Эволюция института местного самоуправления в Беларуси

Выделяются два вида Привилеев - первоначальный (фундационный) и подтверждающий (конфирмационный). Первоначальным назывался Привилей, которым впервые в своей истории какой-либо город или местечко получали право на самоуправление. К подтверждающим относятся те Привилеи, которые получали города и местечки при вхождении на престол нового Великого князя. Все дело в том, что каждый новый Великий князь имел право пересмотреть все Привилеи на самоуправление, которые были выданы его предшественниками. При этом он мог или подтвердить право на самоуправление и выдать свой Привилей, или не выдавать Привилей по каким-либо причинам. В таком случае город или местечко теряли право на самоуправление. Каждый город и каждое местечко, которые владели правом на самоопределение, как правило, имели от пяти до тринадцати основных и конфирмационных Привилеев.

Оригинал текста Привилея хранился в Ратуше - месте самоуправления в том городе или местечке, которому было дано право на самоуправление. О выдаче Привилея делалась запись в книге государственного архива (метрике) Великого княжества Литовского и в актовые книги земских судов соответствующих поветов.

Известны случаи, когда крупные магнаты самостоятельно выдавали привилеи населенным пунктам, находящимся в их собственности, но они нуждались в подтверждении Великого князя. На заключительном этапе существования Речи Посполитой привилеи выдавались соймом.

С получением привилея на самоуправления населенный пункт приобретал качественно новый правовой статус, в силу которого становился автономной юридической единицей в государстве. По магдебургскому праву мещане освобождались от феодальных повинностей, им гарантировалось свободное занятие ремеслами, торговлей, земледелием, выборы своих органов власти. Ремесленники образовывали свои профессиональные объединения - цеха. Существенным было то, что магдебургское право ликвидировало сословную и иную духовную, светскую, замковую юрисдикцию на территории города и прилегающих местностей, интегрируя регион в единый территориально-хозяйственный комплекс. Одновременно обеспечивался равный правовой статус горожан с представителями иных сословий. В соответствии со статутами Великого княжества Литовского, и в частности со ст. 69 раздела четвертого Статута 1588 г., каждый мещанин магдебургского поселения мог на равных основаниях привлечь к ответственности представителей высших сословий - ''если бы кому из мещан наших права магдебургского какая обида произошла от князей, панов и земян и подданных, а они бы добровольно дать удовлетворение не желали или справедливости с подданных своих не осуществили, тогда такого каждого мещанин может в земский суд поветовый вызвать и далее поступать против него согласно порядку права и статуту земскому'' [22, с. 234].

Главным органом управления являлся магистрат, состоявший из двух коллегий: рады и лавы, возглавляемых бургомистром и войтом. Бургомистр, который назначался из числа ратных войтом и утверждался в должности Великим князем, представлял центральную государственную власть и выступал одновременно в качестве высшей судебной инстанции. Рада выполняла функции представительной, а бургомистр - исполнительной власти. Таким образом, обеспечивалось сочетание интересов центра и местного населения. Лава состояла из двенадцати лавников и выполняла исключительно судебные функции по уголовным делам. Рада осуществляла руководство местным хозяйством, управляла собственностью, обеспечивала общественный порядок, выступала в качестве судебной инстанции по гражданским судам.

Магистрат размещался, как правило, в специальном здании - ратуше, которое отличалось своей архитектурой и было одной из достопримечательностей города.

К числу наиболее ответственных должностных лиц местной власти относились писари и шаферы. Писарь присутствовал на заседаниях органов магистрата и вел записи в магистратских книгах, выдавал копии магистратских документов. Шаферы выполняли функции современных ревизоров и обеспечивали рациональное использование муниципального имущества и финансовых средств.

В рамках обеспечения общественного порядка формировалась муниципальная полиция, в компетенцию которой входила также и пожарная безопасность, соблюдение правил торговли, рассмотрение бытовых споров между жителями, сбор налогов в местный и государственный бюджеты.

К органам самоуправления, существующим в городах с магдебургским правом, следует отнести и объединения мещан, которые существовали в виде цехов, старост, братств (для ремесленников), союзов подмастерьев. В цеха объединялись ремесленники одной или нескольких близких профессий. Деятельность цехов регулировалась Уставами и привилеями на магдебургское право, выдаваемыми городам. Первоначально цеховой устав утверждался магистратом города, в котором основывался цех. С конца XVI в. каждый цех добивался его утверждения специальной королевской грамотой, а затем он уже регистрировался в городских книгах [8, с. 93].

Все ремесленники в цехах по правовому положению делились на три группы: мастеров, подмастерьев и учеников. Управление цехом осуществлял цехмистр (староста). Его избирали мастера, основавшие цех, и, как правило, на один год. Членство в цехах было принудительным, так как никто не мог заниматься ремеслом в городе, пока не вступит в цех [18, с. 41-42].

Состав магистрата и его коллегий в различных поселениях был неодинаков, сроки, на которые занимали должности бургомистр и войт, были различными в зависимости от величины и значения города (местечка) и иных местных особенностей.

Таким образом, обладание магдебургским правом:

 -обеспечивало горожанам равенство юридического статуса с представителями иных сословий;

 -освобождало от государственной юрисдикции воевод и старост;

 -предоставляло свободу выбора профессий и рода занятий, гарантий личной свободы и участие в осуществлении власти через выборы;

 -возлагало равную ответственность перед законом.

Наличие на территории Беларуси влиятельного местного самоуправления обеспечивало социальную стабильность и общественный мир.

Практика реализации магдебургского права подтверждает, что развитие самоуправления не только не ослабляет центральную власть, а, напротив, является важнейшим условием обеспечения действенного централизма. Центральная власть выступала гарантом становления и упрочения самоуправления, а самоуправление было заинтересовано в укреплении положения Великого князя. Рациональное взаимодействие центральной власти с местным самоуправлением позволяло обуздать бюрократическо-чиновничий произвол. Местное самоуправление было выражением гражданских свобод и консолидации общества.

С включением белорусских земель в состав сверхцентрализованной Российской империи возможности городского местного самоуправления последовательно ограничивались вплоть до окончательной отмены магдебургского права в 1830-1840 гг.

Таким образом, предоставление белорусским городам Великого княжества Литовского самоуправления в ХV - ХVI вв. было несомненно признанием за ними важной роли в жизни государства, свидетельством значительных сдвигов в общественном сознании горожан, стремившихся к установлению демократических форм решения городских проблем.


2. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ БЕЛАРУСИ В ПЕРИОД НАХОЖДЕНИЯ В СОСТАВЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ. ЗЕМСКАЯ РЕФОРМА


После присоединения белорусских земель к Российской империи, как уже отмечалось, действие магдебургского права на Беларуси было отменено. Произошли значительные изменения в правовом положении городского населения и жителей белорусских местечек. На городское население было распространено ''Жалованная грамота городам'' Екатерины ІІ от 1785 г., а правовое положение жителей тех белорусских местечек, которые потеряли магдебургское право, было приравнено к правовому положению крестьян Российской Федерации.

''Жалованная грамота'' потребовала, чтобы все горожане были записаны в ''городские обывательские книги'', которые должны были вестись во всех городах Российской империи. ''Обывательская книга'' делилась на шесть разделов (частей). В первый раздел книги заносились фамилии ''настоящих обывателей'', к которым принадлежали самые богатые и знатные горожане. Во второй раздел должны были быть записаны купцы трех гильдий с капиталом от 1 до 50 тысяч рублей. Третий раздел - ''цехи'' - содержал сведения о цеховых мастерах и их учениках. Четвертый - об иногородних и зарубежных гостях. В пятый раздел - ''именитые граждане'' - записывались лица с академическими и университетскими дипломами, банкиры, художники, бургомистры, которые выбирались на должность и др. Шестой, последний раздел книги был посвящен посадским людям, ''кто промыслом, рукоделием или работой в том городе кормится'', а также другим горожанам, которые не вошли в предыдущие разделы [21, с. 18].

''Жалованная грамота городам'' определяла льготы для каждой социальной группы горожан, которые были записаны в этих шести разделах. ''Настоящие обыватели'', купцы имели право иметь фабрики, свободно выбирать место жительства и ездить по городу парой или четверкой лошадей. Посадским людям позволялось иметь трактиры и лавки, но запрещалось ездить в карете и на двух лошадях.

''Жалованная грамота городам'' устанавливала для мещан и другие ограничения: они должны были платить подушные подати, исполнять рекрутскую и другие повинности.

Становлению местного самоуправления в Российской империи положил начало подписанный 1 января 1864 г. Александром ІІ Указ Правительствующему Сенату о введении губернских и уездных земских учреждений в России. Таким образом, новые органы управления и самоуправления создавались в губерниях и уездах, но отсутствовали на нижнем уровне административно-территориального деления - в волостях. Главной целью земской реформы было передать часть задач, решаемых государственными органами, в ведение земств. Земская система основывалась на принципах организационной автономии, что отличало ее от иерархически соподчиненного государственного аппарата. Земская реформа проводилась в соответствии с ''Положением о земских учреждениях 1864 года''.

В составе земских учреждений, как на уровне уезда, так и в губернии в качестве представительных органов имелись земские собрания, а исполнительных - земские управы.

Уездное земское собрание состояло из депутатов (гласных), избираемых волостными и уездными избирательными собраниями. Собрания уездов избирали гласных губернского земского собрания. В состав губернских земских собраний входили также представители уездных предводителей дворянства, председатели уездных земских управ, начальники управлений земледелия и государственного имущества, депутаты от духовенства и другие лица.

Управа была подотчетна земскому собранию, но при осуществлении своих полномочий обладала необходимой самостоятельностью. Однако в первые два десятилетия существования правоспособность земств имела в основном частноправовой характер и реализовывалась в рамках хозяйственных и социальных мероприятий: сельское хозяйство, ветеринария, распространение агрономических знаний, развитие местной промышленности, ведение статистики, народное образование, страховое и пожарное дело и т.п.

Очередные земские собрания собирались один раз в год по распоряжению земских управ с согласия губернаторов. Внеочередные собрания созывались исключительно губернаторами, которые и определяли их повестку дня. Губернское собрание могло заседать до 20 дней, а уездное - до 10 дней. Собрания были правомочными, если в заседании участвовало не менее половины гласных. Губернское собрание открывалось губернатором, а уездное - предводителем дворянства. Решения принимались большинством голосов от присутствующих. В случае равенства голосов голос председательствующего считался решающим [21, с. 20].

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты