Определение миссии, главной цели, целей и приоритетных направлений долгосрочного развития г. Барнаула
Миссия - обеспечение высокого качества жизни населения на основе целенаправленного преобразования города в промышленный, торговый, научно-образовательный, медицинский, культурный и транзитный центр на границе «Большого Алтая».
В Алтайском регионе на основе меморандума о развитии сотрудничества в рамках Международного координационного совета «Наш общий дом – Алтай» происходит взаимовыгодное приграничное сотрудничество на уровне исполнительных и законодательных органов власти шести приграничных территорий четырех стран: Казахстана (Восточно-Казахстанской области), Китая (Синьцзян-Уйгурского автономного района), Монголии (Ульгийского и Ховдского аймаков) и России (Алтайского края и республики Алтай).
Главная цель – достижение устойчивого экономического роста и переход на качественно новый уровень жизни населения городского округа.
Этапы достижения долгосрочных целей
Развитие экономики г. Барнаула и достижение долгосрочных целей Программы необходимо разделить на два этапа: 2008-2012 годы – первый этап, который будет характеризоваться наращиванием потенциала экономики города и на втором этапе в течение 2013 – 2017 годов будет происходить устойчивое развитие всех сфер жизни города и формирование основы для будущего инновационного сценария развития г. Барнаула, который будет реализовываться после 2017 г.
1. 2008-2012 годы. Основными задачами этапа являются сглаживание негативных и закрепление позитивных тенденций социально-экономического развития города, при сохранении общих тенденций развития.
Укрепление трудового потенциала выразится в дальнейшем создании новых рабочих мест, увеличении заработной платы работников (в том числе малых предприятий), решении социальных проблем работающих, в поддержании режима благоприятствования малому бизнесу.
Наращивание производственного потенциала укрепит партнерские отношения муниципалитета с собственниками крупнейших организаций города на основе заключенных соглашений в целях оптимального сочетания экономических, трудовых и социальных интересов сторон, в увеличении доли малого бизнеса в производстве товаров народного потребления и в сфере услуг, в повышении инвестиционной привлекательности города за счет дальнейшего улучшения институциональных условий функционирования бизнеса. Одним из существенных результатов этапа станет создание благоприятных условий для ускоренного развития в намеченных «точках роста» города.
Финансовый потенциал будет расти как результат оптимизации управления муниципальными финансами: максимального использования налогового потенциала города, перераспределения финансовых ресурсов в пользу наиболее эффективных направлений, сокращения малоэффективных, необоснованных бюджетных расходов.
2. 2013-2018 годы. Этап нивелирования негативных тенденций и качественного изменения уровня жизни населения.
На данном этапе необходимо добиться сближения показателей рождаемости и смертности и создания благоприятных условий для закрепления населения в городе.
Итогом реализации этапа должно стать развитие благоприятных условий для перехода промышленного комплекса города на инновационный путь развития и обеспечение устойчивого экономического роста, способствующего притоку населения и инвестиций в город.
Будут созданы благоприятные условия для жилищного строительства и повышения доступности жилья для населения.
«Средний класс» составит подавляющую долю населения г. Барнаула.
Сценарии реализации долгосрочных целей, выбор базового сценария
Реализация Программы социально-экономического развития г. Барнаула, которая будет проходить в два этапа, должна учитывать возможные сценарные условия, определяющие основные параметры изменения внутренней и внешней среды города. Наиболее вероятные, из возможных, три сценария долгосрочного развития г. Барнаула:
инерционный
умеренно оптимистичный
инновационный.
1. Инерционный сценарий развития предполагает:
- сохранение текущей структуры экономики с преобладанием традиционных промышленных производств;
- низкий уровень модернизации действующих производств;
- умеренную инвестиционную и инновационную активность хозяйствующих субъектов;
- сохранение темпов снижения общей численности населения;
- снижение численности трудоспособного населения;
- сокращение доли населения с доходами ниже величины прожиточного минимума, сопровождающееся усугублением процессов дифференциации населения по уровню доходов;
- увеличение миграционного оттока населения из города.
2. Успешная реализация умеренно оптимистичного сценария развития позволит добиться:
- сбалансированности экономики с преобладанием успешно развивающихся предприятий;
- высокой инвестиционной и инновационной активности хозяйствующих субъектов;
- снижения показателей смертности населения, особенно трудоспособного возраста, увеличения рождаемости;
- минимизации миграционной убыли населения;
- модернизации инфраструктуры города (транспортной, жилищно-коммунальной, электроэнергетики) и учреждений социальной сферы (образования, здравоохранения, культуры), которая позволит существенным образом улучшить качество жизни населения;
- роста численности населения с доходами, в 4,5-6 раз превышающими величину прожиточного минимума на душу населения в месяц (среднего класса) с 29,5% до 40%.
3. Инновационный сценарий развития характеризуется:
- прежде всего, активным созданием и внедрением инноваций в «точках ускоренного роста» города, с последующим распространением на все сферы экономики;
- существенным повышением конкурентоспособности продукции местных предприятий на региональных и российских товарных рынках, за счет высокотехнологичной, импортозамещающей продукции, основанной на результатах собственных исследований;
- глубокой модернизацией городской инфраструктуры города;
- созданием кластеров предприятий и производств;
- постоянной работой на территории города инновационно-технологических центров и технопарков.
Реализация инерционного сценария развития не может быть стратегическим выбором муниципалитета, т.к. его реализация не позволяет достичь главной стратегической цели и задач развития города.
Локализация инноваций в университетах города и на малом количестве предприятий, в основном оборонного комплекса, не позволяет придать инновационным процессам всеобщий характер, что затрудняет реализацию инновационного сценария до 2017 г.
Стратегическим выбором муниципалитета и наиболее вероятным станет умеренно оптимистичный сценарий развития г. Барнаула, на его основе разработаны прогнозные значения индикаторов изменения социально-экономического положения города и проведено целеполагание.
Ожидаемый результат (основные индикаторы)
Результатами реализации программных мероприятий станут существенная модернизация материально-технической базы экономики города, относительно самостоятельная финансовая основа муниципального образования, развитие благоприятных условий функционирования предприятий всех форм собственности. В конечном итоге, устойчивый рост реальных доходов населения сделает возможным преобладание «среднего класса» в доходной структуре населения. Стабильно высокой будет занятость населения, произойдет снижение уровня официально зарегистрированной безработицы к трудоспособному населению до 0,66%. Объемы промышленного производства за время действия Программы увеличатся в 1,7 раза. Рост объемов инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования - в 2,7 раза.
1. Демографический потенциал, уровень жизни населения:
значительно сократится убыль населения г. Барнаула за счет снижения показателей смертности и миграции;
повысится уровень и качество жизни населения, размер среднемесячной начисленной заработной платы установится на уровне 39,9 тыс. рублей;
улучшится социальное положение малообеспеченных слоев населения, уровень бедности сократится до 11,3% против 14,0% в 2007 г.;
повысится уровень обслуживания населения предприятиями торговли, общественного питания и бытового обслуживания;
2. Экономический потенциал:
в малом бизнесе будет работать более половины от численности занятых в экономике – 55,0%;
за время действия Программы будет создано более 91тысячи новых рабочих мест.
3. Бюджетная система:
произойдет четкое разграничение доходных источников и расходных полномочий, рост налоговых и неналоговых доходов муниципального бюджета, совершенствование налоговой политики и повышение финансовой обеспеченности муниципального развития, обеспеченность бюджета собственными доходами увеличится с 57,3% в 2007 г. до 60,8% в 2017 г., снизится уровень дотационности местного бюджета с 2,1% до 0,7%;;
становление и развитие системы бюджетирования, ориентированного на результат, позволит увеличить эффективность работы бюджетных учреждений и реализации муниципальных целевых программ;
4. Инфраструктурный потенциал:
увеличится обеспеченность жильем, будут реализовываться программы поддержки обеспечения жильем молодых семей, малообеспеченных граждан;
повысится качество торговли и услуг, предоставляемых населению, рост благосостояния горожан, скажется на росте товарооборота на душу населения.
5. Социальная инфраструктура:
повысится уровень обеспечения населения объектами социальной инфраструктуры;
улучшится состояние объектов социальной инфраструктуры, соответственно повысится качество медицинского обслуживания, оказания образовательных, социальных, спортивных, культурно-просветительских услуг населению.
Список литературы
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года) // Российская газета. – 1993. - №237.
1. Закон Алтайского края от 11.10.1999 № 48-ЗС (ред. от 12.07.2005) «О научной деятельности и региональной научно-технической политике Алтайского края» // Сборник законодательства Алтайского края. – 1999. - № 42(62).
2. Постановление Алтайского краевого Совета народных депутатов от 06.04.2006 № 156 «О приоритетных направлениях социально-экономического развития Алтайского края на 2006-2008 г.г.» // СПС Консультант Плюс.
3. Постановление Администрации Алтайского края от 19.01.2006 № 9 (ред. от 09.11.2006) «Об утверждении положения о главном управлении экономики и инвестиций в Алтайском крае» // Сборник законодательства Алтайского края. – 2006. - № 117.
4. Проект «Стратегия развития г. Барнаула до 2010 года // www.barnaul.org
5. Адирим И. , Янов Я.А. Система моделей регионального прогнозирования. - М.: Экономика, 2002. – 564 с.
6. Анализ бюджетной системы: проблемы укрепления местных и региональных бюджетов // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. – 2007. - № 3.
7. Арзамаскин В.И. Комплексный региональный экономический анализ. Под ред. Садкова В. - Томск, 2004. – 356 с.
8. Вишнев С.М. Основы комплексного прогнозирования. - М.: Наука, 2006. – 216 с.
9. Дмитриева О. Региональная экономическая диагностика. - СПб., 2005. – 95 с.
10. Жихаревич Б.С. Современная экономическая политика городских и региональных властей. - СПб., 2005. – 220 с.
11. Иванова В.Н. Местное самоуправление: проблемы теории и практики. - СПб., 2005. – 215 с.я
12. Когут А.Е., Рохчин В.Е. Информационные основы регионального социально экономического мониторинга. - СПб., 2005. – 230 с.
13. Комплексное региональное планирование и прогнозирование. - М.: Наука, 2003. – 216 с.
14. К определению понятия «правовой фактор» и его межотраслевой роли в региональной экономике / Отв. ред. Л.А. Калганова // исполнительное право. – 2006. - № 4.
15. Павленко В.Ф. Планирование территориального развития. - М.: Экономика, 2004. – 65 с.
16. Понятие, признаки и функции налогов как основа конституционного регулирования налоговых отношений // Налоги и налогообложение. – 2006. - № 12.
17. Россия и ее регионы // Власть и экономика. - 2005. - № 2.
18. Тенденции развития законодательства субъектов РФ в социально-экономической сфере / Отв. ред. С.С. Собянин // Журнал российского права. – 2007. - № 1.
19. Чичканов В.П. Принципы и методы долгосрочного планирования экономики региона. - М., 2006. -310 с.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12