Социально-политические методы связаны с условиями труда, быта, досуга людей, их статус в обществе, возможности свободной самореализации. Это влияет на социально-политические взгляды и интересы людей. Углубление демократизма государства объективно ведёт к возрастанию роли данных методов.
Экономические методы обусловлены ролью экономических интересов в жизни людей и соответственно в управленческих процессах. Возможности приобретения и расширения личной собственности, свобода предпринимательства, действующие в обществе материальные стимулы, характер и уровень оплаты труда, другие экономические явления всегда привлекают внимание, и, оперируя ими, органы государственной власти и местного самоуправления могут многого добиться в реализации целей и функций исполнительной власти и государственного управления.
Особое место в государственно-управленческой деятельности, осуществляемой исполнительной властью занимают административные методы, содержащие способы, приёмы действия прямого и обязательного определения поведения и деятельности людей со стороны соответствующих управляющих субъектов государства. Их признаки по П. В. Алёхину [1] :
а) прямое влияние государственного органа или должностного лица на волю исполнителей путём установления их обязанностей, норм поведения и издания конкретных команд;
б) односторонний выбор способа решения стоящей задачи, варианта поведения, однозначное решение ситуации, подлежащее обязательному исполнению.
в) безусловная обязанность распоряжений и указаний, невыполнение которых может повлечь за собой различные виды юридической ответственности.
В методах воздействия на федеральные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации со стороны федеральных органов государственной власти прямое властное юридическое воздействие уступают оказанию помощи, методом согласования и контроля исполнения федеральных правовых актов местного значения. Однако надо иметь в виду, что государственное управление – юридически властная деятельность, которой, в рамках, установленных законом, охватываются также органы управления субъектов Российской Федерации, особенно по предметам и полномочиям совместного ведения органов государственного управления Российской Федерации и его субъектов (государственная власть едина)
В практической деятельности органов государственной власти стали чаще использоваться такие приёмы, как одобрение решений, инициатив, программ, сопровождаемые иногда конкретными предписаниями органам исполнительной власти в обеспечении их реализации.
По мнению В. П. Алёхина [1] наряду с рекомендациями, советами и т.п., органами государственного управления используются методы непосредственных императивных предписаний и государственного принуждения в пределах представленной им компетенции. Более широко они применяются:
1)В отношении государственных организаций.
2)В сфере административно-политической деятельности.
В настоящее время широко применяется такой метод, как государственные заказы.
Государственные заказы были введены ещё в СССР в 1990 году. Они сужали область применения адресных заказов, но имели директивный характер. Условие, что размещение государственных заказов должно сопровождаться материально-техническим и финансовым обеспечением их выполнения, на практике не соблюдалось.
Институт государственных заказов используется государством и сейчас. Он имеет свою перспективу в условиях рыночных отношений, а также позволяет;
а) обеспечивать государственные потребности и рационально использовать бюджетные средства;
б) содействовать развитию эффективных производств и видов социальной деятельности, влияя с их помощью на формирование прогрессивной отраслевой структуры;
в) стимулировать платёжеспособный спрос государства.
Государственные заказы – инструмент осуществления государственных программ (экономических, социальных, научно-технических, экологических)
Экономической и правовой основами формирования и реализации государственных заказов на различных уровнях государственного управления является формирование соответствующих бюджетов и установленные права федеральных органов и органов, субъектов Российской Федерации в их составлении и расходовании.
Следовательно, государственный заказ в современных условиях – гибкий, своеобразный инструмент государственного регулирования, не противоречащий рыночным отношением. Более того, субъекты рынка часто ориентируются на государственные заказы.
Законы и иные правовые акты, отражая особенности регулирования отношений, связанных с формированием и размещением заказов, позволяет выделить их общие и наиболее важные моменты. Они сводятся к следующим:
а) законы формируются, размещаются и исполняются на договорной основе;
б) заказы размещаются на предприятиях, учреждениях и организациях независимости от форм собственности и ими исполняются;
в) государственные заказчики утверждаются Правительством Российской Федерации и компетентными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Государственные заказчики формируют работу по выполнению целевых программ и обеспечению поставки продукции для государственных нужд;
г) финансовые ресурсы, главным образом из бюджетов, выделяются государственному заказчику, которые осуществляет финансирование и выполнение заказов;
д) гарантом обязательств государственного заказчика выступают соответствующие органы исполнительной власти.
Государственный заказ определяется, как задание Правительства РФ на очередной календарный год федеральным органом исполнительной власти на переподготовку, и повышение квалификации государственных служащих в пределах, предусмотренных в федеральном бюджете средств на эти цели.
Государственный заказ размещается в образовательных учреждениях, имеющих лицензию на осуществление дополнительного, профессионального обучения государственных служащих. Он осуществляется государственным заказчиком, как правило, на конкурсной основе в период формирования заявок федеральных органов исполнительной власти на государственный заказ.
Положением определяется процедура формирования, содержание и утверждение государственного заказа на переподготовку, и повышение квалификации указанных государственных служащих. Указом президента Российской Федерации от 7 февраля 1995 года «О государственном заказе на переподготовку и повышение квалификации» введён государственный заказ на переподготовку и повышение квалификации федеральных государственных служащих, занимающих должности, определённые Реестром государственных служащих, утверждённых указом Президента РФ от 11 января 1995 года № 33.
Важно не противопоставлять методы управленческой деятельности, а применять их комплексно, избирательно, в соответствии с обстоятельствами, характером ситуаций, и уровнем поведения людей. Каждый метод имеет свои пределы, и в эти пределы он должен вовлекаться в государственное управление, в том числе для обслуживания соответствующих стадий управленческой деятельности.
Выводы.
1.Формы – понятие более широкое, включает в себя методы.
2.Формы бывают двух видов: правовые и организационные.
3.Методы можно объединить в 2 вида: функционирования и обеспечения. Каждый из которых включает в себя несколько дополнительных методов.
Вывод
Были проработаны такие понятия, как исполнительная власть, её структура, роль в механизм государства. Выяснилось, что исполнительная власть это одна из самостоятельных и независимых публичных властей в государстве. Имеет совокупность полномочий по управлению государственными делами:
- полномочия подзаконодательного регулирования;
- полномочия внешнеполитического представительства;
- полномочия по осуществлению административного управления и др.
Имеет систему государственных органов, осуществляющих эти полномочия: Правительства, советы министров, имеющие статус правительств, министерства, государственные комитеты, комитеты, службы, главные управления, инспекции, агентства, департаменты, администрации, мэрии, отделы.
Государственно-управленческая деятельность всегда была необходимой, и сохраняется в качестве таковой и в наши дни. Главное заключается в обязательных изменениях форм и методов этой деятельности, диктуемых условиями общественного развития в переходный период. Выяснилось, что формы бывают правовые и организационные, а доминирующие методы: обеспечения и функционирования. К методам функционирования можно отнести правовые и административные методы(согласования и контроля), а к методу обеспечения: морально-этические, социально-политические, экономические и административные. Государственный заказ, метод непосредственных императивных предписаний и государственного принуждения.
Глава II. Исследование механизма работы отдела культуры спорта и молодёжной политики администрации муниципального образования «Черняховский городской округ»
Выдвинутая гипотеза: в процессе реализации исполнительной власти государства используются специфические формы и методы, нашла свое подтверждение в процессе исследования работы администрации муниципального образования «Черняховский городской округ» и конкретно, в отделе культуры спорта и молодёжной политики.
Черняховск - административный центр Черняховского района Калининградской области - самого западного региона России, её эксклава, имеющего статус Особой экономической зоны. Это открытые ворота России в Западную Европу, транспортный узел, место обмена продукцией, технологиями, инвестициями.
Черняховск - город неплохих возможностей. Уникальное географическое положение, благоприятный для сельского хозяйства климат, крупный транспортный узел, богатое историческое наследие, а также экономические, природные и человеческие ресурсы - основа взаимовыгодного сотрудничества между Черняховском и городами России, стран ближнего и дальнего зарубежья.
Для реализации всех этих преимуществ городу просто необходима сильная вертикаль власти.
Власти города ставят перед собой следующие приоритеты развития:
экономическое развитие, стимулирование малого и среднего бизнеса
создание всех условий для развития социальной сферы города
обеспечение достойной жизни для всех жителей города
формирование условий для притока иностранного капитала и иностранных инвестиций.
Расставляя перед собой такие приоритеты, власти города следуют методу функционирования. Однако, в связи с низким качеством управления и постоянно меняющейся верхушкой власти управленческий процесс идёт не эффективно, плохо прорабатываются и слабо контролируются формы и методы управления, тем самым замедляя развитие района. В следствии этого по итогам статистических подсчётов на октябрь 2007 года Муниципальное образование «Черняховский городской округ» находится в арьергардной тройке районов области.
Отдел культуры спорта и молодёжной политики, является структурным подразделением администрации муниципального образования «Черняховский городской округ», являясь тем самым одним из видов организационно правовых форм о которых идёт речь в данном исследовании.
Отдел в соответствии с целью и предметом своей деятельности осуществляет следующие функции:
1.Создает условия для деятельности учреждений культуры спорта и молодежной политики в городе.
2.Координирует деятельность структурных подразделений администрации города, предприятий, учреждений, организаций любых форм собственности по вопросам культуры спорта и молодежной политики в городе.
3.Планирует, организует и контролирует деятельность организаций осуществляющих свою деятельность в области культуры спорта и молодежной политики по вопросам своей деятельности в пределах своей компетенции и в соответствии с делегированными ему полномочиями.