Таким образом, договор контрактации в отношении той продукции, которая заготовляется при его посредстве, является либо единственным, либо основным методом заготовки.
По договору же государственной закупки заготавливаются излишки тех сельскохозяйственных культур, которые прежде всего сдаются государству в порядке обязательных поставок (зерно, продукция животноводства, картофель, овощи и др.) или по договору контрактации.
В силу того, что по договору государственной закупки сдается продукция дополнительно к той, которая заготовляется по обязательным поставкам или по договору контрактации, условия ее сдачи являются гораздо более льготными.
б) По договору контрактации устанавливаются обязательства сторон в связи с осуществлением производственной деятельности колхоза, тогда как по договору государственной закупки подобные обязательства не имеют места.
в) Договор контрактации регулирует внутрихозяйственные отношения, возникающие в связи с выращиванием законтрактованных культур и распределением денежных средств, а также товаров, полученных в порядке встречной продажи за сданную продукцию. Договор государственной закупки таких отношений не затрагивает.
Договор контрактации в тридцатые годы в советской юридической литературе иногда сближали с договором запродажи и с договором подряда.
Из определения договора и его характеристики очевидно, что ни то, ни другое сопоставление не является правильным.
Договор контрактации не может быть отнесен к договору запродажи, который является предварительным договором на заключение в будущем сделки купли-продажи, во-первых, потому, что договор контрактации, как показано выше, нельзя сводить к торговой сделке и, во-вторых, потому, что договор контрактации является не предварительной сделкой о заключении в будущем договора купли-продажи выращенной сельскохозяйственной продукции, а включает в себя соглашение о купле-продаже этой продукции, о чем свидетельствует установление договором контрактации всех существенных условий сделки (предмет, цена, срок), а также выдача авансов.
Передача по договору контрактации технического сырья государству и встречное предоставление продуктов и промышленных товаров не может быть рассмотрено также, как договор мены, так как в обоих случаях передача происходит в товарно-денежной форме, путем оплаты передаваемой продукции.
Неправильно также сближение договора контрактации с договором подряда; заготовительный орган не может быть приравнен к заказчику по договору подряда уже в силу того, что он известным образом сам принимает участие в производственном процессе. Таким образом, договор контрактации — есть особый договор, устанавливающий как торговую, так и производственную смычку между колхозным крестьянством и государственной промышленностью и внедряющий плановое начало в сельскохозяйственное производство и сбыт сельскохозяйственной продукции. На это впервые в советской юридической литературе было указано М. С. Липецкером[8].
После освещения особенностей договора контрактации, его отличия от схожих договоров, хотелось бы вернуться к вопросу о природе данного договора. Выше уже отмечалось, что рассматриваемый институт Гражданского права вызывает споры и имеются негативные мнения по его поводу , в том числе некоторые специалисты считают контрактацию отжившей свой век. Попытаюсь рассмотреть этот вопрос несколько подробней.
Ранее контрактация связывалась с выполнением государственного плана закупки сельскохозяйственной продукции , который носил обязательный характер для обеих сторон договора. На сегодняшний день ситуация коренным образом изменилась - уже не существует планов такого рода. К сказанному можно добавить, что отношения по данному виду договора связаны с продажей продукции, которая может принимать форму поставки, если момент заключения и исполнения договора разорваны во времени. Если же этого промежутка во времени нет - имеет смысл говорить о купле - продаже , когда закупается наличная сельскохозяйственная продукция. Следует заметить , что даже законодатели уделяют весьма скромное место (в том числе и по объему Контрактации в Гражданском Кодексе - пять статей, что значительно отличается от подробности регулирования отношений в других институтах Гражданского права. На ту ситуацию, что этот договор заключается довольно редко, указывает тот факт, что в настоящее время не принимаются акты, конкретизирующие порядок заключения, исполнения договора , разъясняющие его особенности потенциальным субъектам.
Из всего вышеуказанного можно сделать вывод , что договором контрактации оформляются закупки сельскохозяйственной продукции для государственных нужд, в основном же действуют договоры поставки или купли - продажи , которые более соответствуют духу времени и общим правовым принципам.
1.3. Стороны договора контрактации
Стороны в договоре — производитель сельскохозяйственной продукции и заготовитель. Обе стороны, как правило, предприниматели, за исключением случаев, когда стороной в договоре является государственный орган. Производителями сельскохозяйственной продукции могут выступать юридические лица — коммерческие организации, сфера деятельности которых — сельское хозяйство (птицефабрики, животноводческие комплексы, колхозы и др.), крестьянские (фермерские) хозяйства и другие землевладельцы и землепользователи, являющиеся предпринимателями в сфере сельскохозяйственного производства (независимо от формы собственности). Заготовителями могут быть как коммерческие организации, так и физические лица — предприниматели, осуществляющие последующую продажу или переработку сельскохозяйственной продукции (маслозаводы, молококомбинаты, сахарные заводы, прядильные и ткацкие фабрики, торговые организации и т.п.), а также государственные органы.
За последнее время значительно возрос удельный вес организаций торговли и предприятий общественного питания, которые непосредственно заключают договоры контрактации с хозяйствами, расположенными в пригородных зонах.
Права и обязанности несут обе стороны.
Производитель сельскохозяйственной продукции обязан:
1) передать контрактанту обусловленное договором количество продукции в установленном ассортименте и определенного качества.
Количество, качество и ассортимент сельскохозяйственной продукции определяется сторонами в договорах. Контрагенты вправе по взаимному соглашению изменять в процессе исполнения договора ассортимент закупаемой продукции. Качество продуктов должно соответствовать стандартам, техническим условиям или установленным кондициям. Лишь в исключительных случаях по выдаваемым в установленном порядке разрешениям допускается сдача продукции, не соответствующей требованиям стандартов, технических условий и т.п.;
2) сдать продукцию в установленные договором сроки. Если стороны согласовали график доставки, продукция должна быть сдана в соответствии с графиком- По согласованию с заготовителем производитель вправе сдать продукцию досрочно.
Вывоз сельскохозяйственной продукции возлагается на контрактанта, если иное не предусмотрено договором контрактации;
3) представить заготовителю по его требованию отчет об использовании полученных финансовых и материальных средств.
Заготовитель (контрактант) обязан:
1) предоставить производителю сельскохозяйственной продукции в соответствии с достигнутой договоренностью финансовые и материальные средства, оказать техническое содействие для осуществления производства сельскохозяйственной продукции;
2)принять сельскохозяйственную продукцию по месту нахождения производителя сельскохозяйственной продукции и обеспечить ее вывоз, если договором не предусмотрено иное. Стороны могут договориться о приемке заготовителем (контрактантом) на установленных в договоре условиях всей сельскохозяйственной продукции, произведенной производителем
Для принятия сельскохозяйственной продукции установлены предельные сроки приемки;
3) оплатить принятую сельскохозяйственную продукцию. Оплата осуществляется в зависимости от достигнутой договоренности.
Кроме того, стороны могут договориться о том, что заготовитель, осуществляющий переработку сельскохозяйственной продукции, обязан возвращать ее производителю отходы от переработки этой продукции с оплатой по цене, определенной договором контрактации.
2. Порядок заключения, изменения , расторжения договора контрактации
2.1. Заключение и существенные условия договора контрактации
Обеспечение интересов общества , а также и интересов государства требует правового регулирования отношений по договору контрактации. В свете изменений политики государства в сфере экономики , смены приоритетов и повышения роли ранее не существовавших или практически бесправных субъектов Гражданского права, контрактация не обладает большой сферой применения вследствие своего специфического характера , но все-таки нельзя говорить о полном отмирании этого института , а следовательно, акты, регулирующие отношения по контрактации , должны быть упорядочены и приведены во взаимное соответствие - к сожалению, на сей день ситуация такова, что в законодательстве существуют некоторые противоречия. Эта несогласованность норм часто и ощутимо мешает реализации прав субъектов правовых отношений, тормозя нормальное развитие экономических связей . Учитывая факт, что договор контрактации в основном связан с государством , важно сделать замечание по поводу понятия « государственные нужды « : это потребности федерации, а также ее субъектов в сельскохозяйственной продукции, сырье и продовольствии.
Переходя конкретно к вопросу заключения договора , следует отметить , что "договор считается заключенным , если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме , достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора". Применительно к договору контрактации, к этим существенным условиям относится ; наименование, ассортимент, количество, цена, общая сумма договора, тара, упаковка, порядок расчетов, адреса сторон, ответственность и т.д.. К этому можно добавить, что поставляемая по государственному контракту продукция должна соответствовать обязательным требованиям государственного стандарта и особым условиям, установленным контрактом. Обязательными также являются требования к качеству и взаимозаменяемости продукции.
Далее я хотела бы рассмотреть наиболее важные из существенных условий договора:
1. Количество и ассортимент определяется соглашением сторон.
2. Качество продукции должно соответствовать требованиям стандартов, правилам ветеринарного и санитарного надзора. Это соответствие должно быть удостоверено соответствующими определенными документами. Меры такого порядка служат целям обеспечения безопасности жизни и здоровья людей, охраны окружающей среды.
3. Цены. Закупаемая по договору контрактации сельскохозяйственная продукция оплачивается по свободным рыночным ценам . Правительство Республики Беларусь ежегодно устанавливает гарантированный уровень закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию, сырье, продовольствие, требующихся для государственных нужд и определяет квоты для поставщиков ( товаропроизводителей ) на закупку сельскохозяйственной продукции, сырья, продовольствия по гарантированным ценам (но это только минимум, но очень часто заготовители отказываются заключать договор по более высокой цене).
Исполнение договора должно осуществляться по ценам, существующим на момент его заключения; ни одна из сторон не может впоследствии расторгнуть договор на основании несогласия с урегулированной и установленной ранее ценой.
4. Формы расчетов. Условия о расчетах являются одним из самых значительных и важных для договора контрактации. Судя по практике, самое большое количество претензий и исков имеет место в связи с неисполнением обязательств по договору, связанных именно с неисполнением или ненадлежащим исполнением условий по расчетам за товар.