Договор об оказании услуг

Туристом считается гражданин, посещающий страну (место) временного пребывания в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в период от 24 часов до 6 месяцев или осуществляющий не менее одной ночевки.

К документам, оформляющим заключение договора на оказание туристских услуг, относятся туристская путевка, туристический ваучер, текст договора как отдельного документа, программа путешествия, квитанция к приходному кассовому ордеру или чек, памятка туриста.

Закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" относит к содержанию договора одиннадцать существенных условий (ч. 2 ст. 10).

Предметом рассматриваемого договора называется тур, т.е. комплекс услуг по организации экскурсий, досуга, перевода иностранной речи, перевозке, размещению, питанию, охране, лечению туристов и другие услуги в зависимости от цели путешествия. В договоре конкретизируются программа пребывания, маршрут путешествия, порядок встреч и проводов и сопровождения туристов.

Условие о сроке действия договора раскрывается путем указания начала, окончания и продолжительности путешествия. Как частные предусматриваются сроки оказания отдельных услуг (экскурсий, трансфера и проч.).

Цена туристского продукта указывается в туристической путевке. Порядок оплаты определяется соглашением сторон.

Турист имеет право на необходимую и достоверную информацию о правилах въезда в страну (место) временного пребывания и нахождения там, обычаях местного населения, объектах туристического показа, состоянии окружающей среды.

Турист вправе пользоваться свободой передвижения, свободой доступа к туристическим ресурсам с учетом принятых в стране (месте) временного пребывания ограничительных мер.

Турист вправе требовать предоставления всего комплекса туристских услуг для удовлетворения духовных потребностей, восстановления и развития физических сил.

В то же время турист обязан соблюдать законодательство страны (места) временного пребывания, в том числе правила въезда в страну (место) временного пребывания и правила выезда.

Турист обязан бережно относиться к памятникам природы, истории, культуры в стране (месте) временного пребывания.

Турист должен соблюдать правила личной безопасности. В частности, если предполагается совершить путешествие в страну (место) временного пребывания, в которой турист может подвергнуться повышенному риску инфекционных заболеваний, он обязан пройти профилактику в соответствии с международными медицинскими требованиями.

Турист обязан оплатить туристические услуги. Отдельные категории граждан пользуются льготами, касающимися порядка оплаты. Так, за счет средств МВД России из федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и других установленных законом источников финансирования оплачивается часть стоимости путевки, эквивалентная средней сумме бюджетных расходов на содержание одного отдыхающего в домах отдыха МВД России. Разница между полной стоимостью путевки и суммой, оплачиваемой за счет соответствующих средств МВД России, оплачивается лицами, изъявившими желание приобрести путевку для оздоровительного туристского отдыха (п. 3 Приказа МВД России от 25 июля 2002 г. N 701 "Об организации в системе МВД России оздоровительного туристского отдыха").

Основная обязанность туроператора (турагента) - организовать и предоставить обусловленный в договоре комплекс туристских услуг в установленные сроки.

Каждая из сторон вправе требовать изменения или расторжения договора в связи с существенными изменениями обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора. К существенным изменениям обстоятельств закон относит исчерпывающий перечень: ухудшение условий путешествия, изменение сроков совершения; недобор указанного в договоре минимального числа туристов в группе; непредвиденный рост транспортных тарифов; введение новых или повышение действующих ставок налогов и сборов; резкое изменение курса национальных валют.

Существуют некоторые особенности применения института ответственности за нарушение обязанностей по договору об оказании туристских услуг.

Установлен обязательный претензионный порядок по одной из категорий дел. Претензии к качеству оказываемых услуг предъявляются туристом туроператору (турагенту) в течение 20 дней с момента окончания действия договора и подлежат удовлетворению в течение 10 дней после получения претензии.

Предусмотрена ограниченная ответственность туроператора (турагента). Сумма, выплачиваемая в качестве возмещения убытков, не может превышать два размера стоимости туристского продукта (ч. 8 ст. 10 Закона).

В сфере связи предоставление услуг закреплено в договоре о присоединении сетей электросвязи между операторами связи; договоре об оказании услуг почтовой и телеграфной связи между оператором почтовой связи и клиентом (отправителем); договоре об оказании услуг телефонной связи между оператором связи и клиентом (абонентом); договоре о передаче данных и предоставлении доступа к Интернету между оператором (пунктом коллективного доступа, провайдером) и клиентом.


Договор об оказании услуг телефонной связи


По договору об оказании услуг телефонной связи оператор связи обязуется предоставить доступ к телефонной сети и телефонное соединение, а пользователь (абонент, клиент) - оплатить оказываемые услуги.

Основными нормативными актами, регламентирующими рассматриваемые отношения, являются Федеральный закон от 7 июля 2003 г. "О связи", Правила оказания услуг телефонной связи (утверждены Постановлением Правительства РФ от 26 сентября 1997 г. N 1235).

Стороны договора об оказании услуг телефонной связи - оператор связи и пользователь. Оператор связи - организация независимо от ее организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию на предоставление услуг телефонной связи.

Под пользователем связи понимается физическое или юридическое лицо, являющееся потребителем услуг связи. Правила оказания услуг телефонной связи выделяют абонента и клиента. Абонент - гражданин, с которым заключен договор об оказании услуг телефонной связи с выделением абонентского номера. Абонент должен быть зарегистрирован по месту жительства или являться собственником жилого помещения. В коммунальной квартире при установке абонентского устройства коллективного пользования стороной договора выступает гражданин, подавший заявление на основании письменного соглашения проживающих в квартире (по одному от каждой семьи). Клиентом называется гражданин, с которым оператор связи заключил договор об оказании услуг на переговорном пункте, в пунктах коллективного пользования и посредством таксофонов.

Для заключения договора об оказании услуг телефонной связи гражданин подает письменное заявление по установленной форме любому оператору связи на данной территории. Заявление регистрируется оператором связи, и в течение месяца оператор письменно сообщает о решении. Договор заключается в порядке очередности подачи заявлений при наличии технической возможности по зоне действия телефонной станции (в необходимых случаях - с учетом зон действия систем радиодоступа). Технические возможности усматриваются в наличии свободных номеров на телефонной станции, абонентских линий и емкости систем радиодоступа с учетом технологических норм, установленных федеральным органом исполнительной власти.

Договор об оказании услуг телефонной связи на переговорном пункте оформляется путем заполнения телефонистом бланка заказа со слов клиента и выдачи клиенту квитанции.

Договор об оказании услуг телефонной связи с использованием таксофонов считается заключенным с момента совершения клиентом определенных действий (приобретение жетона или пластиковой карты, набор телефонного номера, использование платежного средства для оплаты услуг).

Содержание договора об оказании услуг телефонной связи включает ряд условий.

Предмет договора составляют основные и дополнительные услуги. К основным услугам относятся предоставление доступа к телефонной сети и телефонного соединения автоматическим способом или с помощью телефониста. Дополнительные услуги включают: переустановку телефонного аппарата, замену номера по просьбе абонента, установку дополнительных розеток, определение номера вызывающего абонента при наличии у вызываемого абонента телефонного аппарата с функциями автоматического определения номера, справочно-информационные услуги, исключение абонентского номера из базы данных справочной службы по просьбе абонента, переоформление договора и др.

Тарифы на основные услуги устанавливаются оператором связи и регулируются в порядке, определенном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ. Тарифы на дополнительные услуги устанавливаются операторами связи в соответствии с затратами по их оказанию.

Соединения местной телефонной связи оплачиваются с применением абонентской или повременной систем оплаты. Соединения междугородной, международной телефонной сети и соединения, предоставленные с использованием таксофонов, оплачиваются в зависимости от продолжительности телефонного соединения.

Срок оплаты услуг телефонной связи оператор устанавливает самостоятельно, но не менее 10 дней с момента выставления счета, если иное не указано в договоре (п. 109 Правил оказания услуг телефонной связи).

Оператор связи обязан обеспечивать устойчивую и качественную работу телефонной сети. Оператор обязан соблюдать тайну связи. Прослушивание телефонных переговоров, получение сведений о них допускаются только на основании решения суда.

Пользователь вправе использовать предоставленное ему телефонное соединение для передачи информации техническими способами путем подключения абонентских устройств (телефакс, модем, автоответчик и др.). Абонент вправе потребовать временного отключения абонентского устройства с бронированием абонентского номера и уплатой абонентской платы за весь период времени, указанный в заявлении, либо введения ограничений по пользованию автоматической междугородной и международной телефонной связью.

Установлены следующие особенности ответственности за ненадлежащее исполнение договора об оказании телефонных услуг.

Претензии абонента, связанные с неоказанием, несвоевременным или недоброкачественным оказанием телефонных услуг, принимаются в течение шести месяцев. Письменные ответы на претензии должны быть даны в течение двух месяцев.

Недостатки оказанной услуги телефонной связи должны быть устранены оператором связи в разумный срок с учетом сроков, установленных технологическими и нормативно-техническими документами, а также сроков рассмотрения претензий. Требования абонента (клиента) об уменьшении стоимости услуг телефонной связи, а также о возмещении убытков, причиненных расторжением договора об оказании услуг телефонной связи, подлежат удовлетворению в 10-дневный срок начиная со дня окончания двух месяцев, установленных для рассмотрения претензий, если более короткий срок не определен договором (п. 115, 116 Правил оказания услуг телефонной связи).

При нарушении правил эксплуатации абонентского устройства, использовании абонентских устройств без документов об обязательном подтверждении соответствия, а также при несвоевременной оплате услуг телефонной связи абонент (клиент) может быть временно ограничен в доступе к сети электросвязи до устранения указанных недостатков с возмещением потерь доходов оператора связи и компенсацией вреда, причиненного оператору связи из-за повреждений или простоя оборудования. Договор при этом не расторгается. После устранения обстоятельств, которые повлекли временное отключение абонентского устройства, производится его бесплатное включение (п. 52 Правил оказания услуг телефонной связи).

В сфере культуры предоставляемые услуги закреплены в договорах: договор на оказание услуг между зрелищными организациями, организующими публичное исполнение, и зрителем; договор на оказание услуг между зрелищными организациями, организующими публичный показ, и посетителем (зрителем); договор на оказание услуг о передаче в эфир для всеобщего сведения между организациями эфирного и кабельного вещания и потребителем.


Договор об оказании зрелищных услуг


По договору об оказании зрелищных услуг организация культуры обязуется продемонстрировать гражданину результат творческой деятельности в форме публичного показа или исполнения (предоставить гражданину возможности пользоваться благами культуры), а гражданин вправе требовать обеспечение пользования благами культуры с учетом установленных для удовлетворения своих культурных потребностей правил.

Среди основных нормативных актов назовем, прежде всего, Основы законодательства РФ о культуре от 9 октября 1992 г.. В отдельных сферах культуры действуют Федеральные законы от 22 августа 1996 г. "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации", от 26 мая 1996 г. "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации"; Постановления Правительства РФ от 26 июня 1995 г. N 609 "Об утверждении Положения об основах хозяйственной деятельности и финансирования организаций культуры и искусства", от 25 марта 1999 г. N 329 "О государственной поддержке театрального искусства в Российской Федерации", от 17 ноября 1994 г. N 1264 "Об утверждении Правил по киновидеообслуживанию населения".

Сторонами договора являются зрелищная организация и гражданин.

Зрелищная организация - организация культуры, созданная для культурной деятельности некоммерческого характера, финансируемая полностью или частично учредителем. Культурная деятельность направлена на сохранение, создание, распространение и освоение культурных ценностей, предоставление благ населению в различных формах и видах. Деятельность некоммерческих организаций культуры по реализации предусмотренных уставом производимой продукции, работ и услуг относится к предпринимательской лишь в той части, в которой получаемый от этой деятельности доход не инвестируется непосредственно в данной организации на нужды обеспечения, развития и совершенствования основной уставной деятельности. Платные формы культурной деятельности не рассматриваются как предпринимательские, если доход от них полностью идет на их развитие и совершенствование.

Деятельность по публичному показу аудиовизуальных произведений в кинозале осуществляется коммерческими организациями или индивидуальными предпринимателями на основании лицензии. Киновидеозрелищная организация должна иметь прокатное удостоверение установленного образца, выданное Министерством культуры РФ.

К зрелищным организациям относятся театр, филармония, цирк, кинотеатр, музей, выставочный зал (галерея), зоопарк и др.

Гражданин - потребитель услуг культурного характера - именуется в договоре зрителем или посетителем.

Договор на оказание зрелищных услуг считается заключенным с момента продажи билета. В билете отражены сведения о виде (названии) предоставляемой услуги, времени, месте ее оказания, цене и другая информация.

Содержание договора составляют следующие условия.

Предмет договора - услуги организации культуры.

Для театра, филармонии, цирка - услуги в виде подготовки, организации и показа спектаклей, концертов, проведения творческих вечеров, фестивалей, конкурсов, других публичных представлений, организации гастролей. Для киновидеозрелищных организаций - организация и показ кино- и видеофильмов, предназначенных для публичной демонстрации. Для музея, выставочного зала, зоопарка - организация и показ специально подготовленных объектов в просветительных, культурно - досуговых и информационных целях.

Права и обязанности сторон формулируются в зависимости от вида предоставляемых услуг культурного характера.

Зрелищная организация обязана предоставлять информацию в местах продажи билетов и публичного исполнения (показа), афишах, в специальных программах, на билетах о месте проведения, времени начала и окончания спектакля, сеанса, концерта или времени работы музея, зоопарка; о ценах на билеты, условиях их возврата, о льготах, предусмотренных для определенных групп посетителей; о возрастных ограничениях на посещение отдельных культурных мероприятий. Дополнительно предоставляется информация в театрах, кинотеатрах о наименовании исполняемого произведения, его авторе, составе исполнителей, месте в зрительном зале и другие сведения; в музеях, зоопарках - о наименовании экспозиции, ее авторах, расположении и др.

Зрелищная организация имеет право самостоятельно определять состав исполнителей культурного мероприятия, состав авторов работ выставочной композиции. Вместе с тем зрелищная организация обязана обеспечить качество предоставляемой услуги, что связано с мастерством участников (исполнителей) и с организацией процесса показа (исполнения). Так, согласно п. 12 Правил по киновидеообслуживанию населения киновидеозрелищная организация обязана обеспечивать качественный показ киновидеофильмов и поддерживать необходимый уровень оснащенности, комфортности, безопасности и качества обслуживания зрителей.

Театр, кинотеатр, филармония обязаны предоставить зрителю предусмотренное в билете место в зале, специально подготовленном для публичного показа (исполнения), оснащенном стационарным или переносным технологическим оборудованием, отвечающим требованиям экологических, санитарно-эпидемиологических, гигиенических и противопожарных норм и правил.

Музей, зоопарк обязаны обеспечить возможность осмотра экспонатов, соблюдая правила освещения, температурного режима экспозиции и безопасности посетителей.

Зрелищная организация самостоятельно устанавливает цены (тарифы) на платные услуги, включая цены на билеты, кроме случаев, когда законодательством РФ предусматривается государственное регулирование цен (тарифов) на отдельные виды услуг. При проведении платных мероприятий организация культуры устанавливает льготы на их посещение для детей дошкольного возраста, учащихся, инвалидов и военнослужащих срочной службы. Лицам, не достигшим 18 лет, гарантируется право бесплатного посещения музеев один раз в месяц (ч. 2 ст. 12 Основ законодательства РФ о культуре).

Гражданин обязан соблюдать правила пользования благами культуры с учетом установленных правил. Законодательством РФ предусмотрены ограничения доступности культурных ценностей по соображениям секретности или особого режима пользования (ч. 1 ст. 12, ч. 2 ст. 52 Основ законодательства РФ о культуре). Гражданин обязан соблюдать правила работы зрелищной организации и общественный порядок.

Собственником или владельцем могут устанавливаться ограничения доступа к музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда РФ и находящимся в музеях, по следующим основаниям: неудовлетворительное состояние сохранности музейных предметов и музейных коллекций; производство реставрационных работ; нахождение музейного предмета в хранилище (депозитарии) музея. Условия доступа к музейным предметам в депозитарии доводятся до сведения граждан (ч. 2 ст. 35 Закона "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации").

Гражданин вправе потребовать возврата денег за предварительно приобретенные билеты в случае замены (отмены) предварительно заявленного спектакля, замены объявленного предварительно исполнителя главной роли, непредставления информации о возрастных ограничениях на посещение спектакля.

Законодательство не содержит специальные нормы об ответственности за ненадлежащее исполнение договора об оказании зрелищных услуг. Если организация культуры является коммерческой (например, киновидеозрелищная организация), то возможно применение законодательства о защите прав потребителей. В остальных случаях потерпевший вправе требовать с нарушителя договорных обязанностей возмещение убытков.

Литература


1.                 Баринов Н.А. Услуги (социально-правовой аспект). Саратов, 2001.

2.                 Кабалкин А. Договор возмездного оказания услуг // Российская юстиция. 1998. N 3 - 4.

3.                 Кванина В.В. Договор на оказание возмездных услуг. Учебное пособие. Челябинск, 2002.

4.                 Кротов М.В. Обязательство по оказанию услуг в советском гражданском праве. М., 1990.

5.                 Мурзин Д.В. Моделирование безвозмездного обязательства по оказанию услуг // Цивилистические записки: Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 2. М., 2002.

6.                 Ойгензихт В.А. Нетипичные договорные отношения в гражданском праве. Душанбе, 1984.

7.                 Романец Ю. Договор возмездного оказания услуг // Закон. 1999. N 10.

8.                 Шерстобитов А.Е. Гражданско-правовое регулирование договорных отношений в сфере обслуживания. М., 1987.

9.                 Шешенин Е.Д. Общие проблемы обязательств по оказанию услуг // Вестник МГУ. Серия Право. 1983. N 1.


Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты