Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки

7. Федеральные органы исполнительной власти наделены государством особыми государственно-властными полномочиями, которые реализуются в специальных правовых формах, отличающихся от правовых форм деятельности органов других ветвей власти; обладают компетенцией, установленной в различных нормативных правовых актах (конституциях, законах, положениях, уставах, приказах и т. д.). В компетенцию, как правило, включаются в качестве основных компонентов задачи, права, обязанности, полномочия и ответственность органа исполнительной власти. В пределах своей компетенции органы издают правовые акты управления и обеспечивают их выполнение. В содержание полномочий органов исполнительной власти входят:

а)исполнительно-распорядительная деятельность;

б)контрольно-надзорные функции;

в)действия юридического характера и принятие решений, вызывающих важные правовые последствия;

г)нормотворческая деятельность;(Не имеет права нормотворчества)

д)правоохранительная (юрисдикционная) деятельность.

8.Федеральный орган исполнительной власти постоянно и непрерывно действует на определенной территории РФ.

9 Федеральные органы исполнительной власти наделены правом нормотворческой деятельности, т. е. правом издания актов управления (административных актов). Для решения поставленных задач и осуществления функций государственного управления каждый орган исполнительной власти имеет право издавать правовые акты управления. Акты управления являются подзаконными правовыми актами, т. е. они издаются в обязательном соответствии с требованиями и положениями законов и развивают их, а также обеспечивают решение возникающих в сфере управления споров и административных дел. В соответствии с указом Президента РФ от 13.10.2004 №1315 «Вопросы Федеральной Регистрационной службы» не может выполнять функции по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности.

10. Определен нормативно установленный порядок образования, формирования, реорганизации и ликвидации федерального органа исполнительной власти.

11. Каждый федеральный орган исполнительной власти имеет свое наименование. Это Федеральная Регистрационная служба – Росрегистрация.

12. Федеральными законами и законами субъектов РФ предусмотрена ответственность федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц.

13. Федеральный орган исполнительной власти— юридическое лицо — имеет гербовую печать, может вступать в гражданско-правовые отношения.

14. Финансирование федерального органа исполнительной власти осуществляется за счет средств федерального бюджета или средств бюджета субъекта РФ, предусмотренных отдельной статьей[1].

Правовой статус федеральных органов исполнительной власти характеризуется тем, что эти органы являются самостоятельными и независимыми именно в осуществлении предоставленных им полномочий. Независимость от органов законодательной власти устанавливается Конституцией РФ, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, а также другими нормативными правовыми актами. Превышение пределов установленных компетенций означает незаконное присвоение властных полномочий.

Таковы наиболее общие черты, совокупность которых позволяет получить необходимое предоставление об административной правосубъектности федеральных органов исполнительной власти.

Исходя из этого можно сделать вывод, что федеральный орган исполнительной власти – государственная организация, часть системы органов государственной власти Российской Федерации, учреждённая самим государством для исполнения и обеспечения исполнения законов и иных нормативных правовых актов, реализации функций государственного управления во всех сферах жизни государства и общества посредством использования специальных форм и методов осуществления управленческих действий, обладающих соответствующей структурой, компетенцией, государственно-властными полномочиями и штатом государственных служащих.Из этого вытекает, что федеральная служба по надзору в сфере образования и науки – это федеральный орган исполнительной власти осуществляющий контрольные, надзорные, организационные, мобилизационные и другие функции в сфере образования и науки.


1.2 Место федеральной службы по надзору в сфере образования и науки в системе федеральных органов исполнительной власти

Конституция РФ, закрепляя единую систему органов исполнительной власти в Российской Федерации, не дает их полного перечня; неясны конституционные термины «система» и «структура» федеральных органов исполнительной власти, отсутствует четкая научная классификация субъектов, нет законов о федеральных органах исполнительной власти. Ликвидация этих пробелов позволила бы на уровне субъектов Федерации разработать и внедрить различные модели их управленческих органов. При этом законы и положения о всех звеньях управления обязательно должны включать все элементы их правового статуса: цели, функции, связи, полномочия, ответственность, организацию работы.

В Российской Федерации создано множество органов исполнительной власти, различающихся по уровню их нахождения в структуре исполнительной власти, роли и масштабу деятельности, сферам и отраслям управления, порядку принятия решений, способу образования, характеру компетенции, в связи с чем представляется важным вопрос классификации этих органов

За последнее десятилетие система органов, выражающих федеральную исполнительную власть, подвергалась неоднократным изменениям в целях определения Значительную роль при этом сыграли указы Президента РФ. Назовем в их числе Указ «О системе центральных органов федеральной исполнительной власти» от 30 сентября 1992 г.; «О структуре федеральных органов центральной исполнительной власти» от 10 января 1994 г.; «О системе федеральных органов исполнительной власти» от 14 августа 1996 г.; «О структуре федеральных органов исполнительной власти» от 14 августа 1996 г.; «Вопросы федеральных органов исполнительной власти» от 6 сентября 1996 г.; «О совершенствовании структуры федеральных органов исполнительной власти» от 17 марта 1997 г.; «О структуре федеральных органов исполнительной власти» от 30 апреля 1998 г. и от 22 сентября 1998 г. и «О системе и структуре Федеральных органов исполнительной власти» от 9.03.2004 (с изменениями от18.11.04). На основе последнего Указа строится действующая сейчас система этих органов. Система федеральных органов исполнительной власти представляет собой совокупность органов государственного управления, установленных Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными федеральными нормативными правовыми актами и имеющих свое специальное назначение, организационную структуру и нормативно определенную компетенцию для решения задач и осуществления функций управления.

Система федеральных органов исполнительной власти представляет собой совокупность органов государственного управления, установленных Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными федеральными нормативными правовыми актами и имеющих свое специальное назначение, организационную структуру и нормативно определенную компетенцию для решения задач и осуществления функций управления.

К числу федеральных органов исполнительной власти можно отнести следующие органы:

1. Правительство РФ.

2. Федеральные министерства, которые являются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности. Федеральное министерство возглавляет входящий в состав Правительства РФ министр Российской Федерации (федеральный министр). Федеральное министерство самостоятельно осуществляет правовое регулирование в установленной сфере деятельности, координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств. Федеральное министерство не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, правоприменительные функции, а также функции по управлению государственным имуществом.

3.  Федеральные службы являются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы. Федеральная служба по надзору в установленной сфере деятельности может иметь статус коллегиального органа. Федеральная служба в пределах своей компетенции издаёт индивидуальные правовые акты и не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование (кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации), а федеральная служба по надзору – также управление государственным имуществом и оказание платных услуг. Федеральная служба может быть подведомственна Президенту Российской Федерации или находиться в ведении Правительства Российской Федерации.

4.  Федеральные агентства являются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору. Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор) федерального агентства. Федеральное агентство может иметь статус коллегиального органа. Федеральное агентство в пределах своей компетенции издаёт индивидуальные правовые акты и не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности, а также функции по контролю и надзору (кроме случаев, устанавливаемы указами Президента Российской Федерации). Федеральное агентство ведёт реестры, регистры и кадастры[2].

Конкретный перечень существующих в настоящее время федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств определён Указом Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки находится в ведении Министерства образования и науки РФ. Министерство возглавляет входящий в состав Правительства РФ министр Российской Федерации.

Территориальные органы федеральных министерств и ведомств РФ входят в единую систему органов исполнительной власти РФ и осуществляют свою деятельность под руководством соответствующих федеральных органов федеральной исполнительной власти, а по вопросам, входящим в компетенцию краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, — во взаимодействии с соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ. Таким образом, территориальные органы федеральной исполнительной власти не входят в систему органов исполнительной власти соответствующих субъектов РФ, так как они являются подразделениями федеральных органов государственной власти и непосредственно подчиняются последним. Территориальные органы исполнительной власти взаимодействуют с администрациями соответствующих субъектов РФ.

Структура и штаты территориальных органов определяются федеральными органами исполнительной власти по согласованию с исполнительными органами субъектов РФ.

Самым существенным в административно-правовой характеристике территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти является то, что они, действуя на территории субъектов РФ, не входят в систему органов исполнительной власти этих субъектов. В этом смысле они являются организационным звеном системы соответствующих федеральных органов исполнительной власти, вертикально подчиненным последним. Поэтому их невозможно квалифицировать в качестве местных органов исполнительной власти.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты