Таким образом, предметом государственного контракта являются государственные нужды, т.е. строительные, проектные и изыскательские работы, предназначенные для удовлетворения потребностей Республики Беларусь или ее административно-территориальных единиц, финансируемые за счет средств соответствующих бюджетов, внебюджетных фондов, кредитов банков.
Заказы на выполнение работ, которые необходимы для государственных нужд формируются ежегодно Министерством экономики совместно с Министерством финансов, с участием министерств и ведомств, государственных объединений, облисполкомов и Минского горисполкома, государственных заказчиков на очередной год.
В качестве государственных заказчиков, выступающих от имени Республики Беларусь или административно-территориальной единицы выступают государственные органы, органы местного управления и самоуправления, а также иные организации, наделенные соответствующими правомочиями. Перечень государственных заказчиков на выполнение строительных работ для государственных нужд определяется ежегодно Советом Министров Республики Беларусь по предложениям Министерства экономики [13, с.95-97].
Подрядчиком по государственному контракту могут выступать юридические и физические лица, имеющие лицензии на осуществление строительных (проектных) работ и выигравшие торги (конкурс).
Заключение договора подряда между подрядчиком, выигравшим подрядные торги на выполнение работ для государственных нужд, и заказчиком является обязательным.
1.3 Понятие и элементы договора строительного подряда
Договор строительного подряда имеет отличительные особенности, позволяющие выделить его в отдельный вид договора подряда.
Во-первых, предметное действие норм, регулирующих отношения строительного подряда, распространяются на отношения, связанные с созданием недвижимого имущества. Объектами договора строительного подряда являются объекты недвижимости, как вновь создаваемые, так и подлежащие улучшению, под которыми понимаются неразрывно связанные с землей объекты, созданные человеком для определенных целей и зарегистрированные уполномоченными государственными органами в установленном порядке.
Во-вторых, подрядчик должен обладать специальной правоспособностью, под которой понимается способность своими действиями создавать для себя права и нести обязанности, в тех сферах деятельности, на которые у подрядчика имеется специальное разрешение - лицензия.
В-третьих, предусмотрено специальное обязательство заказчика, создать подрядчику необходимые условия для работы. Это связано, прежде всего, с тем, что обычно собственником либо иным титульным владельцем участка земли или иного объекта, на котором предполагается производство строительных работ, является заказчик.
В-четвертых, предусматривается возможность установления дополнительных обязательств подрядчика тесно связанных с предметом договора подряда, но выполнение, которых, происходит после сдачи результата работы заказчику [14, с.57-65].
Для того, чтобы назвать элементы договора строительного подряда, необходимо уточнить действующие нормативно-правовые акты, регулирующие данное поле договорного права. Именно через них раскрывается сущность договора строительного подряда.
В качестве основных нормативных актов, регулирующих строительный подряд в Республике Беларусь, можно назвать следующие:
1. Гражданский Кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. № 218-3 (глава 37 параграф 3).
2. Правила заключения и исполнения договоров (контрактов) строительного подряда, утверждены Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.09.1998 г. № 1450, далее - Правила № 1450.
3. Закон Республики Беларусь от 05.07.2004 "Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь".
4. Указ Президента Республики Беларусь от 7 февраля 2005 г. N 58 "О проведении подрядных торгов в строительстве и признании утратившими силу отдельных указов, положения указа Президента Республики Беларусь", далее - Указ № 58.
5. Положение о порядке организации и проведения подрядных торгов на строительство объектов, утверждено Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 03.03.2005 г. № 235.
6. Положение о порядке формирования договорной (контрактной) цены и расчетов между заказчиком и подрядчиком при строительстве объектов, утверждено Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 03.03.2005 г. N 235.
7. Положение о генеральном подрядчике в строительстве, утвержденное приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 31 августа 1999 года N 260.
8. Положение о генеральном проектировщике в строительстве, утвержденное Приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 31.08.1999 г. N 262
9. Инструкция о застройщике, заказчике в строительстве, утвержденная приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 22 июня 1999 года N 174.
10. Положение о порядке приемки объектов в эксплуатацию, утверждено Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.11.1991 г. № 452.
11. Правила приемки выполненного вида (комплекса) строительных работ, утвержденные приказом Министерства архитектуры и строительства от 30 августа 1999 года N 255.
12. Строительные нормы Республики Беларусь "Приемка законченных строительством объектов. Основные положения" (СНБ 1.03.04-2000), утвержденные приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 26 декабря 2000 г. N 596.
13. Примерный договор (контракт) строительного подряда, утвержденный приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 3 декабря 1998 года N 406.
14. Технический кодекс установившейся практики "Система технического нормирования и стандартизации Республики Беларусь. Национальный комплекс технических нормативных правовых актов в области архитектуры и строительства. Основные положения" (ТКП 45-1.01-4-2005 (02250), утвержденный Приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 18 июля 2005 года N 172.
15. Постановление Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 11.04.2005 N 13 "Об утверждении альбома унифицированных форм первичной учетной документации в строительстве и инструкции о порядке применения и заполнения унифицированных форм первичной учетной документации в строительстве".
16. Инструкция о порядке оказания инженерных услуг в строительстве, утвержденная Постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 08.12.2004 г. N 27.
17. Классификатор видов работ и услуг в строительстве, утвержденный Приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 26.08.2004 г. N 217.
18. Инструкция о порядке определения стоимости объекта строительства в бухгалтерском учете, утвержденная Постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 14.05.2007 г. N 10.
19. Методические указания по определению стоимости строительства предприятий, зданий и сооружений и составлению сметной документации с применением ресурсно-сметных норм, утвержденные Приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 29.04.2003 г. N 91
20. Положение о лицензировании деятельности по проектированию и строительству зданий и сооружений I и II уровней ответственности и проведению инженерных изысканий для этих целей, утвержденное Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.10.2003 г. N 1386.
21. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 19 октября 2006 г. N 1387 "Об утверждении перечня документов, представляемых заказчиком, застройщиком в орган государственного строительного надзора для получения разрешения на производство строительно-монтажных работ, и перечня объектов, для строительства которых не требуется получение разрешения органов государственного строительного надзора на производство строительно-монтажных работ".
22. Инструкция о порядке выдачи органами государственного строительного надзора разрешений на производство строительно-монтажных работ, утвержденная Постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 28.02.2008 г. N 11.
23. Положение о порядке проведения государственной экспертизы градостроительных, архитектурных и строительных проектов, обоснований инвестирования в строительство, утвержденное Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.10.2008 г. N 1476, далее - Положение № 1476.
24. Постановление Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 23.12.2005 N 33 "О некоторых вопросах рассмотрения споров, вытекающих из договора строительного подряда", далее - Постановление № 33.
Элементы договора строительного подряда могут быть выражены через существенные условия данного вида договора. Согласно п.16 Правил № 1450 в договоре строительного подряда указываются следующие данные и обязательные условия:
1. наименование сторон и необходимые реквизиты (юридические адреса в соответствии с учредительными документами или паспортные данные, расчетные счета обслуживающих банков, учетные номера налоговой инспекции, номера свидетельств о государственной регистрации, номера и сроки действия лицензий подрядчика);
2. предмет договора подряда (наименование и местоположение объекта строительства, виды строительных работ);
3. сроки (месяц и год) начала и завершения строительства объекта, выполнения видов строительных работ;
4. договорная (контрактная) цена объекта, вида строительных работ, устанавливаемая по результатам проведения подрядных торгов. По объектам, по которым проведение подрядных торгов не является обязательным, договорная (контрактная) цена определяется по соглашению сторон с учетом законодательства Республики Беларусь;
5. порядок расчетов за выполненные работы;
6. источники финансирования;
7. распределение функций между заказчиком и подрядчиком по обеспечению объекта конструкциями, материалами, изделиями, оборудованием, инвентарем, а при необходимости - и по проектированию объекта;
8. обязанности заказчика и подрядчика при исполнении договора подряда;
9. порядок контроля заказчиком за качеством выполняемых подрядчиком работ и поставляемых конструкций, материалов, изделий, оборудования и инвентаря.
Каждая сторона вправе внести предложения о включении в договор подряда и других условий, предусматривающих:
10. условия выплаты и размер премий за своевременный ввод объекта в эксплуатацию;
11. ответственность сторон при невыполнении обязательств по договору;
12. особенности приемки выполненных строительных работ, сдачи объекта в эксплуатацию;
13. взаимоотношения сторон при наступлении форс-мажорных обстоятельств;
14. порядок и основания изменения или расторжения договора подряда;
15. перечень услуг, предоставляемых одной стороной другой стороне;
Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие строительство, реконструкцию жилых помещений для граждан, в договорах на строительство, реконструкцию жилых помещений, кроме указанных выше условий, должны определять следующие существенные условия:
размер и порядок внесения денежных средств гражданами;
основания расторжения договора ранее установленного срока;
порядок возврата гражданам денежных средств в случае неисполнения обязательства или расторжения договора ранее установленного срока;
ответственность за неисполнение обязательств.
Обязательными приложениями к договору строительного подряда являются график производства работ и график платежей [9, с.118-121].
При заключении договора строительного подряда по результатам торгов тендерная документация является его неотъемлемой частью и хранится у заказчика весь период строительства. По окончании строительства и сдачи объекта в эксплуатацию заказчик передает собственнику вновь созданного недвижимого имущества или эксплуатирующей организации подлинники проектной документации в полном объеме, акта приемки объекта, гарантийного паспорта (для объектов жилищного строительства) и договора подряда по акту. По истечении гарантийного срока указанная документация передается эксплуатирующей организацией на постоянное хранение в государственные архивные учреждения в соответствии с законодательством Республики Беларусь.