Феодальное право в странах западной Европы
Содержание
Вступление
1. Источники феодального права
2. Юристы и применение права
3. Судоустройство и судопроизводство
4. Имущественные правоотношения
5. Семейное право
6. Уголовное право
Выводы
Литература
Вступление
Средними веками в Европе ученые называют период от падения Западной Римской империи (476 г.) к падению Восточной Римской империи или Византии (1453 г.). Это время существования особого общественного порядка, который пришел на смену рабовладельческому. Феодальное общество так же, как и рабовладельческое, было классовым, оно базировалось на эксплуатации человека человеком. Отличие состоит в том, что за феодализма трудящиеся были уже не рабами, а лишь лично зависимыми от своих господ, в ли худшем случае, крепостными представителей господствующего класса, который назывался классом феодалов. Феодализм как общественный порядок был неминуемой и необходимой стадией в истории развития человечества, но в сравнении с рабовладельческим порядком он выступает более прогрессивным явлением, хотя характеризуется еще слабым общественным разделением труда.
Феодализм был более прогрессивным в сравнении с рабовладельческой общественно-экономической формацией. Его экономической основой являлась собственность феодала на средства производства и неполная собственность на непосредственного производителя.
Известные два основных пути становления феодализма:
1) возникновения феодализма и, соответственно, феодального государства и права, непосредственно из первобытнообщинного порядка, минуя рабовладельческую общественно-экономическую формацию и рабовладельческое государство и право. Такой путь прошли германцы, славяне и много других народностей.
2) формирования феодальных отношений в недрах рабовладельческого порядка, преобразование рабовладельческого общества в феодальное, а рабовладельческого государства и права - в феодальное государство и право. Этот путь характерный, например, для Византии.
Феодализму был присущий более высокий уровень развития продуктивных сил. В новых экономических условиях господствующий класс не был заинтересован в эксплуатации рабской работы, она была невыгодной экономически.[9;112]
В период феодализма основной производитель, лишенный собственности на землю, все же имел средства производства, свое частное хозяйство, но был вынужден отдавать часть своей работы или ее плодов - феодалу.
Феодальное право франков, Франции, Англии, Германии и стран Центральной и Восточной Европы в полной мере отразило всю своеобразность феодального общества в отдельных европейских странах, а вместе с тем и общие закономерности, присущие развитию феодального права вообще.
1. Источники феодального права
По характеру источников права средневековая Франция распадалась на две большие области — север и юг.
На севере Франции преобладало неписаное, обычное право. В основе его лежали варварские правды V-VII веков, так или иначе приспособляемые к феодальным отношениям. К этому правовому материалу прибавились с течением времени обычаи, выросшие из судебных решений по конкретным делам, королевские "капитулярии", ордонансы и пр. На юге страны, где экономические отношения были более развиты, чем на севере, удержалось видоизмененное римское право (применявшееся со времен римского господства). Соответственно с тем юг называли "страной писаного права", а север — "страной обычного права".
Старые германские обычаи действовали и по всей Германии. На их основе развился так называемый феодальный кодекс — смесь обычаев, регулировавших отношения сюзеренитета-вассалитета, феодальной собственности и пр.
В отличие от обычного права государств континентальной Европы, английское обычное право было общим для всей страны. Этому способствовала деятельность высших судов. Важное значение имели также королевские "ассизы" — законы. Они изменяли и дополняли старинные правовые обычаи, восходившие к судебникам англосаксонских королей.
Переломными для истории европейского права были ХП-ХШ века. В это время появляются первые кодификации (сборники) права, начинается рецепция римского права, возникает городское право, все большее распространение получает право каноническое.
Самой ранней попыткой кодификации феодального права был составленный в ХІІ веке Ломбардский сборник. Он содержал в себе нормы права, выработанные в судах Милана и других североитальянских городов.
Ломбардский сборник послужил образцом для Франции. В течение ХІІІ столетия здесь появляется немалое число собственных правовых компиляций. Составлялись они частными лицами и потому имели главным образом справочный характер. Наиболее важной из этих компиляций были Великие кутюмы Нормандии (около 1275 г.).
Большую известность приобрела компиляция местного права, составленная профессиональным юристом (бейлифом и сенешалом) Бомануаром. Она выходит за пределы собственно округа Бове, толкуя о многих таких нормах, которые были приняты в других провинциях (о праве крестьян продать и заложить свой надел, купить землю, лежащую за пределами своей провинции и т. д. Бомануар же написал, что, если кредитор говорит, что он дал взаймы, но не получил долга, а должник утверждает, что он его возвратил (уплатил) и не будет представлено доказательств ни с той, ни с другой стороны, должно довериться должнику).
Сборники, фиксировавшие местные обычаи (кутюмы), давали им толкование, способствовали единообразному применению права.
В XV столетии во Франции насчитывалось около 60 больших сборников кутюмов и не менее 300 малых. Можно вполне понять Вольтера, писавшего: "Когда путешествуешь по Франции, то меняешь законы всякий раз, когда меняешь лошадей".
Большой известностью пользовались немецкие компиляции ХІІІ столетия, особенно Саксонское зерцало и Швабское зерцало.
Первое, написанное в 1230 году, принадлежит перу судьи Эйке фон Ребхофа. Первоначально оно было написано по-латыни, затем переведено на немецкий.
Саксонское зерцало состоит из двух частей. В первой излагается "земское право", северо-восточных областей Германии. К нему относились нормы государственного, гражданского, уголовного и процессуального права. Во второй части излагается "ленное право" — нормы, регулировавшие отношения между феодалами.
Кодекс проникнут идеями верховенства князей над императорами, независимости отдельных областей Германии. В этом смысле он достойный предшественник "Золотой буллы".
Появившееся позднее Швабское зерцало воспринимает некоторые принципы Саксонского зерцала, но ориентируется главным образом на право южногерманских областей.
По особому пути в том же ХIII столетии шло развитие английского права. С этого времени здесь стали записывать в особые книги — свитки тяжб — судебные решения, вступившие в законную силу.
Постепенно входит в жизнь правило, что судебные решения, вынесенные вышестоящим судом и занесенные должным образом в свитки тяжб, имеют силу закона для всех нижестоящих судов, когда они рассматривают аналогичное дело или сталкиваются с аналогичной ситуацией. На эти решения можно было ссылаться, как ссылаются на закон. Так возник и утвердился в Англии судебный прецедент — узаконенный пример для решения аналогичных дел. Совокупность прецедентов составила в своей основе общее право Англии.
Возникновение общего права не может считаться вопросом вполне выясненным. Полагают, что разъездные королевские судьи, отправляя правосудие на местах, руководствовались местными обычаями, о которых они узнавали через присяжных. Возвращаясь к себе в Вестминстер — резиденцию высших судов в Англии, — они отбирали "лучшее" в массе местных обычаев или попросту отдавали предпочтение тому или другому из известных им обычаев.
Это стремление вполне объяснимо, если иметь в виду, что Англии удалось избежать распадения на уделы и сохранить от времен нормандского завоевания весьма сильную центральную власть, а значит, и единую для всей страны администрацию. Разнообразие правовых обычаев было для нее нетерпимым явлением.
Постепенно стало считаться, что самой существенной частью прецедента является не столько само решение, сколько его обоснование, и таким образом судьи не были обязаны следовать буквальному тексту предшествующего решения.
В практике применения прецедентов старые англосаксонские обычаи стали дополняться и видоизменяться еще и под воздействием реципированного римского и канонического права, а еще больше в результате произвольного толкования обычая.
Наиболее важные решения стали издаваться в виде Ежегодников.
Что касается компиляций, то наибольшим авторитетом пользовался сборник известного юриста Гленвила (ХII в.). Нельзя не сказать и о судье Королевской скамьи Брактоне, авторе трактата "О законах и обычаях Англии" (сер. ХIII века).
Самым же значительным сборником английского феодального права следует считать так называемый Fleta, составленный неизвестным лицом в лондонской тюрьме (Флит) около 1290 года.
Общее право представляется обычно гибким, то есть легко приспособляющимся к новым обстоятельствам, но поначалу оно таким не было. Судьи тяготели к строгой формальности, к "отвердеванию" прецедента. Они выработали 39 так называемых приказов, под которые стремились подводить все возможные варианты исковых притязаний. А когда это не удавалось, отказывали в иске.
Но жизнь, в особенности экономическая, не терпит застывших форм регулирования. Стороны стали искать защиты у короля и его администрации. Они справедливо ссылались на ущерб, причиняемый им судами общего права, терявшимися, например, перед таким новым для них делом, как фрахт морских судов или что-нибудь в том же роде, чего не знали и не могли знать старинные обычаи англосаксов.
Тогда-то и возникают уже упоминавшиеся нами суды справедливости. Первым из них был суд лорда-канцлера, действовавший по поручению самого короля. Суд справедливости не был связан не только нормами общего права, но и никакими нормами права вообще: каждое его решение было правотворчеством в собственном смысле, и это считалось естественным, поскольку он действовал по прямому поручению короля.
Постепенно вошло в обычай, что решения лорда-канцлера имеют значение прецедента, подобно решениям судов общего права, но только для судов справедливости.[13;187]
Таким образом возникли две системы прецедентного права, из которых последняя отличалась большей приспособляемостью к меняющимся условиям жизни.
Начиная с XIV века все большее значение приобретают такие источники права, как закон, королевское распоряжение, решения высших судов.
Во Франции в интересах объединения страны с помощью легистов, приглашенных в королевскую курию, издаются ордонансы, эдикты и другие акты по вопросам уголовного, гражданского и процессуального права. Их действие распространялось на всю страну. То же значение имела деятельность парижского парламента.
В Англии начиная с ХIII века издаются статуты и ордонансы по различным вопросам права. Статутами назывались акты парламента, получившие утверждение (санкцию) короля; ордонансами — акты самого короля.
В более позднее время, в ХVII столетии, во Франции издаются систематические собрания законов вроде Торгового или Морского кодексов, а также более известного Большого ордонанса 1670 года, кодифицировавшего процессуальное право.
Тем не менее, кутюмы оставались, а вместе с ними и раздробленность права, его партикуляризм.
Среди немецких кодификаций права XVI-ХVIII веков заслуживает быть отмеченной знаменитая "Каролина", изданная вскоре после поражения Крестьянской войны 1525 года (в 1532 г.).
В качестве единого свода законов для всей громадной, пестрой по своему составу Германской империи "Каролина" (названная так по имени императора Карла) могла бы иметь уже по одному этому — известное положительное значение. Но ее "всеобщность" значительно умалялась оговоркой, принятой по настоянию князей: "Мы не желаем, однако, лишать курюрстов, князей и сословия их исконных, унаследованных и правомерных обычаев".[8;110]