Многое в Гражданском кодексе обобщенно отражает то, что уже закреплено казахстанским законодательством о защите прав потребителей. Есть и новые нормы, восполняющие пробелы в регулировании этих правоотношений. [18, c.112]
Договор розничной купли-продажи представляет собой договор купли-продажи товара, по которому продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.
Можно выделить две характерные черты, позволяющие выделить договор розничной купли-продажи в самостоятельный вид договора купли-продажи.
Во-первых, необходимо отметить специфику продавца как субъекта договора розничной купли-продажи. В качестве данного продавца может выступать только такая коммерческая организация, которая осуществляет предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу (торговое предприятие).
Закон РК «О защите прав потребителей» в новой редакции (проект Закона РК «О защите прав потребителей» [6]) установил обязанность изготовителя (исполнителя, продавца) предоставлять потребителям необходимую информацию о своей организации: фирменное наименование, местонахождение (юридический адрес), режим работы. Правила о предоставлении потребителю информации о продавце товара применяются и при осуществлении торговли во временных помещениях, на ярмарках, с лотков, а также в других случаях, если торговля производится вне постоянного места нахождения продавца (исполнителя).
Во-вторых, определенными особенностями обладает и товар, выступающий в качестве предмета купли-продажи. Специфика товара по договору розничной купли-продажи заключается в том, что он предназначен для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.
Договор купли-продажи признается публичным договором. Это означает, что торговое предприятие не вправе отказаться от заключения договора при наличии соответствующего товара. Цена товара, а также иные условия договора купли-продажи должны быть одинаковыми для всех потребителей. [31, c.228]
Договор розничной купли-продажи по способу заключения относится к категории договоров присоединения. Факт заключения договора розничной купли-продажи удостоверяется выдачей продавцом покупателю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара. С выдачей такого документа законодатель связывает также и момент заключения договора розничной купли-продажи. Однако отсутствие у покупателя чека или иного документа, удостоверяющего оплату товара, не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания, чтобы подтвердить как факт заключения договора, так и его условия.
Государственной программой перехода Республики Казахстан на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 августа 2007 года № 760 «Об утверждении Плана мероприятий по обеспечению перехода всех юридических лиц на международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) на 2007 – 2009 годы», предусмотрено внедрение в отечественную практику системы национальных счетов.[8]
В системе национальных счетов (СНС) различается промежуточное и конечное потребление:
- промежуточное потребление включает стоимость всех продуктов, потребленных юридическими лицами в течение данного периода с целью производства других продуктов и услуг;
- конечное потребление представляет собой стоимость продуктов и услуг, использованных непосредственно для удовлетворения потребностей физических лиц, как индивидуалов, так и коллективов - в том числе и через государственные организации, осуществляющие бытовое обслуживание.
Таким образом, в СНС определены и два вида торговли:
- розничная - для конечного потребления физическими лицами;
- оптовая - для промежуточного потребления юридическими лицами.
При этом особо подчеркнуто, что продажа по безналичному расчету непродовольственных товаров юридическим лицам в объеме розничного товарооборота не учитывается.
Все сказанное выше органично вытекает из основных принципов СНС.
Вместе с тем в розничный товарооборот включается также продажа товаров юридическим лицам за наличный расчет, что противоречит как принципам гражданского права, так и основным принципам СНС, поскольку для квалификации торговли в качестве розничной при продаже товаров юридическим лицам за наличный расчет определяющей должна быть не форма оплаты (за наличный или безналичный расчет), а направление дальнейшего использования приобретенных товаров (для промежуточного потребления на производственные нужды или для конечного потребления на социальные нужды).
При учреждении любого юридического лица ему присваиваются соответствующие коды (регистрационный номер налогоплательщика (РНН), классификатор экономической деятельности (ОКЭД) и т. п.). Идентификация сфер оптовой и розничной торговли для решения учетно-статистических задач осуществляется Агентством Республики Казахстан по статистике на основе Общеказахстанского классификатора экономической деятельности (ОКЭД), который входит в состав Единой системы классификации и кодирования технико-экономической информации Республики Казахстан. Согласно этому Классификатору в понятие оптовой торговли включается деятельность по продаже товаров розничным торговцам, промышленным, коммерческим, учрежденческим или профессиональным пользователям или же другим оптовым торговцам. Розничная торговля включает деятельность по продаже товаров для личного потребления или домашнего пользования».
Вместе с тем в данном письме отмечено, что «вопрос методологии и критериев разграничения сфер оптовой и розничной торговли для применения в системе налогообложения в увязке с систематизацией сфер экономики по общеказахстанским классификаторам не находится в компетенции Агентства РК по статистике».
Таким образом, можно сделать вывод, что критерии отнесения торговли к оптовой или розничной совпадают в статистическом и в налоговом учете.
Согласно Общеказахстанскому классификатору экономической деятельности розничная торговля включает деятельность по продаже товаров для личного потребления или домашнего использования, то есть непосредственно через кассовый аппарат торговой организации. Продажа горюче-смазочных материалов на условиях, когда согласно заключенному договору покупатель единовременно безналично (налично) оплачивает весь объем продажи ГСМ, согласованный с продавцом, а затем посредством кредитных карточек или по талонам выбирает его через АЗС, не относится к розничной торговле.
Указанные операции входят в понятие оптовой торговли, в которую включается деятельность по продаже товаров промышленным, коммерческим, учрежденческим или профессиональным пользователям или же другим оптовым и розничным торговцам.
В связи с изложенным при продаже горюче-смазочных материалов на условиях, когда согласно заключенному договору покупатель единовременно безналично (налично) оплачивает весь объем продаж ГСМ, налог на добавленную стоимость должен исчисляться продавцом со всей продажной цены горюче-смазочных материалов по ставке 13 процентов.
Следовательно, реализация товаров юридическим лицам должна вестись с исчислением НДС в порядке, установленном для оптовой торговли, а реализация товаров для физических лиц - в порядке, установленном для розничной торговли.
При этом, в целях применения налога на добавленную стоимость предприятия независимо от организационно-правовых форм при реализации товаров оптовыми партиями и в розницу должны вести раздельный аналитический учет этих товаров.
Ряд видов предпринимательской деятельности (в том числе и отдельные разновидности торговли) регулируется в административном порядке: это и лицензирование, и уплата сборов за право торговли. Помимо всего прочего, к торговой деятельности предъявляют свои требования и санитарно-эпидемиологический надзор, противопожарные службы, административно-технические и торговые инспекции.
Согласно Конституции РК правила лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности должны устанавливаться законами. Однако в настоящее время такие законы отсутствуют, поэтому условия и правила лицензирования определяются как указами Президента, так и постановлениями Правительства РК. [1]
Обязанность по применению контрольно-кассовых аппаратов (ККА) для организаций всех форм собственности при осуществлении денежных расчетов с населением по торговым операциям и при оказании услуг была введена Положением Министерства финансов Республики Казахстан «По применению контрольно-кассовых аппаратов с фискальной памятью» от 24.03.1997 № 9-3-2-3/1847 (внесены изменения и дополнения в соответствии с приказом НК МФ РК от 2 апреля 1998 г. N 21). [9] В соответствии со ст. 1 данного Положения организации, осуществляющие расчеты с населением, должны: регистрировать ККА, использовать исправные ККА, выдавать покупателю чек, обеспечивать беспрепятственный доступ к ККА работников налоговых органов и центров технического обслуживания. Данное положение также обязывает налоговые органы регистрировать ККА и осуществлять контроль за их использованием.
Статьей 1 приложения № 3 к данному Положению налоговые органы имеют право налагать штраф на потребителей как за неиспользование контрольно-кассовых аппаратов с фискальной памятью.
Таким образом, отличительным признаком розничной торговли является факт оплаты приобретенного товара за наличный расчет с выдачей чека ККА (кроме тех видов торговли, которые освобождены от этой обязанности в данном регионе). При этом личность покупателя - простой гражданин или представитель организации - роли не играет.
Другое дело, если товар приобретен с оплатой по безналичному расчету. В этом случае для определения того, к какому виду торговли относится данная операция, решающей становится личность покупателя :
- если товар оплачен по безналичному расчету физическим лицом, это розничная торговля;
- если товар оплачен по безналичному расчету от имени юридического лица, это оптовая торговля.
С введением счетов-фактур в качестве налоговых документов по НДС предприятия розничной торговли должны отражать в книге продаж ежедневный розничный товарооборот на основании данных лент ККА, но при этом розничным покупателям счета-фактуры не выписываются. Гражданское право не содержит никаких ограничений для формы оплаты по договорам поставки.
В настоящее время в соответствии со ст. 8 Закона Республики Казахстан «О национальном банке Республики Казахстан» все вопросы регулирования наличного денежного обращения в стране входят в компетенцию Нацбанка РК, который не установил лимит предельных размеров расчетов наличными деньгами между юридическими лицами по одному платежу. [12]
Из всего сказанного можно сделать ряд практических выводов.
Продажа товаров физическим лицам для конечного потребления за наличный расчет с выдачей чека ККА при всех ситуациях считается розничной торговлей. При этом не имеет значения личность физических лиц, получающих на руки чек ККА: являются они представителями юридических лиц или индивидуальными предпринимателями, факт оплаты за наличный расчет с выдачей чека ККА однозначно квалифицирует данную операцию в качестве розничной торговли как у продавца, так и у покупателя. Покупатели в этом случае лишены возможности возмещения из бюджета сумм НДС по приобретенным товарам, поскольку отсутствуют счета-фактуры.
Продажа товаров физическим лицам для конечного потребления по безналичному расчету определяется как розничная торговля.
Продажа непродовольственных товаров юридическим лицам и гражданам- индивидуальным предпринимателям для промежуточного потребления по безналичному расчету должна расцениваться как оптовая торговля (договор поставки), в случае расчетов с организациями розничной торговли квалифицируется как розничная торговля, но не для продавца, а для покупателя (которому отказано в праве возместить из бюджета сумму НДС, уплаченную в составе цены продавцу). Продавец в этой ситуации должен исчислять НДС в порядке, установленном для оптовой торговли.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12