Трагические события в ряде регионов Российской Федерации – Чеченской республике, Северной Осетии, Ингушетии, непосредственно связанные с введением в отдельных регионах России чрезвычайного положения со значительным, а в отдельных случаях массированным применением вооруженной силы, требуют незамедлительной правовой экспертизы действующего механизма реализации ст. 88 Конституции РФ на предмет соответствия составных частей этого механизма, форм и методов его действия требованиям и критериям, изложенным в гл. 1 Конституции РФ, в которой речь идет о незыблемости основ конституционного строя (ст. 16).
Заключение
Итак, в ходе работы были выяснены следующие характеристики и черты федерального вмешательства в Российской Федерации:
- институт федерального вмешательства необходим как средство сохранения единства государства и пресечения сепаратистках тенденций;
- Приходится констатировать, что в российской Конституции 1993 г. практически нет упоминаний о контрольной функции государства, об институте федерального вмешательства. При всем этом контрольные механизмы за деятельностью субъектов федерации в России все же существуют, хотя они должным образом не закреплены в законодательстве и нуждаются в совершенствовании.
- Федеральное вмешательство как институт конституционного права является одним из элементов, форм конституционной ответственности в целом, применяемой ко всем участникам, субъектам конституционно-правовых отношений. Они различаются, прежде всего, по субъектам, видам, формам, санкциям, применяемым государством;
- В литературе последнего времени, посвященной данной проблематике, к мерам ответственности субъекта обычно относят: импичмент, отстранение главы исполнительной власти, снятие с должностей других руководителей субъектов; отмену актов органов власти субъекта федеральными органами власти или признание их не действительными федеральными судами; изъятие и перераспределение предметов ведения и полномочий в пользу федеральной власти; назначение спец-представителя для управления субъектом (прямое президентское или федеральное правление); ввод полицейских или военных подразделений на территорию субъекта; меры бюджетно-финансового воздействия;
- Среди видов федерального принуждения, которые уже есть или могли быть введены в правовую систему России, выделим: режим чрезвычайного положения; президентское правление; институт федеральной интервенции (вмешательства) в компетенцию субъекта; ликвидация субъекта Федерации путем присоединения его территории к другим субъектам или превращения его в федеральную территорию.
Список литературы
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации. «Инфра-М», М.: 2003.
2. Федеральный конституционный закон «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образовании и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» от 17 декабря 2001 г.
3. Федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении» от 30 мая 2001 г.
4. Федеральный закон «О безопасности» от 5 марта 1992 г.
5. Указ Президента РФ «О мероприятиях по восстановлению конституционной законности и правопорядка на территории Чеченской республики» 30 ноября 1994 г. № 2137.
6. Указ Президента РФ «О мерах по пресечению деятельности незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской республики и в зоне осетино-ингушского конфликта» от 9 декабря 1994 г. № 2166.
7. Постановление Правительства РФ «Об обеспечении государственной безопасности и территориальной целостности Российской Федерации, законности, прав и свобод граждан, разоружения незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики и прилегающих к ней регионов Северного Кавказа» от 9 декабря 1994 г. № 1360.
Научная и учебная литература
8. Абдулатипов Р.Г. Национальный вопрос и государственное устройство России. М., 2000.
9. Барциц И.И. Правовое пространство России. Вопросы конституционной теории и практики. М., 2000. С. 408.
10. Бачило И.Л., Сергеенко Л.А., Шорина Е.В. О правовом статусе органов управления в условиях безопасности // Право и чрезвычайные ситуации.
11. Брокгауз Ф.А., Эфрон И.А. Энциклопедический словарь. Современная версия. М., 2002. С. 483.
12. Демидов А.И. Учение о политике: философские основания. М., 2001.
13. Домрин А. Государственно-правовой институт чрезвычайного положения: постановка проблемы // Конституционный вестник. 1992. № 13.
14. Комментарий к постановлениям Конституционного суда Российской Федерации / Отв. ред. Эбзеев. В 2-х т. М., 2000. Т. 1.
15. Лучин Конституция Российской Федерации. Проблемы реализации. М., 2002.
16. Матузов Н.И., Малько А.В. Политико-правовые режимы: актуальные аспекты // Общественные науки и современность. 1997. № 1.
17. Медушевский А.Н. Сравнительное конституционное право и политические институты. Курс лекций. М., 2002.
18. Научная основа стратегии устойчивого развития Российской Федерации / Под. общ. Ред. М.Ч. Залиханова, В.М. Матросова, А.М. Шелехова. М., 2002.
19. Самуйлов С.М. Чрезвычайное положение: О праве Президента на введение чрезвычайного положения // новое время. 1990. № 40.
20. Чиркин В.Е. Конституционное право: Россия и зарубежный опыт. М., 1998.
21. Эбзеев Б.С. Государственное единство и целостность Российской федерации: конституционно-правовые проблемы. М., 2003.
22. Эбзеев Б.С. Государственное единство и целостность Российской федерации: конституционно-правовые проблемы. М., 2003.
[1] Эбзеев Б.С. Государственное единство и целостность Российской федерации: конституционно-правовые проблемы. М., 2003. С. 305.
[2] Барциц И.И. Правовое пространство России. Вопросы конституционной теории и практики. М., 2000. С. 408.
[3] ФЗ 6.10.99 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в ред. от 25.12.2008г.).
[4] ФКЗ от 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» (ред. от 7.03.2005г.).
[5] Научная основа стратегии устойчивого развития Российской Федерации / Под. общ. Ред. М.Ч. Залиханова, В.М. Матросова, А.М. Шелехова. М., 2002. С. 24-25.
[6] Там же. С. 211.
[7] Абдулатипов Р.Г. Национальный вопрос и государственное устройство России. М., 2000. С. 237.
[8] Там же. С. 240.
[9] Демидов А.И. Учение о политике: философские основания. М., 2001. С. 36.
[10] Там же. С. 37-39.
[11] Лучин Конституция Российской Федерации. Проблемы реализации. М., 2002. С. 359-360.
[12] Медушевский А.Н. Сравнительное конституционное право и политические институты. Курс лекций. М., 2002. С. 363.
[13] Эбзеев Б.С. Государственное единство и целостность Российской федерации: конституционно-правовые проблемы. М., 2003. С. 309.
[14] Там же. С. 310.
[15] Чиркин В.Е. Конституционное право: Россия и зарубежный опыт. М., 1998. С. 333.
[16] Там же.
[17] Там же. С. 335-336.
[18] Комментарий к постановлениям Конституционного суда Российской Федерации / Отв. ред. Эбзеев. В 2-х т. М., 2000. Т. 1: С. 242-243.
[19] Матузов Н.И., Малько А.В. Политико-правовые режимы: актуальные аспекты // Общественные науки и современность. 1997. № 1. С. 63.
[20] Там же.
[21] Брокгауз Ф.А., Эфрон И.А. Энциклопедический словарь. Современная версия. М., 2002. С. 483.
[22] Демидов А.И. Учение о политике: философские основания. М., 2001. С. 74.
[23] Матузов Н.И., Малько А.В. Политико-правовые режимы: актуальные аспекты // Общественные науки и современность. 1997. № 1. С. 64.
[24] СЗ РФ. № 2446-1. В ред. от 25 июля 2002 г.
[25] СЗ РФ от 13 июня 1996 г. С изменениями и дополнениями от 30 декабря 1999 г. № 23. Ст. 2750.
[26] Самуйлов С.М. Чрезвычайное положение: О праве Президента на введение чрезвычайного положения // новое время. 1990. № 40; Домрин А. Государственно-правовой институт чрезвычайного положения: постановка проблемы // Конституционный вестник. 1992. № 13; Бачило И.Л., Сергеенко Л.А., Шорина Е.В. О правовом статусе органов управления в условиях безопасности // Право и чрезвычайные ситуации. 1992; Хессе К. Основы конституционного права в ФРГ. М., 1994.