Формы правосознания

Юридическая психология, будучи сама по себе сложносодержательным, объективно-регуляторным явлением, включает значительную область бессознательного — целый мир психических явлений и действий, обусловленных фактами реальности, во влиянии которых субъект не отдает себе отчета. Сфера бессознательного активно вовлечена в генезис правовых представлений, участвует в формировании как правового (стереотипы, привычки, автоматизмы и т.д.), так и противоправного поведения.

Бессознательное как явление правовой психологии находит выражение в таковых формах познания реальности, как интуиция, психологический аффект, привычные деяния, социальное возбуждение, а также в рвениях, действиях и установках, предпосылки которых не осознаются человеком.

Правовая психология — принципиально важная для правового регулирования сфера публичного сознания, на исследование которой ориентированы усилия как теоретиков права, так и профессионалов отраслевых юридических наук.

Не считая правовой психологии в структуру правосознания включается правовая идеология, которая, в различие от психологического восприятия окружающего мира, соответствует уровню научно-теоретического отражения и освоения реальности.

Правовая идеология — это совокупность юридических идей, теорий, взглядов, которые в концептуальном, систематизированном виде отражают и оценивают правовую действительность.

По сравнению с правовой психологией, первичной "субстанцией" которой выступают психологические переживания людей, идеология характеризуется целенаправленным, как правило, научным или философским осмыслением права как целостного общественного института, не в отдельных его проявлениях, в виде тех либо других норм, судебных решений, а в качестве самостоятельного элемента общества.

В сфере идеологии и через идеологию находят отражение потребности и интересы до этого всего социальных групп, классов, народов, страны, мирового общества в целом. Естественно, элемент личного находится и в идеологическом отражении правовой реальности: идеологическая доктрина создается и формулируется, как правило, отдельными людьми — учеными, философами, общественно-политическими деятелями, а далее становится достоянием многих людей, которые достигают в сознании целостного отражения страны и права.

Правовая идеология существенно превосходит правовую психологию по степени и характеру познания права. Если правовая психология фиксирует во многом внешний, поверхностно-чувственный аспект, срез правовых явлений, вполне умещающийся в повседневный человеческий опыт, то правовая идеология стремится к выявлению сущности, общественного смысла, природы права, пробует, как правило, представить его в виде законченной культурно-исторической философии и догмы.

Примерами правовой идеологии как метода правового осознания реальности могут служить гегелевская философия права, естественно-правовая, позитивистская, марксистская доктрина страны и права, многие современные концепции правопознания. Не считая этого, сфера большего "применения" правовой идеологии — не личные и стихийно-массовые дела людей, что типично для правовой психологии, а нацеленность на выражение интересов, потребностей оформленных, институционализированных социальных сообществ.

Политические организации, участвующие в современных властеотношениях, создаются, как правило, на базе какой-или политико-правовой идеологии — консервативной, либеральной, марксистской, христианской и т.д. В этом случае правовая идеология выполняет свое основное предназначение: она служит своеобразным социальным планом-программой деятельности организованных в партию, движение, олитическую систему людей, дозволяет им поступать осознанно и целесообразно для заслуги определенных социальных и правовых эталонов.

Примером конкретной, очень сложной, противоречивой деятельности целого общества людей может служить постепенный процесс формирования в России правового страны, которое обязано соответствовать как общечеловеческим, так и государственным представлениям о демократии, обеспечении прав человека, гуманном и справедливом правопорядке. В данном случае доктрина правового страны служит идеологической основой для развития русской государственности.

Наличие демократической и социально-, культурно-, исторически обоснованной государственно-правовой идеологии является жизненно принципиальным условием деятельности хоть какого общества.

Существует неписаный закон: сознание, в том числе и правовое, не терпит пустоты — какая-то, зачастую далеко не наилучшая, система взглядов его постоянно заполнит. В итоге механической деидеологизации России появилось опаснейшее, даже в сравнении с последствиями экономического кризиса, положение: усиливающееся чувство духовной пустоты, бессмысленности, бесперспективности, временности всего происходящего, которое охватывает все слои населения. В нашем "деидеологизированном" сознании усиливается тенденция к социальному примитивизму, массовым аберрациям, утрате иммунитетов от харизматического, националистического популизма.

На таковой зыбкой духовной почве правовое правительство и прочный правопорядок невозможны. Поэтому сейчас нарастает общественная потребность в новой государственно-правовой идеологии для России, которая не будет иметь ничего общего с диктатом, навязыванием и установлением в качестве единственно верной. Принципы и механизмы воспроизводства таковой идеологии в публичном сознании обязаны быть отличны от прошедшего.

Как отмечается в современной отечественной литературе, действительный выбор для грядущего России сейчас заключается не в том, жить ли с идеологией либо без нее, ибо какая-то идеология будет в любом случае, а в том, какая идеология более адекватна России, её сущности и перспективам развития.

Без политико-правовой идеологии немыслимо современное цивилизованное общество. Примерами высокоидеологичных документов могут служить Конституция США, Конституция ФРГ, французская Декларация прав человека и гражданина 1789 г., которые выступают идеологическим фундаментом демократий и правовых систем западных государств.

Для России правовая идеология приобретает необыкновенную значимость. Государственная правовая идеология дозволяет человеку, классам, партиям так либо по другому ориентироваться в новой политической обстановке. Никакая, даже самая детальная, пропаганда работающего законодательства этого дать не может. В различие от конкретных и утилитарных программ, лозунгов, планов и обещаний правовая идеология ориентируется на длительные процессы, нормы поведения, в силу чего она способна соединять поколения, концентрировать смысл их деятельности на созидательные цели.

Правовая идеология есть таковой синтез правовых знаний, в целом правовой культуры, который в концептуальном виде доступен не только специалистам, но и широким слоям населения, непосредственно каждому человеку, пропагандируя смысл жизни, работы, ориентируя их в сложном и противоречивом мире.

В конечном счете государственная правовая доктрина — показатель высоты правового сознания общества, она характеризует важнейшие культурно-правовые ценности, которые служат собственного рода "пропуском" в семью цивилизованных народов мира, позволяя занять подобающее России, её нравственному и историческому потенциалу место.

Какая же правовая идеология актуальна для современной России? Можно назвать самые примерные общие характеристики будущей целостной и систематизированной концепции правового развития России.

1. Отечественная правовая идеология не обязана строиться на идее общественного и политического раскола, противопоставления одной социальной группы — другой. Напротив, теория обязана стремиться к наибольшему духовному объединению страны, достижению ею состояния нравственной и духовной соборности, нужной степени политической консолидации.

2. Правовая идеология обязана быть открытой для учета и восприятия исторического опыта, какой бы идеологической принадлежности он ни был. Правовая идеология обязана вбирать все конструктивное и полезное для России из теории и практики прошедшего и реального.

3. Не принцип "суверенизации" личности по отношению к обществу и государству в его индивидуалистическом варианте; не огосударствление человека и угнетение его самостоятельности и инициативы: все эти крайности не могут служить методологическими основами правовой идеологии в России. Особенность возможна лишь через социальность. Нужно рациональное сочетание интересов личности и общества, а не доминирование одного над иным. Полноценное развитие личности, обеспечение гармонии прав и обязанностей реализуются через интеграцию человека в общество, его культуру.

4. Правовая идеология обязана опираться на принцип укрепления и защиты государства, которое обязано быть демократическим, федеративным, обслуживающим общество, а не стоящим над ним, мощным и эффективным. Нужно ясно представлять, что отказ от административно-командных способов в условиях правовой государственности совсем немыслим и влечет только массовый произвол, разрушение правопорядка. Без грамотных и компетентных администраторов, без эффективной исполнительной власти с армией, с обустроенными правоохранительными органами и органами, защищающими внешнюю сохранность, ни одно правовое правительство мира не может существовать. Государственное управление без опасности внедрения насилия либо внедрения насилия в вариант опасности государственной сохранности страны не может сохраниться.

Таким образом, правовая психология и правовая идеология как структурные составляющие правового сознания общества любая своими средствами служат осуществлению функций правосознания в правовом регулировании и в целом правовой культуре общества. Какие же это функции? Согласно устоявшемуся мнению юридической науки, главные функции правосознания, т.е. направления действия этого явления на публичные дела, — познавательная, оценочная, регулятивная.

Познавательная функция правосознания заключатся в том, что через восприятие и осмысление правовых явлений происходит, по существу, познание жизни — социальной либо даже естественной, природной. Задачки такового познания (на уровне обыденной практики) состоят не в выявлении и исследовании общих закономерностей и связанных с ними научных истин, а в установлении относящихся к правовой действительности событий, действий, состояний, признаков и т.д. Субъектом такового познания являются как законодатели, так и граждане: каждый из них употребляет представления о сущем и должном праве для выполнения собственных задач в правовом регулировании.

Оценочная функция правосознания состоит в том, что с помощью правосознания дается оценка конкретным жизненным происшествиям как юридически значимым. Правовая оценка — это деятельность субъектов права как людей, так и правоприменителей по установлению (отождествлению) разных жизненных событий и их социальной и правовой квалификации с точки зрения собственных представлений о праве, законности, должном поведении. Для того чтоб идентифицировать (оценить) то либо другое поведение с позиций права, нужно иметь достаточный уровень правового сознания.

Регулятивная функция правосознания реализуется через систему мотивов, ценностных ориентаций, правовых установок, которые выступают специфическими регуляторами поведения и имеют особенные механизмы формирования. Так, информация о юридических нормах порождает у субъектов права комплекс психологических реакций: чувств, эмоций, переживаний, с которыми связано возникновение определенной побуждающей либо тормозящей мотивации поведения. В этом случае правосознание (в форме правовой психологии) выступает как мотив конкретного вида поведения.

Через правосознание происходит усвоение и определенных ценностных ориентацией субъектов в обществе, когда, в частности, та либо другая конкретная личность, социальная доктрина становится основой устойчивой моральной позиции человека в жизни, особым стимулом к правомерному поведению. В этом смысле правосознание, как социальный регулятор, выступает массивным средством социально-юридического контроля за поведением.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты