Формирование и реализация государственной политики

Определение миссии, главной цели, целей и приоритетных направлений долгосрочного развития г. Барнаула

Миссия - обеспечение высокого качества жизни населения на основе целенаправленного преобразования города в промышленный, торговый, научно-образовательный, медицинский, культурный и транзитный центр на границе «Большого Алтая».

В Алтайском регионе на основе меморандума о развитии сотрудничества в рамках Международного координационного совета «Наш общий дом – Алтай» происходит взаимовыгодное приграничное сотрудничество на уровне исполнительных и законодательных органов власти шести приграничных территорий четырех стран: Казахстана (Восточно-Казахстанской области), Китая (Синьцзян-Уйгурского автономного района), Монголии (Ульгийского и Ховдского аймаков) и России (Алтайского края и республики Алтай).

Главная цель – достижение устойчивого экономического роста и переход на качественно новый уровень жизни населения городского округа.

Этапы достижения долгосрочных целей

Развитие экономики г. Барнаула и достижение долгосрочных целей Программы необходимо разделить на два этапа: 2008-2012 годы – первый этап, который будет характеризоваться наращиванием потенциала экономики города и на втором этапе в течение 2013 – 2017 годов будет происходить устойчивое развитие всех сфер жизни города и формирование основы для будущего инновационного сценария развития г. Барнаула, который будет реализовываться после 2017 г.

1.      2008-2012 годы. Основными задачами этапа являются сглаживание негативных и закрепление позитивных тенденций социально-экономического развития города, при сохранении общих тенденций развития.

Укрепление трудового потенциала выразится в дальнейшем создании новых рабочих мест, увеличении заработной платы работников (в том числе малых предприятий), решении социальных проблем работающих, в поддержании режима благоприятствования малому бизнесу.

Наращивание производственного потенциала укрепит партнерские отношения муниципалитета с собственниками крупнейших организаций города на основе заключенных соглашений в целях оптимального сочетания экономических, трудовых и социальных интересов сторон, в увеличении доли малого бизнеса в производстве товаров народного потребления и в сфере услуг, в повышении инвестиционной привлекательности города за счет дальнейшего улучшения институциональных условий функционирования бизнеса. Одним из существенных результатов этапа станет создание благоприятных условий для ускоренного развития в намеченных «точках роста» города.

Финансовый потенциал будет расти как результат оптимизации управления муниципальными финансами: максимального использования налогового потенциала города, перераспределения финансовых ресурсов в пользу наиболее эффективных направлений, сокращения малоэффективных, необоснованных бюджетных расходов.

2.      2013-2018 годы. Этап нивелирования негативных тенденций и качественного изменения уровня жизни населения.

На данном этапе необходимо добиться сближения показателей рождаемости и смертности и создания благоприятных условий для закрепления населения в городе.

Итогом реализации этапа должно стать развитие благоприятных условий для перехода промышленного комплекса города на инновационный путь развития и обеспечение устойчивого экономического роста, способствующего притоку населения и инвестиций в город.

Будут созданы благоприятные условия для жилищного строительства и повышения доступности жилья для населения.

«Средний класс» составит подавляющую долю населения г. Барнаула.

Сценарии реализации долгосрочных целей, выбор базового сценария

Реализация Программы социально-экономического развития г. Барнаула, которая будет проходить в два этапа, должна учитывать возможные сценарные условия, определяющие основные параметры изменения внутренней и внешней среды города. Наиболее вероятные, из возможных, три сценария долгосрочного развития г. Барнаула:

инерционный

умеренно оптимистичный

инновационный.

1.      Инерционный сценарий развития предполагает:

-                             сохранение текущей структуры экономики с преобладанием традиционных промышленных производств;

-          низкий уровень модернизации действующих производств;

-          умеренную инвестиционную и инновационную активность хозяйствующих субъектов;

-          сохранение темпов снижения общей численности населения;

-          снижение численности трудоспособного населения;

-          сокращение доли населения с доходами ниже величины прожиточного минимума, сопровождающееся усугублением процессов дифференциации населения по уровню доходов;

-          увеличение миграционного оттока населения из города.

2.      Успешная реализация умеренно оптимистичного сценария развития позволит добиться:

-          сбалансированности экономики с преобладанием успешно развивающихся предприятий;

-          высокой инвестиционной и инновационной активности хозяйствующих субъектов;

-          снижения показателей смертности населения, особенно трудоспособного возраста, увеличения рождаемости;

-          минимизации миграционной убыли населения;

-          модернизации инфраструктуры города (транспортной, жилищно-коммунальной, электроэнергетики) и учреждений социальной сферы (образования, здравоохранения, культуры), которая позволит существенным образом улучшить качество жизни населения;

-          роста численности населения с доходами, в 4,5-6 раз превышающими величину прожиточного минимума на душу населения в месяц (среднего класса) с 29,5% до 40%.

3.      Инновационный сценарий развития характеризуется:

-          прежде всего, активным созданием и внедрением инноваций в «точках ускоренного роста» города, с последующим распространением на все сферы экономики;

-          существенным повышением конкурентоспособности продукции местных предприятий на региональных и российских товарных рынках, за счет высокотехнологичной, импортозамещающей продукции, основанной на результатах собственных исследований;

-           глубокой модернизацией городской инфраструктуры города;

-          созданием кластеров предприятий и производств;

-          постоянной работой на территории города инновационно-технологических центров и технопарков.

Реализация инерционного сценария развития не может быть стратегическим выбором муниципалитета, т.к. его реализация не позволяет достичь главной стратегической цели и задач развития города.

Локализация инноваций в университетах города и на малом количестве предприятий, в основном оборонного комплекса, не позволяет придать инновационным процессам всеобщий характер, что затрудняет реализацию инновационного сценария до 2017 г.

Стратегическим выбором муниципалитета и наиболее вероятным станет умеренно оптимистичный сценарий развития г. Барнаула, на его основе разработаны прогнозные значения индикаторов изменения социально-экономического положения города и проведено целеполагание.

Ожидаемый результат (основные индикаторы)

Результатами реализации программных мероприятий станут существенная модернизация материально-технической базы экономики города, относительно самостоятельная финансовая основа муниципального образования, развитие благоприятных условий функционирования предприятий всех форм собственности. В конечном итоге, устойчивый рост реальных доходов населения сделает возможным преобладание «среднего класса» в доходной структуре населения. Стабильно высокой будет занятость населения, произойдет снижение уровня официально зарегистрированной безработицы к трудоспособному населению до 0,66%. Объемы промышленного производства за время действия Программы увеличатся в 1,7 раза. Рост объемов инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования - в 2,7 раза.

1. Демографический потенциал, уровень жизни населения:

значительно сократится убыль населения г. Барнаула за счет снижения показателей смертности и миграции;

повысится уровень и качество жизни населения, размер среднемесячной начисленной заработной платы установится на уровне 39,9 тыс. рублей;

улучшится социальное положение малообеспеченных слоев населения, уровень бедности сократится до 11,3% против 14,0% в 2007 г.;

повысится уровень обслуживания населения предприятиями торговли, общественного питания и бытового обслуживания;

2.      Экономический потенциал:

в малом бизнесе будет работать более половины от численности занятых в экономике – 55,0%;

за время действия Программы будет создано более 91тысячи новых рабочих мест.

3.      Бюджетная система:

произойдет четкое разграничение доходных источников и расходных полномочий, рост налоговых и неналоговых доходов муниципального бюджета, совершенствование налоговой политики и повышение финансовой обеспеченности муниципального развития, обеспеченность бюджета собственными доходами увеличится с 57,3% в 2007 г. до 60,8% в 2017 г., снизится уровень дотационности местного бюджета с 2,1% до 0,7%;;

становление и развитие системы бюджетирования, ориентированного на результат, позволит увеличить эффективность работы бюджетных учреждений и реализации муниципальных целевых программ;

4.      Инфраструктурный потенциал:

увеличится обеспеченность жильем, будут реализовываться программы поддержки обеспечения жильем молодых семей, малообеспеченных граждан;

повысится качество торговли и услуг, предоставляемых населению, рост благосостояния горожан, скажется на росте товарооборота на душу населения.

5. Социальная инфраструктура:

повысится уровень обеспечения населения объектами социальной инфраструктуры;

улучшится состояние объектов социальной инфраструктуры, соответственно повысится качество медицинского обслуживания, оказания образовательных, социальных, спортивных, культурно-просветительских услуг населению.



Список литературы


Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года) // Российская газета. – 1993. - №237.

1.                 Закон Алтайского края от 11.10.1999 № 48-ЗС (ред. от 12.07.2005) «О научной деятельности и региональной научно-технической политике Алтайского края» // Сборник законодательства Алтайского края. – 1999. - № 42(62).

2.                 Постановление Алтайского краевого Совета народных депутатов от 06.04.2006 № 156 «О приоритетных направлениях социально-экономического развития Алтайского края на 2006-2008 г.г.» // СПС Консультант Плюс.

3.                 Постановление Администрации Алтайского края от 19.01.2006 № 9 (ред. от 09.11.2006) «Об утверждении положения о главном управлении экономики и инвестиций в Алтайском крае» // Сборник законодательства Алтайского края. – 2006. - № 117.

4.                 Проект «Стратегия развития г. Барнаула до 2010 года // www.barnaul.org

5.                 Адирим И. , Янов Я.А. Система моделей регионального прогнозирования. - М.: Экономика, 2002. – 564 с.

6.                 Анализ бюджетной системы: проблемы укрепления местных и региональных бюджетов // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. – 2007. - № 3.

7.                 Арзамаскин В.И. Комплексный региональный экономический анализ. Под ред. Садкова В. - Томск, 2004. – 356 с.

8.                 Вишнев С.М. Основы комплексного прогнозирования. - М.: Наука, 2006. – 216 с.

9.                 Дмитриева О. Региональная экономическая диагностика. - СПб., 2005. – 95 с.

10.            Жихаревич Б.С. Современная экономическая политика городских и региональных властей. - СПб., 2005. – 220 с.

11.            Иванова В.Н. Местное самоуправление: проблемы теории и практики. - СПб., 2005. – 215 с.я

12.            Когут А.Е., Рохчин В.Е. Информационные основы регионального социально экономического мониторинга. - СПб., 2005. – 230 с.

13.            Комплексное региональное планирование и прогнозирование. - М.: Наука, 2003. – 216 с.

14.            К определению понятия «правовой фактор» и его межотраслевой роли в региональной экономике / Отв. ред. Л.А. Калганова // исполнительное право. – 2006. - № 4.

15.            Павленко В.Ф. Планирование территориального развития. - М.: Экономика, 2004. – 65 с.

16.            Понятие, признаки и функции налогов как основа конституционного регулирования налоговых отношений // Налоги и налогообложение. – 2006. - № 12.

17.            Россия и ее регионы // Власть и экономика. - 2005. - № 2.

18.            Тенденции развития законодательства субъектов РФ в социально-экономической сфере / Отв. ред. С.С. Собянин // Журнал российского права. – 2007. - № 1.

19.            Чичканов В.П. Принципы и методы долгосрочного планирования экономики региона. - М., 2006. -310 с.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты