2.2 Анализ взаимосвязи и влияния государственной политики на развитие г .Барнаула
Барнаул – административная столица Алтайского края с 1937 г., один из крупнейших городов Западной Сибири.
Официальным годом основания города Барнаула считается 1730 г. На протяжении своего более чем 270-летнего существования город исполнял административные функции, что позволило ему стать не только промышленным, но и культурным, научно-образовательным центром всей Западной Сибири.
Экономическое развитие Барнаула происходило поэтапно. На первом этапе в течение XVIII в. и до средины XIX в. город развивался как центр горнозаводской промышленности на Алтае, имевший самый крупный сереброплавильный завод России.
С середины XIX века город постепенно утрачивает значение горно-промышленного центра. В 1893 г. Барнаульский сереброплавильный завод, просуществовавший около полутора столетий, был закрыт.
На втором этапе развития в конце XIX века в городе активно развивается промышленность: мукомольная, мыловаренная, пивоваренная, маслобойная, вино-водочная, кожевенная, овчинно-меховая, пимокатная, а также маслоделие. Вслед за промышленностью возрастает торгово-деловая активность. Уже к началу XX в. Барнаул превратился в крупный торговый центр. Большого объема достиг вывоз пшеницы и масла в другие районы Сибири, в европейскую часть России и за рубеж (Англия, Дания). Важными этапами для дальнейшего экономического развития Барнаула стали открытие сообщения в 1915 г. по железной дороге Новониколаевск (Новосибирск) – Барнаул, улучшившего транспортные связи города с европейской частью России и строительство железнодорожного моста через р. Обь.
Третий этап относится к середине 30-годов, периоду индустриализации, когда происходило наращивание промышленного потенциала города (построен первый крупный завод – меланжевый комбинат, ТЭЦ, более мелкие фабрики и заводы), развитие коммунального хозяйства (строительство водопроводов, мощеных дорог, пуск автобусных линий), появились первые высшие учебные заведения (рабочий факультет Томского университета, учительский институт, институт усовершенствования учителей).
С Великой Отечественной войной связан четвертый этап развития города – этап формирования мощного оборонно-промышленного комплекса, когда в начальный период войны из европейской части страны были эвакуированы крупнейшие предприятия («Трансмаш», «Радиозавод», «Завод механических прессов»). В послевоенные годы Барнаул бурно развивался. Росло население, в основном за счет притока жителей из сельской местности. Так за 20 лет, с 1956 по 1975 год численность населения увеличилась более чем в два раза составив 552 тыс. человек. Были построены десятки крупных заводов: машиностроительных («Моторный завод», «Ротор»), химических («Химволокно», «Шинный»), текстильных «ХБК», две ТЭЦ, предприятия пищевой промышленности, стройиндустрии. Данные предприятия сформировали современную производственную базу города. В это же время было создано современное коммунальное хозяйство: проложены сотни километров водопроводной, теплофикационной и канализационной сетей, построены два водозабора из Оби и несколько водозаборов из подземных вод. Проведено асфальтирование улиц, сданы в эксплуатацию линии автобусного, трамвайного и троллейбусного движения. Открыты высшие и средние специальные учебные заведения, создан телецентр, построены дворцы культуры, кинотеатры, поликлиники, больницы и большое количество жилых домов.
В настоящее время территория города включает 5 административных районов: Железнодорожный, Индустриальный, Ленинский, Октябрьский, Центральный. На территории города находятся 23 населенных пункта, не являющихся муниципальными образованиями: села (Власиха, Гоньба, Лебяжье), поселки (Лесной, Новомихайловка, Пригородный, Березовка, Землянуха, Казенная Заимка, Центральный, Бельмесево, Конюхи, Мохнатушка, Черницк, Ягодное, Борзовая Заимка, Плодопитомник, Садоводов), станции (Власиха, Ползуново, Железнодорожная казарма 242 км, Железнодорожная казарма 250 км, Железнодорожная казарма 252 км).
Природно-климатические условия
Город расположен на левом берегу Оби, в устье реки Барнаулки. Площадь водосбора в створе города 169 тыс. кв. км, протяженность участка Оби в городской черте составляет 47 км. По территории города протекают притоки р. Оби - р. Барнаулка, Лосиха, Таловая, Пивоварка, Власиха, руч. Сухой лог. Кроме рек на территории города имеется пруд «Лесной пруд» на р. Барнаулка площадью 28 га, ряд озер в пойме р. Оби. Самым крупным является оз. Лебяжье, площадью 40 га. В зоне отдыха на правом берегу р. Оби восточнее автомобильного моста через р. Обь созданы два искусственных озера.
Инженерно-геологические условия на территории города имеют свои специфические особенности. Водоупорные свойства суглинистых почв и речная эрозия создают условия для развития оползневых процессов на левом склоне Оби. Под антропогенным воздействием (утечка техногенных вод, пригрузка склонов) оползни активизируются и наносят значительный социально-экономический ущерб городу. Скорость разрушения склона составляет в среднем 0,6-5 м/год. В оползневой зоне функционирует более 20 крупных и средних предприятий, расположены сотни частных жилых домов.
Площадь земель города в пределах городской черты составляет 32,0 тыс. га (0,2% всей площади Алтайского края). По функциональному использованию распределение земель выглядит следующим образом: 9,6 га (29%) составляют земли сельскохозяйственного использования в пойме р. Оби; 8,0 га (25%) - земли жилой застройки, дачных и садоводческих объединений граждан, гаражей и погребов, организаций торговли и бытового обслуживания, учреждений образования и здравоохранения, промышленности, под административными и общественными объектами; 5,0 га (16%) земель занято лесами; 4,4 га (14%) земли под обособленными водными объектами; 5,0 га (16%) земли общего пользования и прочие земли поселений.
Зеленые насаждения общего пользования занимают площадь 193,0 га, обеспеченность ими составляет 3,2 м2/чел., без учета городских лесов– 15% от требуемой площади общегородского зеленого фонда. Основные природно-территориальные комплексы естественного происхождения города представлены растительностью правобережных пойменных территорий р. Оби. В застроенной части города наибольшую ценность представляют крупные парки общегородского значения (78,0 га) и городские лесопарки (547,0 га). Протяженность городских лесов с севера на юг 35 км, с запада на восток 14 км. Рекреационные территории города используются населением для прогулочного отдыха, туризма, любительского промысла, пикникового отдыха.
Климат резко континентальный с умеренно-суровой и малоснежной зимой и теплым летом. По количеству выпадающих атмосферных осадков Барнаул относится к зоне недостаточного увлажнения. Воздух сухой в течение всего года, а особенно весной и в начале лета. Ветровой режим характеризуется повышенными скоростями ветра, преобладают во все сезоны ветры юго-западного направления.
Экологическая обстановка в г. Барнауле оценивается как сложная. Основными источниками загрязнения воздушного бассейна являются объекты теплоэнергетики (ТЭЦ – 1,2,3, котельные), работающие на угле, автотранспорт, промышленные предприятия. Усугубляют ситуацию неблагоприятные метеорологические условия региона для рассеивания примесей, нерациональное размещение предприятий, жилых районов и магистралей, неудовлетворительное санитарное состояние многих дворовых территорий. Состояние водного бассейна также неудовлетворительное. Качество воды всех рек, протекающих в черте города, оценивается 3-4 классом (очень загрязненная, грязная). Причины высокого загрязнения: недостаточные мощности городских КОС, сброс неочищенных промышленных стоков, недостаточна развитая система дождевой канализации, захламление русел малых рек.
По данным МПЦ «Наследие» на 01.01.2006 г. на государственной охране в г. Барнауле находился 351 памятник истории, градостроительства и архитектуры, культуры XVIII-XX вв. Из них 316 – местного значения, 27 – федерального.
Территориально-экономические условия
Барнаул является крупным транспортным узлом Сибири. Автомобильные магистрали города имеют выход на дороги федерального и территориального значения: проспект Красноармейский имеет выход к федеральной дороге «Чуйский тракт» (Новосибирск – Бийск – Ташанта – граница с Казахстаном); Павловский тракт связывает главные территориальные дороги (Барнаул – Камень-на-Оби – Новосибирск и Павловск – Ребриха – Буканское); Змеиногорский тракт (Барнаул – Рубцовск – граница с Казахстаном (г. Семипалатинск)). Стратегически важная железнодорожная магистраль Новосибирск – Барнаул – Алма-Ата – Ташкент обеспечивает взаимодействие Сибири с Казахстаном и Средней Азией. Благодаря выгодному географическому положению Барнаульский транспортный узел имеет большой внутренний и внешний потенциал развития, по обеспечению потребностей не только города и края, но и всего региона.
Сегодня Барнаул – многофункциональный региональный центр, выполняющий административно-управленческие, промышленные, научно-образовательные, транспортно-рапределительные, торгово-сбытовые и другие функции. Здесь сконцентрированы значительные трудовые ресурсы – 27% трудоспособного населения края, на долю города приходится более 38% краевого объема промышленного производства, высок уровень развития потребительского рынка.
Демография
По результатам Всероссийской переписи населения 2002 года численность населения города составила 667,6 тыс. человек (четверть населения Алтайского края и около 50% городского населения края), в г. Барнауле проживают представители более 100 национальностей - 95% населения составляют русские, вторая по численности национальность – немцы, третья – украинцы. В общей численности населения по данным 2005 г. мужчины составили 44,7%, женщины – 55,3%. Плотность населения – 691,9 чел./км2.
Вследствие негативных медико-демографических процессов, по итогам 2006 года численность населения уменьшилась на 17,9 тыс. человек и составила 649,7 тыс. человек. Естественная убыль населения, начавшаяся в 1992 г., продолжается до настоящего времени. Темп снижения численности - 2 и более тысячи человек в год (таблица 1.1).
В 2006 году на 100 трудоспособных граждан приходилось 21,7 лиц ниже трудоспособного возраста и 29,3 лиц старше трудоспособного возраста.
Удельный вес лиц старше 60 лет (15,4%) свидетельствует о демографической старости населения, что приводит к снижению рождаемости, увеличению смертности, изменению структуры заболеваемости.
Низкая рождаемость привела к значительному снижению доли лиц моложе трудоспособного возраста с 19,6% в 1997 до 14,3% в 2006 году. Причем наиболее значительные темпы снижения этой возрастной категории, до 4% в год, регистрировались до 2004 года. С 2004 года доля лиц этого возраста в общем населении стабильна – 14,5%, что объясняется всплеском рождаемости, начиная с 2003 года. Обнадёживающий, на первый взгляд, прирост рождаемости, начавшийся с 2003 года и достигший в 2005 году 10,6‰, был обусловлен в основном временным увеличением численности женщин, рожденных в 80-ые годы прошлого столетия после принятия Правительством страны мер по социальной защите материнства и детства. В 2006 году снижение численности женщин детородного возраста привело к резкому снижению рождаемости до 10,1‰. В последующие пять лет снижение численности девушек подростков может еще более негативно отразиться на процессах рождаемости, но положительное влияние должны оказать принимаемые на федеральном уровне меры по улучшению демографической ситуации.
Естественная убыль населения за прошедший год уменьшилась с -3,4 до -2,8 тысяч, благодаря снижению в 2006 году уровня общей смертности до 13,0‰. Структура общей смертности на протяжении многих лет остается неизменной. По данным статистики, среди всех умерших причиной каждой второй смерти являются заболевания системы кровообращения (в 2006 г. -54,9%) Другими главными причинами являются онкологические заболевания (2006г. - 15,6%), а также несчастные случаи, отравления и травмы (2006г. – 13,9%).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12