Договор финансовой аренды (лизинга) заключается, как правило, на определённый срок. Соответственно по окончании срока действия договора и при выполнении сторонами всех обязательств по договору, лизинговые правоотношения прекращаются. Однако бывают ситуации, когда одна из сторон досрочно расторгает договор. Ниже я опишу основания одностороннего расторжения договора финансовой аренды (лизинга), а также его изменения.
В Гражданском кодексе Российской Федерации, отсутствуют какие-либо нормы регламентирующие изменение и расторжение данного вида договоров (кроме п. 2 ст. 668, который даёт право арендатору (лизингополучателю) в случае не передачи арендодателем (лизингодателем) лизингового имущества в предусмотренные договором сроки потребовать расторжения договора и возмещения убытков). С учётом того, что лизинг относится к аренде, правила изменения и расторжения договора изложены в общих положениях об аренде. В Федеральном Законе «О финансовой аренде (лизинге)» вообще отсутствуют нормы, регламентирующие изменение и расторжение договора. Только в п. 6 ст. 15 Закона указано, что в договоре лизинга стороны могут оговорить обстоятельства, которые считают бесспорным нарушением обязательств и которые ведут к прекращению действия договора.
Договор финансовой аренды (лизинга) может быть изменён или расторгнут любой из сторон по следующим основаниям:
при существенном нарушении договора одной из сторон (ущерб нанесенный другой стороне в следствии чего она теряет то на что могла рассчитывать);
при существенном изменении обстоятельств;
в иных случаях, предусмотренных договором.
Договор финансовой аренды (лизинга) в одностороннем порядке может быть расторгнут в случае существенного изменения обстоятельств при наличии одновременно следующих условий:
в момент заключения договора стороны исходили из того, что такое изменение обстоятельств не произойдёт;
изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть;
из обычаев делового оборота или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несёт заинтересованная сторона.
В соответствии со ст. 619 Гражданского кодекса Российской Федерации, по требованию арендодателя (в нашем случае лизингодателя) договор аренды (в том числе и финансовой) может быть досрочно расторгнут судом в следующих случаях:
· если арендатор пользуется имуществом с существенным нарушением условий договора либо с неоднократными нарушениями;
· арендатором существенно ухудшается имущество;
· более двух раз подряд по истечении установленного договором срока платежа арендатор не вносит арендную плату (в нашем случае лизинговые платежи);
· если арендатор не производит капитальный ремонт имущества в установленные договором аренды сроки, в случаях, когда производство капитального ремонта является обязанностью арендатора (в соответствии с законом или договором).
После расторжения договор лизингодатель вправе потребовать возврата лизингополучателем в разумный срок имущество (предмет лизинга). При этом все расходы, связанные с возвратом имущества, в том числе расходы на его демонтаж, транспортировку и тому подобное несёт лизингополучатель.
В ст. 620 Гражданского кодекса Российской Федерации указаны основания расторжения судом договора аренды (в том числе и финансовой) по инициативе арендатора (в нашем случае лизингополучателя):
арендодатель не предоставляет имущество в пользование арендатору либо создаёт препятствие пользованию им;
переданное имущество имеет недостатки, препятствующие пользованию;
арендодатель не производит капитальный ремонт, если это является его обязанностью;
имущество в силу обстоятельств, за которые арендатор не отвечает, окажется в состоянии, не пригодном для его использования.
При операциях международного лизинга проблема расторжения договора и изъятия имущества в случае невыполнения обязательств по договору лизинга решается в п. 2 ст. 13 Конвенции УНИДРУА. Там сказано, что в случае существенного нарушения арендатором (лизингополучателем) договора, арендодатель (лизингодатель) может расторгнуть договор лизинга и после такого расторжения:
а) восстановить владение оборудованием (то есть изъять имущество);
б) потребовать возмещения убытков.
Таким образом, изменение и расторжение договора финансовой аренды (лизинга) производится по общим правилам, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для договоров в целом, и аренды, в частности, а изменение или прекращение договора финансовой аренды (лизинга) в суде возможно только после соблюдения заинтересованной стороной досудебного порядка урегулирования разногласий, то есть налицо претензионный характер разрешения спора.
7 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ЛИЗИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Мерами государственной поддержки деятельности лизинговых организаций (компаний, фирм) могут быть:
- разработка и реализация федеральной программы развития лизинговой деятельности в Российской Федерации или в отдельном регионе как части программы среднесрочного и долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации или региона;
- создание залоговых фондов для обеспечения банковских инвестиций в лизинг с использованием государственного имущества;
- долевое участие государственного капитала в создании инфраструктуры лизинговой деятельности в отдельных целевых инвестиционно-лизинговых проектах;
- меры государственного протекционизма в сфере разработки, производства и использования наукоемкого высокотехнологичного оборудования;
- финансирование из федерального бюджета и предоставление государственных гарантий в целях реализации лизинговых проектов (Бюджет развития Российской Федерации), в том числе с участием фирм-нерезидентов;
- предоставление инвестиционных кредитов для реализации лизинговых проектов;
- предоставление банкам и другим кредитным учреждениям в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, освобождения от уплаты налога на прибыль, получаемую ими от предоставления кредитов субъектам лизинга, на срок не менее чем три года для реализации договора лизинга;
- предоставление в законодательном порядке налоговых и кредитных льгот лизинговым компаниям (фирмам) в целях создания благоприятных экономических условий для их деятельности;
- создание, развитие, формирование и совершенствование нормативно-правовой базы, обеспечивающей защиту правовых и имущественных интересов участников лизинговой деятельности;
- предоставление лизингополучателям, ведущим переработку или заготовку сельскохозяйственной продукции, права осуществлять лизинговые платежи поставками продукции на условиях, предусмотренных договорами лизинга;
- отнесение при осуществлении лизинговых операций в агропромышленном комплексе к предмету лизинга племенных животных;
- создание фонда государственных гарантий по экспорту при осуществлении международного лизинга отечественных машин и оборудования.
Так государство помогает лизинговым организациям (компаниям, фирмам) осуществлять свою деятельность, функционировать на российском и международном рынке.
Заключение
Все сказанное позволяет сделать следующий вывод. Основным в лизинге является именно процесс инвестирования лизингодателем имеющимися в его распоряжении финансовыми средствами лизингополучателя, который получает данную финансовую помощь в виде передачи ему во временное владение и пользование специально приобретённого для него имущества у определённого им же продавца. Несмотря на свою особенность в виде участия в лизинговых правоотношения трёх субъектов: лизингодателя, лизингополучателя и продавца, договор финансовой аренды (лизинга) является исключительно двусторонним. Договор купли-продажи, а также некоторые другие факультативные договора заключаются во исполнение самого договора лизинга, который заключается только между двумя сторонами: лизингодателем и лизингополучателем.
В заключение моей работы хочу ещё раз подчеркнуть огромную значимость лизинга для российской экономики и сделать вывод: на сегодняшний день в Российской Федерации финансовая аренда (лизинг) как гражданско-правовой институт уже сложилась. Хотя по сравнению с экономически развитыми странами удельный вес лизинга в общем объёме инвестиций в российскую экономику пока ещё ничтожно мал, потенциал у финансовой аренды огромный. Лизинг имеет множество преимуществ по сравнению с другими гражданско-правовыми экономическими институтами, из которых основным является то, что:
1. лизинг даёт возможность получить оборудование во владение и пользование без его полной оплаты;
2. благодаря лизингу можно организовать новое производство без мобилизации необходимых крупных финансовых ресурсов;
3. благодаря лизингу есть возможность модернизации производства без привлечения заёмного капитала;
4. при лизинге есть возможность опробовать оборудование до его полной оплаты или использовать оборудование только в течение периода, когда оно необходимо.
Именно лизинг позволяет самым выгодным образом согласовывать интересы производителей и потребителей, банков и лизинговых компаний. Лизинг – более выгодный способ приобретения (пользования) оборудования по сравнению с его покупкой или обычной арендой. Поэтому можно с уверенностью предположить - количество заключаемых лизинговых договоров российскими предпринимателями будет возрастать из года в год и, в конце концов, удельный вес лизинга в общем объёме инвестиций достигнет уровня ведущих, успешно развивающихся стран. Что в конечном итоге приведёт к обновлению основных средств и материально-технической базы предприятий российских предпринимателей, и как следствие к экономическому росту нашего государства.
Список используемой литературы:
Нормативно- правовые актов:
1 Конституция Российской Федерации // Российская газета от 25 декабря 1993 года, №237.
2 Конвенция УНИДРУА о международном лизинге от 28 мая 1988 года // Собрание законодательства РФ, 1999, №32, ст. 4040.
6 Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (Федеральный Закон №95-ФЗ от 24 июля 2002 года // Собрание законодательства РФ, 2002, №30, ст. 3012).
7 Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть I от 30 ноября 1994 года в ред. от 21.03.2002 // Собрание законодательства РФ, 1994, №32, ст. 3301; Часть II от 26 января 1996 года в ред. от 17.12.1999 // Собрание законодательства РФ, 1996, №5, ст. 411; Часть III от 26 ноября 2001 года // Собрание законодательства РФ, 2001, №49, ст. 4552).
5 Налоговый кодекс Российской Федерации (с изм. и доп. от 30 марта, 9 июля 1999 г., 2 января, 5 августа, 29 декабря 2000 г., 24 марта, 30 мая, 6, 7, 8 августа, 27, 29 ноября, 28, 29, 30, 31 декабря 2001 г., 29 мая, 24, 25 июля, 24, 27, 31 декабря 2002 г., 6, 22, 28 мая, 6, 23, 30 июня, 7 июля, 11 ноября, 8, 23 декабря 2003 г., 5 апреля, 29, 30 июня, 20, 28, 29 июля, 18, 20, 22 августа, 4 октября, 2, 29 ноября, 28, 29, 30 декабря 2004 г.)