Договор контрактации

Для реализации программ закупок и поставок сельскохозяйственной продукции была специально создана федеральная контрактная система. Эту систему условно можно разделить как бы на две части:

1) Органы, которые призваны всячески содействовать заключению договоров контрактации , а также определять государственных заказчиков.

деятельность юридических и физических лиц в области пользования племенной продукцией осуществляется по лицензии. Эти лицензии выдаются соответствующими государственными органами, а именно Племенной службой России.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что стороной в договоре контрактации являются юридические и физические лица при наличии у них соответствующей лицензии. Но чаще всего контрактантом по рассматриваемому договору являются специально созданные для этого федеральные корпорации.

Приведу примеры: для закупки любой продукции и товаров создано Акционерное общество « Росконтракт «, для закупки исключительно зерна, продуктов зернопереработки, хлебопродуктов - Акционерное общество « Росхлебпродукт «.

Также контрактантом может выступать Федеральная продовольственная корпорация, созданная при Министерстве сельского хозяйства и продовольствия РБ Постановлением Правительства РБ от 3 октября 1994 г. №1121 «О создании федеральной продовольственной корпорации и системы органов продовольственного рынка «. По своим функциям она схожа с « Росхлебпродуктом «, но ее деятельность шире, так как она создана для закупки всей сельскохозяйственной продукции, а не только зерна и хлебопродуктов.

Основные обязанности заготовителей по договору контрактации :

1) Своевременная приемка продукции по месту ее нахождения, если иное не предусмотрено договором, и обеспечение ее вывоза (ст.536 ГК РБ).

2) Оплата продукции.

3) В соответствии с ст. 495 ГК РБ , государственный заказчик вправе полностью или частично отказаться от товаров, поставка которых предусмотрена государственным контрактом, но лишь при условии возмещения поставщику убытков , принесенных ему таким образом. Убытки при этом возмещаются Гражданскрму Кодексу РБ, если иное не установлено договором.

4) Обязанность возвратить тару и средства пакетирования (ст. 517 ГК РБ).

5) Обязанность проверки количества и качества получаемого товара (ст. 513 ГК РБ). 6) Обязанность произвести расчеты в установленной договором форме. Говоря о расчетах, я отметила, что чаще всего по договорам контрактации они производятся в форме инкассо, однако, действующий ГК РБ устанавливает, что если в договоре порядок расчето не определен, то расчеты производятся посредством платежных поручений.

Существуют и иные обязанности, предусмотренные по отношению заготовителей.

2. Поставщики (товаропроизводители) В роли поставщиков могут выступать:

а) Любые сельскохозяйственные предприятия, непосредственно производящие сельскохозяйственную продукцию.

б) Крестьянские (фермерские) хозяйства.

Основные обязанности поставщиков:

1) Обязанность передать продукцию заготовителю в количестве и ассортименте, предусмотренных договором ( ст. 507 ГК РБ )

2) Доставка продукции , если это предусмотрено договором контрактации ( ст. 506 ГК РБ ).

3) Хозяйство обязано предоставить контрактанту необходимую сопровождающую документацию в полном объеме.

4) Днем исполнения хозяйством обязательства считается дата составления приемного документа при сдаче продукции в хозяйстве, или на приемосдаточном пункте заготовителя, а при отгрузке - день сдачи продукции органам транспорта.


ИЗМЕНЕНИЕ И РАСТОРЖЕНИЕ ДОГОВОРА КОНТРАКТАЦИИ


Порядок изменения и расторжения любого договора установлен главой 29 ГК РБ. По взаимному согласию сторон ими составляется дополнительное соглашение в той же форме, что был заключен договор. Регулируются также случаи одностороннего расторжения договора, конкретизирующая общие положения, предусматривают отказ от исполнения договора поставки товара. К договору контрактации применяются правила поставки, так как ст. 505 ГК РБ распространяет действие правил о поставке на отношения, не урегулированные нормами параграфа, посвященного контрактации.

Односторонний отказ или изменение договора контрактации допускается в случае существенного нарушения договора одной из заключивших его сторон.

Под существенными нарушениями договора ст. 421 ГК РБ понимает такое нарушение, которое влечет для другой стороны такой ущерб, вследствие которого эта сторона в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

В соответствии с ст. 488 ГК РБ нарушение договора поставки поставщиком считаются существенными, если :

- он поставил продукцию ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;

- им неоднократно нарушались сроки поставки.

Исходя из вышеназванной статьи ГК РБ , нарушение договора поставки покупателем считается существенным в следующих случаях:

- при неоднократном нарушении сроков оплаты товаров;

- при неоднократной невыборке товаров.

Договор поставки, а следовательно, и договор контрактации , считается измененным или расторгнутым с момента получения одной стороной уведомления другой стороны об одностороннем отказе от исполнения договора полностью или частично , если иной срок расторжения или изменения договора не предусмотрен в уведомлении либо не определен соглашением сторон.

Замечу, что по Положению о поставках продукции и товаров , сторона, которая получила предложение об изменении или расторжении договора, либо о продлении срока его действия, обязана дать по этому поводу ответ не позднее 10 дней после получения предложения. При недостижении соглашения по проблеме расторжения , изменения договора , спор разрешается судом , в том числе и третейским

В случае расторжения договора сторона - инициатор этого действия должна сделать другой стороне предупреждение не позднее, чем за 1 месяц.






