации туристских услуг и предназначенным для предприятий всех организационно-правовых форм и отдельных предпринимателей, оказывающих туристские услуги населению, является ГОСТ Р 50644-94 "Туристско-экскурсионное обслуживание. Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов".
Важным элементом системы государственного регулирования туризма, обеспечения безопасности услуг и наиболее признанным в мире способом независимого подтверждения их соответствия установленным требованиям является сертификация.
Сертификация продукции – процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя и потребителя организация удостоверяет в письменной форме, что продукция соответствует установленным требованиям.
Сертификация осуществляется в целях:
- создания условий для деятельности предприятий, учреждений, организаций и предпринимателей на едином товарном рынке, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле;
- содействия потребителям в компетентном выборе продукции;
- защиты потребителя от недобросовестного изготовителя;
- контроля безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;
- подтверждения показателей качества продукции, заявленных изготовителем.
Сертификация может быть как обязательной, так и добровольной.
Обязательная сертификация осуществляется на основании законов и законодательных положений и обеспечивает доказательство соответствия услуг гостеприимства требованиям технических регламентов, обязательным требованиям стандартов. Обязательные требования относятся к безопасности, охране здоровья людей и окружающей среды.
Объектами обязательной сертификации являются туристские услуги и услуги средств размещения, оказываемые организациями независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности.
При обязательной сертификации должны проверяться характеристики услуг, условий обслуживания и использоваться методы проверок, позволяющие провести идентификацию услуги, в том числе проверить ее принадлежность к классификационной группировке, соответствие техническим документам, а также требованиям безопасности, установленным в нормативных документах.
Добровольная сертификация проводится по инициативе юридических или физических лиц на договорных условиях между заявителем и органом по сертификации в системах добровольной сертификации.
Добровольная сертификация услуг не может заменить их обязательную сертификацию.
На основании Правил сертификации работ и услуг орган по сертификации услуг разрабатывает Порядок проведения сертификации туристских услуг и услуг средств размещения, который утверждает руководитель органа.
Порядок сертификации включает:
- подачу заявки;
- рассмотрение и принятие решения по заявке;
- оценку соответствия услуг установленным требованиям;
- принятие решения о выдаче сертификата;
- выдачу сертификата и лицензии на применение знака соответствия;
- инспекционный контроль сертифицированных услуг.
Глава II. Анализ и оценка деятельности предприятия.
2.1. Амортизация производственного фонда предприятия.
Амортизация – это денежное возмещение износа основных фондов путем включения части их стоимости в затраты (себестоимость на выпуск продукции и услуг). Отчисления, которые предназначаются для возмещения выбывающих (изнашиваемых) основных фондов, называются амортизационными отчислениями.
Размер амортизационных отчислений напрямую зависит от нормы амортизации, которая устанавливается нормативно-правовыми документами.
Норма амортизации представляет собой отношение годовой суммы амортизации к балансовой среднегодовой стоимости основных фондов. Посредством нормы амортизации можно регулировать скорость оборота основных фондов; таким образом, она является важным элементом государственной и внутрифирменной политики.
Норма амортизации определяет, какую часть от среднегодовой стоимости основных фондов нужно перенести на себестоимость продукции в данном году. Норма амортизации (в процентах) определяется соотношением балансовой (первоначальной) стоимости основных фондов минус ликвидационная стоимость основных фондов к нормативному сроку службы основных фондов, умноженное на 100%.
Общая сумма амортизационных отчислений, которая переносится на себестоимость готовой продукции, определяется как разность между балансовой стоимостью основных фондов и их ликвидационной стоимостью, причем к балансовой стоимости добавляются все затраты на модернизацию и реконструкцию данного основного средства за весь амортизационный период.
Поскольку за время использования основных фондов в производственном процессе они подвергаются различным формам износа, то и расчет амортизационных отчислений тоже должен соответствовать данным воздействиям.
Износ основных производственных фондов бывает трех видов:
1. Физический износ – это утрата потребительской стоимости. Степень физического износа зависит от:
- времени эксплуатации;
- от интенсивности использования;
- от условий использования;
- от квалификации персонала, и т.д.
Различают полный износ и частичный. При полном износе – основные производственные фонды ликвидируются и меняются на новые. При частичном - физический износ равен:
Тф
Кизн. = × 100%,
Тн
где, Тф – фактический срок службы;
Тн – время, нормированный срок службы.
2. Моральный износ – это несоответствие основных производственных фондов их современным требованиям. Он бывает двух видов:
- связан с сокращением затрат (удешевлением);
- с внедрением новых, более производительных машин.
И первый, и второй вид морального износа связан с научно-техническим прогрессом.
3. Экономический износ или амортизация основных производственных фондов.
Есть разные методы расчета амортизации:
1 - линейный (равномерный) метод;
2 - ускоренный метод:
- равномерно;
- неравномерно;
3 – Замедленный метод.
При формировании экономической стратегии предприятий индустрии туризма амортизационную политику необходимо проводить очень грамотно. Это позволит предприятию производить конкурентоспособную по цене продукцию (услугу), ускорить темпы накопления капитала и своевременно осуществить реконструкцию и модернизацию основных производственных фондов.
Для определения нормы амортизации с 1 января 2002 г. действует положение, согласно которому по срокам полезного использования все имущество делится на 10 групп:
1. от 1 года до 3 лет;
2. от 3 лет до 5 лет;
3. от 5 лет до 7 лет;
4. от 7 лет до 10 лет;
5. от 10 лет до 15 лет;
6. от 15 лет до 20 лет;
7. от 20 лет до 25 лет;
8. от 25 лет до 30 лет;
9. от 30 лет до 35 лет;
10. от 35 лет и выше.
Для поддержки малого предпринимательства законодательно разрешено списание на амортизацию до 50 % первоначальной стоимости основных производственных фондов со сроком службы более 3-х лет.
1) Рассчитаем амортизационные отчисления для основных фондов с нормативным сроком службы 10 лет.
№ п/п |
Наименование |
Балансовая стоимость, руб. |
1. 2. 3. 4. |
Автомобиль Сейф Холодильник Люстра |
300.000 24.000 39.500 40.250 |
|
Итого: |
403.750 |
а = ( 1/Тп) × 100% = (1/10) × 100% = 10%
а × Фср 10 × 403.750
Ар = = = 40.375 руб.
100% 100%
2) Рассчитаем амортизационные отчисления для основных фондов с нормативным сроком службы 8 лет.
№ п/п |
Наименование |
Балансовая стоимость, руб. |
1. 2. 3. 4. |
Офисная мебель Сантехника Ванна Кондиционер |
54.600 100.000 40.000 66.500 |
|
Итого: |
261.100 |
а = ( 1/Тп) × 100% = (1/8) × 100% = 12,5%
а × Фср 12,5 × 261.100
Ар = = = 32.637,5 руб.
100% 100%
3) Рассчитаем амортизационные отчисления для основных фондов и оборотных средств с нормативным сроком службы 5 лет.
№ п/п |
Наименование |
Балансовая стоимость, руб. |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. |
КомпьютерТелевизор + DVD Подставка под телевизор Столик журнальный Диван Кровать Тумбочка Столы СтульяШкафы Кресло Пылесос Телефон Декорация |
70.000 107.250 10.750 8.040 36.000 44.700 12.560 20.150 16.860 92.700 3.900 9.200 10.500 38.450 |
|
Итого: |
481.060 |