1) коэффициент платежеспособности в отчетном году составил 1,1. Следовательно, это значение больше 1 на 0,1. Это свидетельствует о том, что предприятие является платежеспособным;
2) коэффициент текущей ликвидности в отчетном году составил 1,44. Он больше нормативного показателя на 0,44. Это свидетельствует о том, что организация в состоянии рассчитаться со своими краткосрочными обязательствами.
3) расчет коэффициентов покрытия задолженности, финансовой неустойчивости, банкротства, соотношения кредиторской и дебиторской задолженности показали, что предприятие устойчиво в финансовом отношении.
Как видно, рассчитанные показатели в норме. Следует отметить, что организация в состоянии рассчитываться по своим долговым обязательствам. Однако если в будущем сумма по кредитам и дебиторская задолженность будут расти, то это может привести к неудовлетворительной работе организации, а в последствии и к банкротству.
Табл. 1-Комплексный финансовый анализ предприятия
Коэффициенты и показатели |
расчет |
Предыдущий год |
Отчетный год |
Средний норматив |
Сравнение с нормативом отчетного года |
Оценка тенденции за год |
Общая оценка |
коэффициент платежеспособности |
6919/(2020+4201); 8916/(1915+6190) |
1,112 |
1,100 |
1,000 |
+0,100 |
+ |
+ |
коэффициент абсолютной ликвидности |
223/4201; 87/6190 |
0,053 |
0,014 |
0,330 |
-0,316 |
+ |
- |
коэффициент промежуточной ликвидности |
(6919-28)/4201; (8916-68)/6190 |
1,640 |
1,429 |
0,500 |
-0,929 |
+ |
- |
коэффициент общей ликвидности |
6919/4201; 8916/6190 |
1,647 |
1,440 |
1,000 |
+0,440 |
+ |
+ |
коэффициент текущей ликвидности |
6919/4201; 8916/6190 |
1,647 |
1,440 |
1,000 |
+0,440 |
+ |
+ |
коэффициент покрытия задолженности |
1743/(2020+4201); 2166/(1915+6190) |
0,280 |
0,267 |
|
|
+ |
+ |
коэффициент финансовой неустойчивости |
(2020+4201)/6919; (1195+6190)/8916 |
0,899 |
0,909 |
|
|
+ |
+ |
коэффициент банкротства |
(2020+4201)/7964; (1915+6190)/10271 |
0,781 |
0,789 |
|
|
+ |
+ |
коэффициент соотношения кредиторской и дебиторской задолженности |
(2020+4201)/(320+4529); (1915+6190)/(385+5722) |
1,283 |
1,327 |
|
|
+ |
+ |
1.3 Нормативно-правовое обеспечение процедуры банкротства
Правовое регулирование отношений, связанных с банкротством субъектов предпринимательства, имеет большое значение для успешного проведения экономических реформ в Республике Беларусь.
Наличие действенного законодательства о банкротстве будет способствовать формированию эффективной экономики рыночного типа, поскольку в процессе санации и ликвидации несостоятельных должников предполагается оздоровление экономической ситуации за счет значительного сокращения задолженности по платежам в бюджет, снижения объема бюджетного финансирования, сокращения размеров кредиторской задолженности, уменьшения числа убыточных предприятий. Закон Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 22 июня 2000 г., одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 30 июня 2000 г., подписан Президентом Республики Беларусь 18 июля 2000 г. и официально опубликован 11 августа 2000 г.
До вступления в силу указанного Закона о банкротстве в Республике Беларусь действовал Закон «Об экономической несостоятельности и банкротстве» от 30 мая 1991 г., в который вносились только незначительные редакционные изменения.
Он не содержал норм, регулирующих санацию экономически несостоятельных субъектов хозяйствования, деятельность доверенных лиц, назначаемых хозяйственным судом, кредиторов, должника.
Поэтому в целях повышения эффективности законодательства об экономической несостоятельности (банкротстве) Президентом Республики Беларусь, Правительством, Высшим Хозяйственным Судом, Комитетом по санации и банкротству при Министерстве по управлению государственным имуществом и приватизации (далее - Комитет по санации и банкротству), другими государственными органами было подготовлено и принято 15 нормативных актов в развитие норм Закона 1991 г. В их числе:
- Декрет Президента Республики Беларусь от 26 октября 1998 г № 16 «О дополнительных мерах по взысканию задолженности с субъектов хозяйствования»;
- Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 9 ноября 1998 г. №1721 «Об утверждении положения о доверенном лице в производстве по делу об экономической несостоятельности и банкротстве субъектов хозяйствования»;
- Постановление Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь №9 от 22 июня 2000 г. «О порядке назначения хозяйственными судами ликвидационных комиссий, управляющих, ликвидаторов и их деятельности при ликвидации юридических лиц»;
- ряд других актов законодательства.
Практическое применение Закона 1991 г. показало, что он не позволял в современных условиях эффективно обеспечивать производство по делам о банкротстве.
Проект нового Закона Республики Беларусь « Об экономической несостоятельности (банкротстве)» был разработан Комитетом по санации и банкротству совместно с Высшим Хозяйственным Судом Республики Беларусь с учетом новых Гражданского Кодекса (далее ГК) и Хозяйственного процессуального кодекса ( далее ХПК). В его основу положен Модельный закон СНГ «О несостоятельности (банкротстве)», принятый межпарламентской Ассамблеей государств-участников СНГ 6 декабря 1997 г. При его разработке учитывался опыт применения аналогичного законодательства в Германии, Швеции, США, Франции, а также Российской Федерации, практика хозяйственных судов Республики Беларусь и арбитражных судов Российской Федерации.
Законопроект успешно прошел международную экспертизу.
Однако опыт других государств в чистом виде в условиях Беларуси использовать невозможно, так как экономические и правовые условия в республике имеют существенные особенности. В практике применения законодательства о банкротстве Российской Федерации проявились отдельные отрицательные эффекты, приведшие, в частности, к вторичному перераспределению собственности, которое зачастую носит характер агрессивного и криминального передела, использованию механизма банкротства в целях устранения конкурента с рынка, завладению чужими материальными, финансовыми ресурсами и к другим злоупотреблениям.
С учетом изложенного несколько изменена концепция Закона о банкротстве. В нем акцент сделан на процедуре санации, предусматривающей меры по оздоровлению должника, т.е. восстановлению его платежеспособности.
Закон о банкротстве устанавливает основания для признания хозяйственным судом должника банкротом или объявления должником о своем банкротстве; регулирует порядок и условия проведения производства по делу о банкротстве, осуществления мер по предупреждению банкротства и иные отношения, возникающие при неплатежеспособности должника, в целях проведения его санации, а при невозможности проведения санации или отсутствии оснований для ее проведения — в процессе ликвидации должника — юридического лица или прекращения деятельности должника — индивидуального предпринимателя и освобождении его от долгов.
В основу Закона о банкротстве положены следующие принципы:
- четкое определение сторон и других лиц, участвующих в деле о банкротстве, а также иных участников процесса, их прав и обязанностей;
- подробная регламентация всех процессуальных действий;
- приоритетность проведения санации, наличие правовых и экономических механизмов стимулирования ее проведения;
- максимальный, с процессуальной точки зрения, демократизм по отношению к действиям должника и кредиторов;
- наличие института антикризисных управляющих на всех стадиях производства;
- широкая гласность процесса через республиканские средства массовой информации;
- гарантированность от злоупотреблений со стороны должника, кредиторов и управляющих;
- наличие гарантий со стороны государства по социальной защите трудовых прав работников должника;
- приоритетность мирового соглашения на всех стадиях производства по делу о банкротстве и т.д.
При рассмотрении дела о банкротстве должника Закон о банкротстве предусматривает следующие процедуры: защитный период, конкурсное производство, санацию, ликвидационное производство и мировое соглашение. Данные процедуры применяются хозяйственным судом в соответствии с хозяйственным процессуальным законодательством, а также Законом о банкротств как нормативным актом специального действия, предусматривающим особенности порядка хозяйственного судопроизводства.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9