Ответственность сторон договора; порядок рассмотрения споров, возникших по договору контрактации.


Перед тем, как непосредственно перейти к анализу видов ответственности по договору контрактации, необходимо остановиться на порядке рассмотрения споров, связанных с неисполнением или ненадлежащим исполнением договора, тем более, что в регулировании этой проблемы появились новшества.

Заинтересованное лицо вправе обращаться в арбитражный суд за защитой своих прав и законных интересов непосредственно, минуя сложный и длительный процесс претензионного порядка. Надо отметить, что это большой шаг вперед законодательства, имеющий особенно важное значение для предпринимателей . Но все же закон может устанавливать для определенной категории споров обязательный претензионный ( досудебный ) порядок, либо такая процедура разрешени споров может быть предусмотрена по согласованию сторон в договоре. На практике, как ни странно, в договорах контрактации стороны устанавливают чаще всего именно менее удобный претензионный порядок урегулирования споров; вероятно, объяснением этому служит пока еще весьма низкий уровень правовой культуры.

Претензионный порядок предусматривает, что претензия включает в себя следующие положения:

а) Обстоятельства, на которых основываются требования, а также доказательства, их подтверждающие.

Например, если поставщик не произвел поставку продукции, своевременно оплаченную покупателем, покупателю следует ссылаться на пункты договора, устанавливающие порядок и сроки поставки, на платежные документы, на факты, которые могут доказать то, что товар не получен, и т.п.

б) Требования заявителя (о поставке товара, о выплате штрафов, пени, неустойки и т.п.).

в) Сумма претензии и ее расчет (обычно оформляется как приложени к претензии).

г) Ссылка на законодательство, нормы права, в соответствии с которыми заявляемые требования являются законными.

д) Перечень прилагаемых к претензии документов (опии платежных поручений, выписок банка по счету, кредитного договора ). Копии должны быть скреплены подписями и печатями заявителя.

Возможно предъявление претензии посредством заказного или ценног письма; можно переправить ее телеграфом, вручить под расписку.

Представитель ответчика, если он принимает претензию, должен расписаться и поставить дату получения претензии с приложениями. Составляется два экземпляра надлежащих документов. Если в течение 3 дней с даты вручения претензии стороне от нее не получен ответ, либо получен неудовлетворительный ответ, заявитель получает право обращения с иском в арбитражный суд.

К иску прилагается экземпляр претензии с отметкой ответчика о получении, почтовая квитанция или иной документ, подтверждающий факт, что претензия была надлежащим образом направлена.

Далее решающую роль играет арбитражный суд, но в процессе его работы возникает масса проблем: к примеру, в настоящее время часто происходит откладывание судебных разбирательств, иногда на целый месяц, по самым разнообразным причинам, от болезни судьи до необходимости сбора дополнительных доказательств.


Замена претензионного порядка более простой процедурой необходима, так как она ведет к значительной экономии времени и денег, что очень важно в условиях инфляции. Новый порядок рассмотрения споров является дополнительной гарантией защиты прав сторон договора. Новшеством и одновременно гарантией прав является положение, разрешающее рассмотрение спора третейским судом (по взаимному согласию сторон ). Это нововведение способствует компромиссному решению сторонами спорных вопросов.

Помимо судов споры могут решать некоторые несудебные органы. Например, спорные вопросы по качеству зерна могут решаться с помощь Государственной хлебной инспекции по месту приемки зерна.

Теперь я хотел бы перейти непосредственно к ответственности сторон по договору контрактации.

1. Ответственность государственного заказчика (контрактанта, заготовителя ):

а) При неисполнении или ненадлежащем исполнении Правительством РБ или органами исполнительной власти субъектов РБ гарантий по выделению государственным заказчикам финансовых средств.

Вызванные этим убытки возмещаются поставщикам (хозяйствам) и покупателям из средств сельскохозяйственных бюджетов.

б) По общему правилу сторона, не исполнившая или ненадлежаще исполнившая обязательство, возмещает другой стороне причиненные убытки в порядке, предусмотренном в договоре, регулирующей порядок возмещения убытков.

в) Если государственный заказчик полностью или частично отказывается от закупки сельскохозяйственной продукции по договору контрактации, то он возмещает убытки в полном объеме, если иное не предусмотрено в договоре .

г) За несвоевременную оплату закупленной и поставленной сельскохозяйственной продукции для государственных нужд, покупатель уплачивает пени в размере 2% от суммы несвоевременно оплаченной продукции за каждый день просрочки. А при просрочке более 30 дней в размере 3%. Пеня взыскивается в безакцептном порядке банками покупателя продукции с взиманием в свою пользу до 5 % от суммы пени.

При этом надо помнить, что уплата неустойки и возмещение убытке в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств не освобождает виновную сторону от исполнения обязательства в, если иное не предусмотрено в договоре.

2. Ответственность хозяйства (поставщика).

а) Поставщик, не исполнивший или ненадлежащим образом исполнивший обязательство, может быть лишен полностью или частично права получения льгот.

б) Если поставщиком не выполнен объем поставки, то ему грозит неустойка в размере 50 % от стоимости недопоставленной продукции и убытки в части непокрытой неустойки.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты