Эволюция института местного самоуправления в Беларуси

Эволюция института местного самоуправления в Беларуси

СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ

1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В БЕЛАРУСИ В СРЕДНИЕ ВЕКА

1.1 МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В БЕЛАРУСИ В Х - ХІІІ ВЕКАХ.

1.2 МАГДЕБУРГСКОЕ ПРАВО КАК ИНСТИТУТ САМОУПРАВЛЕНИЯ В ВЕЛИКОМ КНЯЖЕСТВЕ ЛИТОВСКОМ

2. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ БЕЛАРУСИ В ПЕРИОД НАХОЖДЕНИЯ В СОСТАВЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ. ЗЕМСКАЯ РЕФОРМА

3. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ БЕЛАРУСИ В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД

4. СТАНОВЛЕНИЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


ВВЕДЕНИЕ

Поиск и использование оптимальной модели местного самоуправления являются одной из важнейших проблем государственного строительства. Это обусловлено тем, что от эффективности работы местных органов власти в значительной степени зависят нормальное функционирование гражданского общества, его жизнеспособность, динамика развития. Местные органы управления и самоуправления ежедневно занимаются проблемами жилищного строительства, коммунального обслуживания, охраны правопорядка, жизнеобеспечения населенных пунктов; как органы власти, наиболее близкие к населению, они лучше других знают и понимают нужды простых людей. В последние годы среди прочих вопросов социальной политики, которые решают органы власти, особое место занимают проблемы социальной защиты малообеспеченных слоев населения. От эффективности решения данных вопросов зависит социальная и политическая стабильность в обществе.

История местного самоуправления на Беларуси - одна из малоизвестных и малоисследованных страниц белорусского прошлого, которая требует всестороннего изучения. Дело в том, что формирование современного белорусского государства должно органично сочетаться с использованием богатого опыта организации и функционирования органов местной власти и самоуправления на территории Беларуси в предыдущие столетия. Создать современную, эффективную, соответствующую Европейской Хартии местного самоуправления систему органов местной власти и управления просто невозможно без опоры на национальные традиции в создании и функционировании органов местного управления и самоуправления, без ознакомления с соответствующим законодательством, изучения правовых памятников и документов, в которых вопросы местного самоуправления находили свое отражение и закрепление.

Именно поэтому изучение истории развития местного самоуправления в Республике Беларусь является насущной и актуальной проблемой юридической науки.

Настоящая курсовая работа ставит своей целью исследование эволюции института местного самоуправления в Республике Беларусь.

Исходя из поставленных целей, задачами работы являются:

-       изучить процесс зарождения местного самоуправления в Беларуси;

-       дать подробную характеристику такого института местного самоуправления как магдебургское право, имевшего место в Великом княжестве Литовском;

-       определить порядок и особенности деятельности земств на территории Беларуси;

-       провести анализ формирования и деятельности местных советов депутатов в БССР;

-       изучить этапы формирования современной системы местного управления и самоуправления в Республике Беларусь.

Поставленные цели и задачи обусловили структуру курсовой работы, которая состоит из введения, четырех глав (первая глава состоит из двух параграфов), заключения и списка использованных источников.

При написании данной курсовой работы использовались научные труды ряда ученых – А.В. Карамышева, В.А Кодавбовича, З.Ю. Копысского, Л.Е. Лаптевой, А.П. Мельникова, Н.В. Мисаревич, В.В. Осмоловского, В.К. Сидорчук, Н.И. Сильченко, В.И. Шабайлова, И.А. Юхо и др.

При написании работы использовались в качестве основных формально-юридический и историко-правовой методы исследования.



1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В БЕЛАРУСИ В СРЕДНИЕ ВЕКА

1.1 МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В БЕЛАРУСИ В Х-ХІІІ ВЕКАХ


При рассмотрении местного самоуправления на Беларуси в Х -ХІІІ вв. необходимо иметь в виду одно очень существенное обстоятельство, которое касается деятельности вече (народного схода) в государствах-княжествах, его природы, компетенции и взаимодействия с другими органами и учреждениями власти. Дело в том, что в юридической и исторической литературе этот институт власти довольно часто относится к органам самоуправления, а его деятельность анализируется преимущественно через призму взаимоотношений с княжеской властью, которая рассматривается в качестве государственного начала в государствах-княжествах. Анализ функционирования института вече в государствах-княжествах, которые существовали на территории Беларуси в Х-ХІІІ веках, а также в Великом Новгороде, Пскове, Киеве и других городах позволяет утверждать, что институт вече имел ''двойную'' природу. С одной стороны, вече действовало как классический орган государства, который имел довольно широкие властные полномочия: решение вопросов войны и мира, законодательства, заключения договоров, осуществления правосудия. С другой стороны, по характеру своей деятельности, по порядку организации, по своих полномочиях вече сохраняло ''классические'' элементы самоуправления, которые были характерны родоплеменной организации власти первобытного общества [21, с.4].

Вече существовало в Витебске, Друцке, Полоцке, Турове. Собиралось оно обычно на торговой площади, возле собора и в иных значимых местах по инициативе князя, княжьей рады или группы свободных людей. Все решения на вече принимались большинством голосов, о чем можно было судить по силе возгласа ''Любо'' или ''Не любо'' [20, с. 17].

Во многих городах (Великий Новгород, Псков) вече начало выбирать должностных лиц - посадников, тысяцких и других, которые начали контролировать деятельность князя. Более того, часть своих властных полномочий, например, в Великом Новгороде, князь мог реализовать только после согласия на это посадника и тысяцкого.

Полномочия вече никогда не были определены точно и однородно. Они то расширялись за счет властных полномочий князя, то сужались, когда княжеская власть в зависимости от обстоятельств внешнего и внутреннего характера ''перетягивала'' на себя часть государственно-властных полномочий вече. Но вече решало и много других вопросов жизнедеятельности наших предков, которые не имели государственно-правовой природы, а касались исключительно внутренних вопросов славянской общины и обеспечивались традиционными ''общинными'' методами и средствами, финансировались не из государственной казны, а путем объединения материально-финансовых средств членов общины. К этим вопросам относились ремонт и строительство новых дорог, мостов, других мест и средств общего пользования, торговые дела и т.д. Именно при решении этих вопросов вече и действовало как орган самоуправления в современном его понимании.

Развиваясь и приспосабливаясь к новым социально-экономическим и политическим условиям, вечевая форма правления просуществовала в некоторых землях и городах Беларуси (Витебск, Полоцк) вплоть до XV в., уступив место более современной форме самоуправления, организованного на основе магдебургского права.

Рассматривая организацию самоуправления в Х-ХІІІ веках, необходимо принимать во внимание, что вече было не единственным институтом, в деятельности которого можно наблюдать самоуправленческие начала. Рядом с местными органами государственного управления в государствах-княжествах активно действовали органы местного самоуправления, которые решали практически все вопросы жизнедеятельности общины, за исключением тех, которые относились к компетенции князя.

Учитывая относительно слабый характер государственной власти в то время и тот факт, что государство практически ассоциировалось с центральными органами государственной власти, можно смело утверждать, что основная масса вопросов жизнедеятельности, земли княжества решалась органами (институтами) самоуправления.

И.А. Юхо отмечает, что в тех местах, где жили государственные крестьяне, и не было замков, действовали органы крестьянского самоуправления - крестьянские сходы и старцы, которые на этих сходах выбирались.

На крестьянских сходах распределялись налоги, разбирались спорные дела между крестьянами. Старцы следили за исполнением общественных работ по строительству и ремонту дорог, мостов, собирали и отвозили налоги (дань) в определенное властями место, участвовали в осуществлении ''правосудия на копе'' [26, с. 112].

Копные суды были исключительно оригинальной формой непосредственной демократии и просуществовали на территории Беларуси вплоть до ХVIII века.

В отличие от вечевого или княжеского суда судьями в копных судах были простые крестьяне-домовладельцы, проживавшие на данной территории.

Рассматривались дела преимущественно о мелких хищениях, побоях, межевых спорах, колдовстве и т.п. Суд действовал на основе норм обычного права, сохранил свой надсословный характер: как равноправные субъекты судебного процесса в нем наряду с простыми крестьянами могли выступать шляхтичи, мещане городов, не обладавших магдебургским правом, заинтересованные представители других сословий [20, с. 18].

Таким образом, еще на заре развития белорусской государственности в государствах-княжествах Х-ХІІІ вв. действовали определенные самоуправленческие начала, которые проявлялись в деятельности вече (народного собрания), общинных органов самоуправления (крестьянских сходов и старцев).

1.2 МАГДЕБУРГСКОЕ ПРАВО КАК ИНСТИТУТ САМОУПРАВЛЕНИЯ В ВЕЛИКОМ КНЯЖЕСТВЕ ЛИТОВСКОМ


Известно, что в начале становления Великого княжества Литовского (ВкЛ) в нем сохранялись и действовали традиционные для восточных славян формы самоуправления в городах. Продолжало действовать городское вече, которое имело большое значение, особенно в городах восточной Беларуси - Полоцке и Витебске.

Вместе с тем, начиная с конца ХVI века, в городах и местечках Беларуси начинает формироваться качественно новая форма самоуправления - на основе так называемого ''магдебургского права''. Первым городом на Беларуси, который получил право на самоуправление на основе магдебургского права, было Берестье. 15 августа 1390 г. Великий князь Литовский и Король Польский Ягайло выдал берестейцам Привилей на самоуправление. В 1391 г. такой Привилей получил город Гродно. Золотым веком свободных белорусских городов стала вторая половина XVI и первая половина XVII в. Интенсивность наделения правами самоуправления снижается на рубеже XVII - XVIII вв. В этот период окончательно формируется структура управления ''магдебургским'' поселением.

Магдебургские города освобождались из-под государственной юрисдикции воевод и старост, в них приостанавливалось действие ''права русского и литовского'', создавались самостоятельные, избираемые гражданами органы самоуправления - рада или магистрат, оформляются его атрибуты - печать и герб. Всего на этнических землях Беларуси функционировало около 120 свободных магдебургских поселений [20, с. 20].

В целом под магдебургским правом в юридическом смысле можно понимать совокупность норм права, которые регулируют жизнедеятельность граждан и жителей местечек. Оно не представляло собой некой одной универсальной для всего государства системы норм права, так как вводилось путем отдельных Привилеев (юридических документов) на самоуправление обычно за подписью Великого князя для отдельных городов и местечек.

В разных городах и местечках были общие моменты в организации самоуправления, общие свободы и вольности. Однако каждый из городов и каждое местечко, которые имели Привилеи на магдебургское право, владели только для них свойственными, отличительными правами и вольностями. Это обусловлено рядом самых разных факторов - экономических, социальных, демографических и даже географических. В качестве примера можно привести Привилей на магдебургское право от 1497 г., который получил город Гродно. В соответствии с данным Привилеем гродненцам разрешалось построить на реке Нёман мельницу, молоть зерно и собирать чинш при этом чинш с каждого лица за услуги [21, с. 9].

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты