Форма государства Испании

Сенаторы и Депутаты  избираются на 4 года, прекращают свои полномочия через четыре года или после роспуска.

В парламентской практике  Испании существует необычный институт – это Постоянная депутатская комиссия (Постоянная Депутация). Этот орган состоит не менее чем  из 21 депутата пропорционально отражающих фракционное распределение мест в палатах. Постоянная Депутация существует для непрерывного осуществления парламентских полномочий. К функциям этого органа относится созыв внеочередных заседаний палаты и все остальные полномочия палат, когда те распущены или истек срок мандата их членов.  

В каждой палате Генеральных Кортесов создаются политические группы. Для регистрации группы необходимо членство в ней не менее 15 депутатов или 10 сенаторов. Палаты в своем составе также формируют постоянные и специальные комиссии. Комиссии при формировании должны отражать партийное представительство в соответствующей палате. Так же в испанском Парламенте создаются смешанные комитеты.

Исполнительные и распорядительные функции в Испании осуществляет Правительство. Согласно Конституции «Правительство осуществляет руководство внутренней и внешней политикой, управление гражданскими и военными делами и защитой государства…»[11].

Кандидатуру на пост Председателя Правительства на рассмотрение депутатов вносит монарх после консультации с представителями политических групп, составляющих парламент.

«Кандидатура главы правительства должна получить одобрение абсолютного большинства членов Конгресса депутатов. Члены правительства назначаются и увольняются королем по предложению председателя правительства, они могут совмещать свою деятельность с депутатскими полномочиями. В случае вотума недоверия со стороны парламента, ухода в отставку или смерти его главы правительство в полном составе подает в отставку»[12].


4.     Форма государственного устройства Испании.

4.1.         Понятие государственного устройства.


История существования государства свидетельствует о том, что во всех века разные государства отличались друг от друга внутренним строением, т.е. способом территориального деления (административно-территориальные единицы, автономные политические образования, государственные образования, обладающие суверенитетом), а также степенью централизации государственной власти (централизованные, децентрализованные, организованные по принципу демократического централизма). Все выше перечисленные явления в современной юридической теории принято объединять в один термин – форма  государственного устройства, под которой понимается «территориальная орга­низация государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями»[13].

При всем многообразии форм государственного устрой­ства двумя основными среди них являются унитарная и фе­деративная. Третья форма государственного устройства – конфедерация, но на современной политической  карте мира она фактически не встречается.

Также необходимо добавить, что форма государственного устройства делится на две группы: внутренние и межгосударственные устройства. К внутренним, можно отнести унитарную и федеративную форму государственного устройства, а к межгосударственным – конфедерацию.  Конфедерация государств не рассматривается, как внутренняя форма государственного устройства, потому что является союзом государств, объединением международно-правового характера с международным договором. Также стоит заметить, что многие авторы полагают, что конфедерация не является самостоятельным государством, а всего лишь содружест­вом, «союзом абсолютно независимых государств, созданным для дос­тижения каких – либо конкретных целей (оборона от общего врага, экономическое развитие, политическое объединение и т. д.)»[14].


4.2. Особенности устройства государства Испании.

Испания является унитарным государством. Государство разделено на 52 провинции, объединенных в 17 автономных областей, которые в значительной степени самостоятельно решают вопросы развития. Каждая область имеет свой парламент и правительство. Члены муниципалитетов провинций избираются общинами, и вместе с областными парламентами посылают своих представителей в сенат Национального Законодательного собрания в Мадриде. Депутаты нижней палаты (350 человек) избираются прямым общенародным голосованием на четырехлетний срок и имеют несколько больше полномочий, например, могут высказывать вотум недоверия правительству. В нескольких автономных областях, (например, Стране Басков), статус государственного языка наравне с испанским получают языки местные.

Тем не менее, несмотря на значительную автономию, некоторые малые народности (в первую очередь Баски) настаивают на еще большей независимости от центральной власти и зачастую даже выступают за создание полностью суверенного государства. Из-за этого ситуация в Испании зачастую становится напряженной: случаются террористические акты, столкновения с полицией и демонстрации. Впрочем, правительство Испании твердо настроено на мирные переговоры и старается держать ситуацию под контролем.

В число 17 автономных сообществ, входят также удаленные регионы, например, Балеарские Острова в Средиземном море, Канарские Острова в Атлантическом океане и даже города Сеута и Мелилья на северном побережье Африки – остатки богатого колониального прошлого Испании.


5.     Политический режим.

5.1. Понятие политического режима.

С формой государства тесно связан политический ре­жим, значение которого в жизнедеятельности той или иной страны исключительно велико. Например, изменение политического режима (даже если форма правления и форма государственного устройства остаются прежними) обычно приводит к резкому изменению внутренней и внешней поли­тики государства. Вызвано это тем, что политический ре­жим связан не только с формой организации власти, но и с ее содержанием.

Политический режим — это методы осуществления по­литической власти, итоговое политическое состояние в об­ществе, которое складывается в результате взаимодействия и противоборства различных политических сил, функцио­нирования всех политических институтов и характеризует­ся демократизмом или антидемократизмом[15].

Приведенное определение позволяет выделить следую­щие признаки данного феномена:

Политический режим, прежде всего, зависит от того, какими методами в государстве осуществляется политичес­кая власть. Если это методы убеждения, согласования, за­конности, парламентаризма, если применяется только пра­вовое принуждение, то налицо прогрессивный, демократи­ческий режим. Когда же на первый план выходят методы насилия, в государстве складывается режим реакционный, антидемократический. Существуют режимы, где в той или иной степени сочетаются оба начала.

В каждой стране политический режим определяется соотношением, раскладом политических сил. В странах, где существует устойчивый баланс политических сил или дос­тигнуто долговременное национальное согласие, результа­том такого согласия является стабильный политический ре­жим. Но если в стране верх берут, то одни, то другие силы, политический режим постоянно изменяется.

При демократическом режиме высшие органы государства имеют мандат народа, власть реализуется в его интере­сах демократическими и правовыми методами. Здесь права и свободы человека и гражданина всесторонне гарантированы и защищены, закон господствует во всех сферах общества. Крайне недемократическим является тоталитарный фа­шистский режим, когда власть переходит в руки реакцион­ных сил, осуществляется диктаторскими, насильственными методами. Права и свободы человека и гражданина ничем и никем не защищаются, в обществе царят произвол и безза­коние.

Таким образом, изучение методов и способов, с помощью которых государство управляет проживающими на его территории людьми, т.е. политического режима, становится также объективно необходимым для постижения формы государства.

Теория государства и права выделяет несколько основных видов политического режима, которые применялись в многовековой истории государственности. Эти виды представляют собой широкий диапазон между авторитарным и демократическим режимами.




4.2. Особенности политического режима в Испании.

После смерти диктатора Франко, Испания начала отказываться от идеологической системы. 22 ноября принц Хуан Карлос, ставший главой государства, был коронован королем Испании под именем Хуана Карлоса I.

Итоги учредительных выборов, состоявшихся в Испании в 1977 г., отразили мирный и плавный характер перехода страны к демократии. К 1970-м годам авторитарный режим Франке, ранее похожий на германский нацизм и итальянский фашизм, заметно смягчился. Преемник Франке - король Хуан Карлос 1 - не нуждался в ломке старого аппарата власти. Речь с самого начала шла о реформе, которой сочувствовали многие деятели старого режима.

Основная опасность для процесса демократизации исходила от военных и представителей репрессивного аппарата франкизма, которые давали понять, что не признают его итогов, если у власти окажутся партии, ранее действовавшие в подполье - Испанская социалистическая рабочая партия (ИСРП) и Коммунистическая партия Испании (КПИ). Массовый переход деятелей старого режима на сторону этих партий был, таким образом, исключен не только по идеологическим причинам, но и по соображениям политической целесообразности. Поэтому ведущей силой демократизации стал "центристский" Союз демократического центра (СДЦ) А.Суареса (назначенного премьер-министром еще до "учредительных выборов") -коалиция христианских демократов, либералов и социал-демократов. ИСРП и КПИ поддержали процесс демократизации и отказались от любых действий, способных подтолкнуть военных к вмешательству в политику.

На "учредительных выборах" 1977 г. победил СДЦ - партия, с которой большинство испанцев связывало успех демократизации. На второе место вышла сравнительно хорошо организованная и безоговорочно поддерживавшая переход к демократии левая партия - ИСРП. При таком раскладе политических сил роль оппозиции процессу демократизации естественно отходила к партии, наиболее тесно связанной с прежним режимом, и эта партия могла быть только правой по своей идеологической ориентации.

Таким образом, расклад политических сил Испании, сложившийся в 1977 г. (и подтвержденный в 1979), исходно характеризовался сравнительно низкими уровнями представительности всех "блоков", что обусловливалось как сохранением единства правящего СДЦ, так и длительным организационным опытом левых оппозиционных партий. Можно предположить, что такой расклад мог бы сохраниться и по итогам выборов 1982 г. - но лишь при условии успешной экономической политики. В действительности, цена демократизации и сопровождавших ее экономических реформ оказалась непомерно высокой для значительной массы испанцев. Правящий СДЦ, попав в "невыигрышный" сектор межпартийной конкуренции, больше не мог сохранять свое условное организационное единство. Он распался на несколько групп, и все они потерпели поражение на выборах. Испанский "центр" сохранился в основном в виде региональных партий.

В распоряжении испанского избирателя, стремившегося "наказать" правительство, были две возможности - он мог проголосовать либо за левую, либо за правую оппозицию. Результаты выборов показывают, что обе эти возможности были использованы, причем наибольшего относительного успеха добилась "партия-преемник" - НА, в то время как абсолютными победителями стали социалисты. Подобный исход выборов можно объяснить тем, что, голосуя против правительства, испанские избиратели не хотели выразить негативное отношение к процессу демократизации как таковому. В этом контексте оппозиционная, но демократическая ИСРП оказывалась идеальным кандидатом.

Правые в лице НА были настроены более оппозиционно, чем социалисты, но их приверженность демократии не была столь очевидной. В то же время НА не имел существенных конкурентов в "правой" части политического спектра, и его лидерам удалось постепенно преодолеть франкистский имидж. Коммунисты же оказались в крайне неблагоприятной ситуации: обыграть ИСРП они могли лишь за счет большей оппозиционности по отношению к экономической политике правительства, но чем критичнее в этом плане становились отдельные фракции КПИ, тем сомнительнее казалась их приверженность демократии. Неспособность коммунистов разрешить эту дилемму обернулась расколом и электоральным крахом КПИ.

Поэтому выявляется роль таких факторов, как итоги "учредительных выборов" и характер "партии-преемницы", в становлении формата испанской партийной системы. Учредительные выборы определили общее соотношение политических сил в стране, обеспечив лидирующее положение организационно неустойчивому СДЦ и превратив сплоченную ИСРП, выступавшую основным партнером "центристов" в процессе демократизации, в главную оппозиционную партию, что предотвратило фрагментацию "правого блока" и обусловило крах основной левой альтернативы социалистам.

6.     Заключение.

Испания — страна очень древней истории. Многочисленные архитектурные памятники, археологические находки указывают на значительное развитие финикийских, древнегреческих, карфагенских, римских и других древних поселений на территории страны.

    Испания испытала арабское владычество, которое, длилось восемь веков.  В начале XIX в. в Испанию вторглись войска Наполеона. На борьбу с захватчиками поднялся весь народ, развернулось массовое патриотическое движение.

К. Маркс и Ф. Энгельс, внимательно изучавшие историю Испании, отмечали, что борьба с французскими захватчиками и серия революций в Испании в XIX в. показали, что в испанском народе, несмотря на угнетение его феодалами и церковью, таятся огромные внутренние силы.

14 апреля 1931 г. испанский народ сверг ненавистную монархию. Народные массы не примирились с буржуазной республикой помещиков и капиталистов, пришедшей на смену монархии.

В октябре 1934 г. – произошло вооруженное восстание астурийских горняков. По инициативе Коммунистической партии Испании и при ее активном участии был создан Народный фронт, который добился блестящей победы на выборах в Кортесы 16 февраля 1936 г. Однако правительство Народного фронта не приняло действенных мер против врагов Испанской республики. Внутренняя реакция, перегруппировав свои силы, подняла мятеж армии против республики.

В результате прямой интервенции фашистских держав, которой благоприятствовала политика «невмешательства» Англии, Франции и США, Испанская республика потерпела поражение. К власти в Испании пришли круги, представляющие интересы наиболее реакционных слоев испанского общества. В годы второй мировой войны испанская экономика была поставлена на службу военной машине гитлеровской Германии. После разгрома германского фашизма усилилось экономическое и политическое проникновение США в Испанию. Неоднократные массовые народные выступления, показывают, что народ Испании не утратил стремления к свободе, демократии и независимости. В 1939 г. главой испанского государства, председателем правящей партии и главнокомандующим вооруженными силами Испании был провозглашен генерал Франко.

С 1942 г. действует законосовещательный орган Кортесы, значительная часть депутатов которых назначается сверху. В 1947 г. Испания была формально провозглашена монархией, но установление королевской власти должно произойти, как было объявлено, либо в случае смерти нынешнего главы государства, либо в случае его отставки.

Испания прошла долгий период в становлении демократизма. И она одна из не многих монархий в современном мире, которая установила в 20 веке политический режим – демократия.

7.     Список литературы.

  1. Арутюнян Г.Г. «Конституционное право энциклопедический словарь», М.: Норма, 2006. С. 544.
  2. Венгеров А.Б. «Теория государство и права», М.: Юрист, 1994, С.572.
  3. Дубровин В.Н. «Конституции зарубежных стран. Сборник», М.: Юрлитинформ, 2008, с.448.
  4. Еншбарян Р. В., Краснов Ю. К. «Теория государства и права»/ Уч. пособие. М.: Юрист, 1999. С. 352.
  5. Карельский В.М.   и Перевалов В.Д. «Теория государства и права», М.: Норма, 2003. С. 333.
  6. Карельский В.М., Перевалов В.Д. « Теория государства и права», М .: Норма, 2003 с.333.
  7. Сухарев А.Я. «Большой Юридический словарь 3-е издание», М.: Инфра-М, 2007. С. 858.




[1] Еншбарян Р. В., Краснов Ю. К. «Теория государства и права»/ Уч. пособие. М: Юрист, 1999. С. 78

[2] Карельский В.М. и Перевалов В.Д. «Теория государства и права» М.: Норма, 2003. С-184.

[3] Сухарев А.Я. «Большой Юридический словарь 3-е издание», М.: Инфра-М, 2007. С. 246

[4] Сухарев А.Я. «Большой Юридический словарь 3-е издание», М.: Инфра-М, 2007. С. 543

[5] Ст. 1. ч.3 Конституция Испании от 1978 года, Дубровин В.Н. «Конституции зарубежных стран. Сборник», М.: Юрлитинформ, 2008, с. 201.

[6]  Ст. 1. ч.1 Конституция Испании от 1978 года, Дубровин В.Н. «Конституции зарубежных стран. Сборник», М.: Юрлитинформ, 2008, с. 201.

[7] Ст. 167 ч. 1 Конституция Испании от 1978 года, Дубровин В.Н. «Конституции зарубежных стран. Сборник», с. 215

[8] Ст. 56 ч. 1 Конституция Испании от 1978 года, Дубровин В.Н. «Конституции зарубежных стран. Сборник», М.: Юрлитинформ, 2008, с. 206.

[9] Ст. 56 ч. 3 Конституция Испании от 1978 года, Дубровин В.Н. «Конституции зарубежных стран. Сборник», М.: Юрлитинформ, 2008, с. 206.


[10] Ст. 66 ч. 2 Конституция Испании от 1978 года, Дубровин В.Н. «Конституции зарубежных стран. Сборник», М.: Юрлитинформ, 2008, с. 207

[11] Ст. 97 Конституции Испании от 1978 года, Дубровин В.Н. «Конституции зарубежных стран. Сборник», М.: Юрлитинформ, 2008, с. 210.


[12] Арутюнян Г.Г. «Конституционное право энциклопедический словарь», М.: Норма, 2006. С.217

[13] Венгеров А.Б. «Теория государство и права», М.: Юрист, 2005, с. 119

[14]  Венгеров А.Б. «Теория государство и права», М.: Юрист, 2005, с. 121

[15] Карельский В.М., Перевалов В.Д. « Теория государства и права», М: Норма, 2000, с.191


Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты