Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки

Не меньшее внимание уделено вопросу привлечения научных и иных организаций, а так же ученых и специалистов для проработки вопросов отнесенных к компетенции Службы. Привлекаемый персонал выполняет научную работу, участвует в подготовке проектов нормативных документов, работают в качестве экспертов и научных консультантов.

Для реализации возложенных на Службу функций она наделена правом осуществлять функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета. В связи с этим правом она осуществляет финансирование образовательных учреждений на основе установленных нормативов финансирования. Федеральные нормативы финансирования образовательных учреждений ежегодно устанавливаются федеральным законом ,принимаемым одновременно с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной год .Нужно отметить что региональные и местные нормативы финансирования должны учитывать специфику образовательного учреждения, нормы финансирования негосударственных образовательных учреждений не могут быть ниже нормативов финансирования аналогичных государственных и муниципальных образовательных учреждений, образовательные учреждения в праве привлекать, в порядке установленным законодательством РФ ,дополнительные финансовые, в том числе валютные ,средства за счёт предоставления дополнительных платных услуг, а так же за счёт добровольных пожертвований и целевых взносов физических и юридических лиц.

Полномочия Службы достаточно широки и нет смысла раскрывать их полностью, но нужно отметить те которые небыли затронуты выше: а) обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;

б) организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы в установленный законодательством Российской Федерации срок;

в) обеспечивает мобилизационную подготовку Службы;

г) организует профессиональную подготовку работников аппарата Службы, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку;

д) осуществляет в установленном порядке сбор, накопление и обработку отчетности и иной документированной информации, в том числе с ограниченным доступом, в области контроля качества образования, науки, научно-технической деятельности, молодежной политики и аттестации научных и научно-педагогических кадров;

е) осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в ходе деятельности Службы.

Из вышеизложенного мы видим, что полномочия Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки достаточно обширны и затрагивают все сферы деятельности Службы. Они не сводятся к регулированию правовых отношений только внутри страны, а распространяются и на иностранные государства (в пределах своей компетенции) которые поддерживаются международными договорами РФ.


2.2 Организация деятельности федеральной службы по надзору в сфере образования и науки как федерального органа исполнительной власти


Организация деятельности Службы непосредственно связана с реализацией её основных задач. К таким задачам относятся : осуществление государственной политики в сфере образования, обеспечивающей сохранение единого образовательного пространства РФ и необходимые условия для реализации конституционных прав граждан России на получение образования и для удовлетворения потребностей государства и общества в работниках квалифицированного труда; разработка и реализация системы управления сферой научной деятельности, координация научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в учреждениях и организациях сферы образования, реализация кадровой политики в сфере образования и сфере научной деятельности; совершенствование организационно-экономического механизма функционирования сферы образования; информатизация сферы образования; организация и развитие международного сотрудничества в сфере образования, участие в формировании единого образовательного пространства .

Реализация этих задач возложена на руководителя Службы, который назначается на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации по представлению Министра образования и науки Российской Федерации.

Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Службу функций.

Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Министром образования и науки Российской Федерации по представлению руководителя Службы.

Количество заместителей руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки устанавливается Правительством Российской Федерации. Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки разрешено иметь до 3 заместителей руководителя, а также в структуре центрального аппарата до 5 управлений по основным направлениям деятельности Службы.

Установлена предельная численность работников центрального аппарата Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки которая составляет 161 единицу (без персонала по охране и обслуживанию зданий).

Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки распределяет обязанности между своими заместителями. Права должностных лиц определяются в установленном законодательством порядке в соответствии с их должностями. При этом не допускается приравнивание их к более высоким должностям в форме наделения правами по этим должностям или присвоения должностного ранга.

Руководитель Службы представляет Министру образования и науки Российской Федерации:

а) проект положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки;

б) предложения о предельной численности и фонде оплаты труда работников Службы;

в) предложения о назначении на должность и освобождении от должности заместителей руководителя Службы;

г) ежегодный план работы и прогнозные показатели деятельности Службы, а также отчет о ее деятельности;

д) предложения по формированию федерального бюджета и финансированию Службы;

е) в установленном порядке назначает на должность и освобождает от должности работников Службы;

ж) решает в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной службы в Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки.

З) утверждает структуру и штатное расписание аппарата Службы в пределах установленных Правительством Российской Федерации численности и фонда оплаты труда работников, смету расходов на ее содержание в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете;

и) на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации издает приказы по вопросам, отнесенным к компетенции Службы.

К её компетенции относятся:

1.реализует федеральные целевые программы в области образования;

2.разрабатывает с участием других федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, образовательных учреждений и организаций системы образования, общественных объединений федеральные целевые, межгосударственные и межведомственные программы и проекты в области образования и научной деятельности в системе образования;

3.организует работу по формированию целевых программ разработки и производства учебной техники, пособий и оборудования для образовательных учреждений, формирует программы научно-исследовательских работ в этой области и обеспечивает их реализацию;

4.разрабатывает типовые положения об образовательных учреждениях, разрабатывает и утверждает типовые положения о филиалах государственных учреждений высшего и среднего профессионального образования и порядок их организации;

5.обеспечивает контроль за реализацией законодательства в области образования, научной деятельности в системе образования и аттестации научных и научно-педагогических работников;

6.определяет с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти перечень профессий и специальностей, по которым ведутся профессиональное образование и профессиональная подготовка в образовательных учреждениях;

7.координирует деятельность государственных образовательных учреждений независимо от их ведомственной принадлежности по вопросам определения объемов и структуры подготовки специалистов, а также определяет порядок организации их подготовки по профессиональным образовательным программам (направлениям, специальностям);

8.устанавливает порядок приема граждан в государственные учреждения среднего и высшего профессионального образования и перевода обучающихся из одного учебного заведения в другое;

9.определяет в пределах своей компетенции перечень учебной и учебно-методической литературы для образовательных учреждений, обеспечивающий реализацию федеральных компонентов государственных образовательных стандартов, разрабатывает и утверждает долгосрочные и краткосрочные программы выпуска учебной и учебно-методической литературы, технических и других средств обучения;

10.участвует совместно с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в формировании и реализации государственной научной и научно-технической политики, способствующей сохранению и развитию научного потенциала системы образования, взаимодействию высшей школы, фундаментальной и прикладной науки, повышению качества образовательного процесса;

11.организует разработку государственных образовательных стандартов и утверждает их федеральные компоненты, устанавливает федеральные требования к содержанию образования и разработке общеобразовательных программ и профессиональных образовательных программ;

12.осуществляет совместно с органами управления образованием субъектов Российской Федерации государственный контроль за качеством образования.

к) финансирование расходов на содержание Службы осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете .

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Место нахождения Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки - г. Москва.

Из рассмотренного параграфа видно, что механизм деятельности Службы четко отлажен и организован. Организация деятельности полностью возложена на руководителя Федеральной службы, который играет главную роль в её деятельности. По моему мнению такая чёткая организация достигается тем, что у Службы имеется ежегодный план работ ,штатное расписание аппарата на которое она опирается, а так же то что Службой проводится анализ прогнозных показателей её деятельности с помощью которого удается выявить и устранить возникающие трудности.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мною было проведено комплексное структурно-логическое исследование понятия, правового, закрепления, место нахождения, полномочий и организации деятельности Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки как федерального органа исполнительной власти.

В ходе работы были решены следующие задачи:

1.Рассмотрена государственно-правовая природа органов исполнительной власти обусловленных конституционным разделением государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Наличие в системе государственной власти исполнительных органов.

2.Поняли главную задачу федерального органа исполнительной власти.

3.Изучили организационную структуру федерального органа исполнительной власти.

4.Уточнили какими государственно-властными полномочиями наделены федеральные органы исполнительной власти.

А так же систематизировали знания связанные с компетенцией Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки.

Но, несмотря на это остались незатронутыми вопросы, касающиеся взаимодействия Службы с другими Федеральными органами исполнительной власти.

Проведён анализ принципов деятельности, организации работы, а также правовой базы по данной службе, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки является Федеральным органом исполнительной власти.

Раскрыты полномочия Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки.

Понятием Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки является частным случаем понятия Федеральных органов исполнительной власти и включает в себя основные его положения.

Таким образом по работе в целом можно сделать вывод:

Что федеральный орган исполнительной власти – государственная организация, часть системы органов государственной власти Российской Федерации, учреждённая самим государством для исполнения и обеспечения исполнения законов и иных нормативных правовых актов, реализации функций государственного управления во всех сферах жизни государства и общества посредством использования специальных форм и методов осуществления управленческих действий, обладающих соответствующей структурой, компетенцией, государственно-властными полномочиями и штатом государственных служащих. Из этого вытекает, что федеральная служба по надзору в сфере образования и науки – это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контрольные, надзорные, организационные, мобилизационные и другие функции в сфере образования и науки.

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки не является самостоятельной, а находится в ведении Министерства образования РФ. Служба вправе создавать территориальные органы исполнительной власти как и все остальные органы исполнительной власти. Их финансирование осуществляется из федерального бюджета. Но порядок их создания и деятельности определяется Правительством РФ и с разрешения Правительства РФ при согласовании с администрацией субъектов Российской Федерации. Их структура и штаты определяются в форме решений, принимаемых исключительно на заседаниях Правительства РФ согласованных с исполнительными органами РФ.

Полномочия Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки достаточно обширны и затрагивают все сферы деятельности Службы. Они не сводятся к регулированию правовых отношений только внутри страны, а распространяются и на иностранные государства (в пределах своей компетенции) которые поддерживаются международными договорами РФ.

Механизм деятельности Службы четко отлажен и организован. Организация деятельности полностью возложена на руководителя Федеральной службы, который играет главную роль в её деятельности . По моему мнению такая чёткая организация достигается тем, что у Службы имеется ежегодный план работ ,штатное расписание аппарата на которое она опирается, а так же то что Службой проводится анализ прогнозных показателей её деятельности с помощью которого удается выявить и устранить возникающие трудности.


СПИСОК НОРМАТИВНЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ


Нормативные акты:

1. Закон Российской Федерации «об образовании» от 07.08.2000г.№122-ФЗ

2. Указ Президента Российской Федерации «О системе федеральных органов исполнительной власти» от 14.08.1996г. №1176

3. Постановление Правительства Российской Федерации «О федеральной службе в сфере образования и науки» от 17.06.2004г. №300

4. Постановление Правительства Российской Федерации «Вопросы федеральной службы в сфере образования и науки» от 06.04.2004г. № 159

Учебная и научная литература:

1. «Административное право» : учебник для Вузов . Под ред. Бахрах Д.Н., Россинский Б.В.- Москва : Норма , 2004г.

2. «Административное право» :учебник / под ред. Козлова Ю.М., Попова Л.Л. : Юрист , 2004г.

3. Учебник «Административное право Российской Федерации»:Алёхин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М.-М., ИКД «Зерцало» 2003-608с.

4.Учебник «Курс Административного права и процесса» под ред. Тихомирова Ю.А.-М., Юристъ, 1998-798с.

5. Учебник «административное право» Габричидзе Б.Н. , Чернявский А.Г. изд. Проспект ,2004г.

6. Учебник «административное право России» часть 2. Под ред. Коренева А.П.: МЮИ МВД России. Изд. «Щит – М» 1997г.

Переодическая печать.

1.                 «Российская газета» от 26.09. 2000г. «Вопросы федеральной службы по надзору в сфере образования и науки»

2.                 «Аргументы и факты» от 12.10.2002г.


[1] Учебник «Административное право»: Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н.-М., Норма, 2004, стр.190.

[2]Учебник «Административное право»: Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н.-М., Норма, 2004, стр. 205.

[3] Постановление Правительства РФ «О федеральной службе по надзору в сфере образования и науки» от 17.06.2004г. № 300

[4] Федеральный закон РФ «Об образовании» от 07.08.2000г. №122-ФЗ

[5] «Административное право» Под ред. Габричидзе Б.Н.. Чернявский А.Г. Изд. Проспект 2004г.

[6] «Административное право России» часть 2 Под ред. Коренева А.П. :МЮИ МВД России. изд. «Щит-М» 1997


Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты