В суде представители заинтересованного лица Правительства РФ Лихачев С.С., Ямбулатова С.Р. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав граждан.
Выслушав объяснения представителей заинтересованного лица Правительства РФ Лихачева С.С., Ямбулатовой С.Р., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Масаловой Л.Ф., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Гражданин, считающий, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти нарушаются его права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части (часть первая статьи 251 ГПК РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 марта 2005 г. № 111 утверждены Правила оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Настоящий нормативный правовой акт опубликован в "Собрании законодательства Российской Федерации" № 10, 07.03.2005, "Российской газете" № 54, 18.03.2005.
В соответствии с Федеральным законом от 10 января 2003 г. № 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" правила оказания услуг по перевозкам пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, утверждаются Правительством Российской Федерации (статья 3).
Правительство Российской Федерации, осуществляя предусмотренные законом полномочия по изданию правил, обязательных для сторон при заключении и исполнении публичных договоров, 2 марта 2003 г. утвердило Правила оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Гражданский кодекс Российской Федерации устанавливает общие нормы права, относящиеся к отдельным видам транспорта, осуществляющего перевозку пассажиров, багажа, грузобагажа. Перевозка пассажиров осуществляется на основании договора перевозки.
Выдаваемый пассажиру в удостоверение договора перевозки проездной документ (билет) на поезд дальнего следования является именным, содержит сведения о пассажире: фамилию, имя, отчество, наименование, серию и номер документа, удостоверяющего личность.
Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ "О транспортной безопасности"[34] предусматривает формирование автоматизированных централизованных баз персональных данных при железнодорожных перевозках в дальнем следовании. В автоматизированные централизованные базы при оформлении проездных документов (билетов) подлежат передаче персональные данные о пассажирах: фамилия, имя, отчество; дата и место рождения; сведения о виде и номере документа, удостоверяющего личность, по которому приобретается проездной документ (билет); пункт отправления, пункт назначения, вид маршрута следования (беспересадочный, транзитный); дата поездки (часть 5 статьи 11).
Пункт 29 Правил устанавливает полномочия перевозчика осуществлять контроль наличия у пассажира проездного документа и удостовериться, что оказываемая по договору железнодорожной перевозки в дальнем следовании услуга оказывается надлежащему лицу.
Гражданский кодекс Российской Федерации в статье 312 содержит требование об исполнении обязательства надлежащему лицу.
Согласно абзацу 2 пункта 29 Правил пассажир при посадке в поезд дальнего следования обязан предъявить надлежащим образом оформленный проездной документ (билет), документ, удостоверяющий личность, на основании которого приобретен проездной документ (билет), а при наличии права бесплатного проезда или права оплаты стоимости проезда со скидкой - также и документ, подтверждающий указанное право.
Абзац 3 пункта 29 Правил определяет случаи, когда пассажир к посадке в поезд дальнего следования не допускается, а именно: при несоответствии фамилии пассажира или номера документа, удостоверяющего личность, соответственно фамилии или номеру, указанным в предъявляемом проездном документе (билете), при отсутствии или изменении (исправлении) фамилии или номера документа, удостоверяющего личность, и иных сведений в проездном документе (билете). Вместе с тем данная норма допускает исключения для случаев, предусмотренных правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа.
Такие Правила перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте утверждены Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 26 июля 2002 г. № 30.
Согласно пункту 2 статьи 784 Гражданского кодекса РФ общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Федеральный закон "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" в статье 83 определяет содержание договора перевозки, его заключение, порядок исчисления размера платы за проезд, обязанность пассажира иметь проездной документ, полномочия федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта устанавливать формы перевозочных документов. В статье 83 настоящего Федерального закона названы права пассажира при проезде в поезде дальнего следования и при возврате неиспользованного проездного документа (билета).
Положения абзаца 3 пункта 29 Правил не противоречат данным нормам Устава железнодорожного транспорта, которые не исключают действие правила оказания услуг по перевозкам пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Правила регулируют отношения, возникающие между перевозчиками и физическими лицами - пассажирами, грузоотправителями (отправителями) и грузополучателями (получателями) при оказании услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности[35].
Условия оказания услуг по перевозкам являются обязательными для сторон, заключивших договор железнодорожной перевозки пассажира в дальнем следовании.
Установленное абзацем 3 пункта 29 Правил требование не может рассматриваться как нарушение прав гражданина. Право на проезд у пассажира возникает в связи с заключением договора перевозки на условиях, которые определены транспортными уставами, кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Перевозчик по договору железнодорожной перевозки пассажира в дальнем следовании должен убедиться, что оказываемая услуга по перевозке предоставляется пассажиру, указанному в проездном документе (билете), и положения абзаца 3 пункта 29 Правил определяют действия контролирующего лица со стороны перевозчика.
Доводы заявителя о том, что пассажиром может быть утрачен документ, на основании которого приобретался проездной документ (билет), не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований, поскольку оспариваемые положения нормативного правового акта не лишают пассажира при представлении соответствующих документов, подтверждающих факт утраты документа, на основании которого приобретался проездной документ (билет), потребовать от перевозчика исполнения обязательства, возникшего из договора перевозки[36].
Учитывая, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству, изданы в пределах полномочий Правительства Российской Федерации в сфере регулирования гражданских отношений, возникающих при оказании услуг по перевозкам пассажиров на железнодорожном транспорте, и не нарушает права пассажиров при проезде в поездах дальнего следования, заявление М. не подлежит удовлетворению[37].
Перевозчик может осуществлять продажу проездных документов (билетов) для перевозки групп пассажиров в поездах дальнего следования по заявкам организаций.
Порядок и сроки приема от организаций заявок на продажу проездных документов (билетов) для перевозки групп пассажиров, а также порядок их оформления, возврата неиспользованных проездных документов (билетов) и выплаты стоимости возвращенных проездных документов (билетов) устанавливаются Правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа.
При возврате приобретенных по заявкам организаций проездных документов (билетов) менее чем за семь суток до отправления поезда и не позднее, чем за трое суток до отправления поезда удерживается 50% стоимости плацкарты, а при возврате таких проездных документов (билетов) позднее чем за трое суток до отправления поезда удерживается полная стоимость плацкарты.
При возврате в железнодорожную билетную кассу неиспользованного проездного документа (билета) на поезд дальнего следования пассажир имеет право:
не позднее чем за восемь часов до отправления поезда получить обратно средства в размере стоимости проезда, состоящей из стоимости билета и стоимости плацкарты;
менее чем за восемь часов, но не позднее чем за два часа до отправления поезда получить обратно средства в размере стоимости билета и 50% стоимости плацкарты;
менее чем за два часа до отправления поезда получить обратно средства в размере стоимости билета. Стоимость плацкарты в таком случае не выплачивается.
Возврат причитающихся средств за неиспользованный проездной документ (билет) производится при предъявлении удостоверяющего личность пассажира документа, номер которого указан в проездном документе (билете)[38].
Возврат причитающихся средств за неиспользованный проездной документ (билет), приобретенный со скидкой, производится исходя из средств, уплаченных пассажиром за проезд. Возврат средств за бесплатный проездной документ (билет) не производится.
Порядок возврата пассажиру причитающихся средств определяется правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа.
Порядок продления срока действия, возобновления и переоформления проездного документа (билета) определяется Правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа.
Срок действия проездного документа (билета), в том числе абонементного, на поезд пригородного сообщения не продлевается.
Если срок действия проездного документа (билета) на поезд пригородного сообщения заканчивается в момент нахождения пассажира в пути, проездной документ (билет) является действительным до прибытия пассажира на железнодорожную станцию назначения.
Срок действия проездного документа (билета) на поезд пригородного сообщения устанавливается Правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа.
Утерянный или испорченный пассажиром проездной документ (билет) на поезд дальнего следования не возобновляется, если он не может быть восстановлен или идентифицирован перевозчиком. Возврат средств, уплаченных за такой проездной документ (билет), не производится.
При предоставлении пассажиром перевозчику сведений, подтверждающих приобретение утерянного или испорченного проездного документа (билета) на конкретное место в соответствующем поезде, перевозчик выдает пассажиру новый проездной документ (билет) взамен утерянного или испорченного без взимания стоимости проезда.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13